Урок русского языка в 7 классе по теме

План урока русского языка в 7 «А» классе учителя МБОУ СОШ № 7 Гуртовой Натальи Ивановны   (программа под редакцией М.М.Разумовской; авторы учебника: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.) 1.          Тема урока: Стили и типы речи. Тип – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 2.      Цель урока: 1) развитие эстетического восприятия природы, способности видеть и чувствовать её красоту; 2) закрепление навыков смыслового, типологического и стилистического анализа;...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План

урока русского языка в 7 «А» классе

учителя МБОУ СОШ № 7 Гуртовой Натальи Ивановны

(программа под редакцией М.М.Разумовской; авторы учебника: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.)

  1. Тема урока: Стили и типы речи.

Тип - урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

2. Цель урока:

1) развитие эстетического восприятия природы, способности видеть и чувствовать её красоту;

2) закрепление навыков смыслового, типологического и стилистического анализа;

3) расширение и углубление представления о ключевых словах.

3.Планируемый результат:

1) познавательные УУД:

умение строить логическую цепь рассуждения;

находить доказательства;

2) коммуникативные УУД:

владение различными видами речевой деятельности;

умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

умение слушать одноклассников и вести диалог;

3)личностные УУД:

расширение словарного запаса учащихся;

способность к самооценке;

развитие моральных качеств личности.

4)регулятивные:

умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.

4. Основные понятия: тема, идея произведения, стиль речи, тип текста , текстоведческий анализ.

5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии.

6.Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь», мультимедийный проектор, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов».

п/п

Этапы урока

Формируемые понятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

1.

Организационный этап




Рефлексия

Регулятивные

(умение планировать свою деятельность)




Регулятивные

Сообщение учителя.

-На уроке мы будем работать с текстом, он у каждого из вас на столе.

-Что даёт нам работа с текстом?

-Какие формы текстоведческого анализа мы используем на уроках?


Как вы считаете, ребята, полезна ли на уроках русского языка работа с текстом?

Отвечают на вопросы учителя, предлагают свою последовательность частичного текстоведческого анализа.

Беседа по вопросам.

- Тема текста. Идея.

-Стиль речи. Тип текста.

-Составление плана.

-Работа над лексическим значением слов. Объяснение орфограмм ит.д.

22.

Целеполагание и мотивация.



Личностные (развитие и совершенствование речи, формирование высоких нравственных качеств)

Мы познакомимся с отрывком из рассказа А.П.Чехова «Степь». Это рассказ о наших родных местах. Как вы думаете, почему именно его я выбрала для работы на уроке?

Ответы на вопросы учителя:

- текст расширит наше представление о красоте Донской земли;

- научит нас более бережно относиться к природе родного края, любить свою малую родину.

33.

Актуализация знаний обучающихся.


Подготовка к работе на основном этапе.



Познавательные

( умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства)


Коммуникативные

(умение точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме)

Учитель предлагает прочитать текст вслух. Определить тему текста, идею, стиль речи, тип текста.

Текст читает подготовленный ученик.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...

Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

Учащиеся читают текст, строят логическую цепочку рассуждения.

Тема текста - бескрайние степные просторы.

Идея - показать, как прекрасна наша земля, сколько красок и звуков переполняет её.

Стиль речи - художественный, отрывок из рассказа, произведения художественной литературы.

Тип речи - повествование с элементами описания.

События описываются в определённой последовательности, на что указывают глаголы: расстилалась, сливаются, выглянуло, принялось, поползла, засветилась, сбросила, улыбнулась и др.

Наряду с этим мы видим и элементы описания: широкая, бесконечная равнина, мельница, похожая на маленького человечка.

44.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Регулятивные (умение при необходимости изменять последовательность действий)

Какие трудности возникли? Что нужно знать каждому ученику, чтобы уметь работать с текстом?

Повторение основных лингвистических терминов : тема, идея произведения, стили речи, типы текста.

55.

Подготовка к построению проекта частичного текстоведческого анализа.

Познавательные (провести параллель между кадрами современной жизни и тем, что описано в тексте)

Ознакомление учащихся с автором текста, просмотр слайдов с изображением различных уголков.

Появилось ли желание подробнее поработать с текстом?

Учащиеся смотрят слайды, узнают знакомые места.

66.

Построение проекта частичного текстоведческого анализа текста.

Работа над пониманием содержания текста.

Регулятивные (умение планировать свою деятельность)

Коммуникативные (умение логично отвечать, слушать одноклассников, вести диалог)

Личностные (пополнение словарного запаса)

Задания по группам:

1 группа - докажите, что текст художественного стиля.

2 группа - составить план.

3 группа - работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова.

Объяснить лексическое значение слов: курганчиков, полутень, монотонную, ветряная.

4 группа - подобрать синонимы к словам: бесконечная, засветилась, перекликались.

(можно пользоваться «Словарём синонимов».

5 группа - найдите в тексте и понаблюдайте, наречий какого разряда в тексте больше, почему?

Поисковая деятельность.

Учащиеся выполняют задания:

На доске ученик записывает план :

1.Равнина, перехваченная цепью холмов.

2.Возвышенность без конца и без края.

3.Солнце принялось за работу.

4. Степная музыка.

5.Тихое пение женщины.

77.

Частичный лингвистический анализ текста (реализация построенного проекта)

Познавательные

(умение рассуждать логически, приводить доказательства, подбирать примеры)


Личностные

(умение оценить свои знания, устранить пробелы, вспомнить правила).


Коммуникативные

(умение логично, точно строить свой ответ)

Слово учителя.

Работая с текстом, мы не должны забывать о правилах орфографии, пунктуации, о других разделах языкознания. Поэтому я хочу предложить вам ещё несколько заданий.

Учитель предлагает прочитать на доске слова, объяснить их орфограммы, подобрать примеры слов с аналогичными орфограммами.




Дополнительные задания по тексту:

- начертите схему первого предложения третьего абзаца.

Учащиеся списывают слова. Объясняют орфограммы. Приводят примеры.


  • Ра.кинулся (в)далеке, (ни)как не разб.рёшь, утре(нн,н)яя (полу)тень, (ярко)жёлтая полоса, (где)то далеко, (не)ожиданно послышалось, скр.пучую музыку, и.чезает в лиловой дали, ветря(нн,н)ая мельница.

88.

Этап обобщения и систематизации знаний.

Познавательные

(умение выделять, сравнивать, сопоставлять)

Личностные

(формирование высоких нравственных качеств)


С какими трудностями сегодня на уроке столкнулись?

(составление вопросов)

Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст?

Чему он вас научил?

Ответы на вопросы связным текстом.

Исправление недочётов в речи.

Этот текст очень понравился. Он учит нас любить родной край, бережно относиться к птицам.

99.

Этап контроля ,оценка всех УУД, формировавшихся на уроке.


Рефлексия.

Личностные

(способность объективно оценить свою работу и работу одноклассников)


Регулятивные

(саморефлексия)

Кто не доволен собой сегодня на уроке?

Кому из одноклассников вы посоветуете скорректировать свою работу на уроках русского языка?

Учащиеся отвечают на вопросы, ставят отметки в дневник.

Учащиеся открыты к осмыслению своих действий и самооценке.

110.

Этап информации о домашнем задании.

Регулятивные (умение выбрать задание по интересу)

Домашнее задание: создайте свой текст, посвящённый нашему посёлку как частичке донской земли (стиль моете выбрать самостоятельно).



© 2010-2022