Доклад Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иногда можно услышать, что эвристический тип обучения хорош для дополнительного, а не для основного образования, что творчеством дети могут заниматься в свободное от уроков время, а на учебных занятиях надо, прежде всего, «проходить программу». Любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету может быть рассмотрен с позицией детского творчества, организуемый педагогом.

В педагогике существует как минимум два противоположных подхода к образованию ученика. Первый предполагает первичной внутреннюю деятельность ученика, основанную на его природных сущностных возможностях. Второй ориентирует на первичность решения социальных задач.

Представителем первого подхода является Л.Н.Толстой, который создав школу, основанную на свободном развитии природных способностей детей. Л.Н.Толстой считал, что забота воспитания состоит в том, чтобы внешними действиями не испортить внутренних природных богатств ребенка, поэтому он требует, например, чтобы детские сочинения не исправлялись взрослыми даже в орфографическом отношении, так как это искажает внутренние мотивы творчества. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критерием его есть свобода» - такой вывод сделал Л.Н.Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы1. Данный подход, получивший развитие в теории и практике последователей «свободной школы», мы назовём выращиванием внутренней сущности ребенка.

Критикуя позицию Л.Н.Толстого, советский психолог Л. С. Выготский пишет: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм»2.Л.С.Выготский считает, что обучение развивает у ребенка не природные , а «исторические особенности человека»3 и вводит термин «вращивание», имея в виду перевод внешних деятельностных функций внутрь учащегося. Полемизируя с Л.Н.Толстым, Л.С. Выготский продолжает: « В искусстве человечеством накоплен такой громадный и исключительный опыт, что всякий опыт домашнего творчества и личных достижений кажется жалким и мизерным по сравнению с ним. Поэтому, когда говорится об эстетическом воспитании в системе общего образования, всегда надо иметь в виду это приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель»4.

_____________

1

ТолстойЛ.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли России второй половины хIх - начала хх в. -М.,

1990., -С.97.

2

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред . В.В. Давыдова. --- М. , 1996. - С. 242.

3

Там же. С. 334.

4

Выготский Л.С. Указ. соч.- С. 244.

Как видим, педагогический подход, ориентированный на «вращивание» опыта человечества в его индивидов , противоположен концепции « выращивания» природной сущности ребенка. Данное различие, выражаемое формулой « с предметом к детям или с детьми к предмету» , является критерием для самоопределения педагога в его деятельности. Очевидно, что гуманистически понимаемое эвристическое обучение предполагает первичность развития ребенка и вторичность изучаемых им предметов. Основная цель такого образования - дать возможность детям реализовать свой потенциал.

Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысл, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Творчество учащихся возможно лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Для этого учитель обеспечивает ученикам право выбора целей занятия, способы их достижения, темы творческой работы, формы её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ученика на проблему, его аргументированные выводы и самооценки.

Свобода творческого самовыражения и выбора образовательной траектории ученика предполагает организационно - технологическую заданность методологии его деятельности. Школьник создаёт творческий образовательный продукт и получает качественное образование. Учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием.

Эвристическая образовательная деятельность осуществляется каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями. Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по- разному. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным траекториям.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии . Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности.

Второй способ предполагает каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Первый подход наиболее распространен в современных школах, второй практически отсутствует, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников.

Задача эвристического обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь.

Одно из серьезнейших проблем сегодняшней школы резкое падение интереса учащихся к русскому языку. Может ли учитель средней школы что - нибудь изменить в создавшейся в современной ситуации? Может и должен!

Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Изучив состояние проблемы в психолого- педагогической литературе, лучший опыт педагогов , построив свою систему работы , я могу с уверенностью утверждать: использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития.

На уроках русской речи я стремлюсь к тому, чтобы у детей не было скучных и грустных лиц, а глаза светились огоньком жажды познания.

Использовать дифференцированный подход на уроках русской речи я начинаю с пятого класса, как только пришли с начальной школы.

Дифференциацию на уроках русской речи веду по четырём основным направлениям:

  1. По уровню сложности заданий на одно правило.

  2. По категориям отрабатываемых правил

  3. По уровню развития письменной речи.

  4. По уровню овладения видами разборов.

  1. По уровню сложности заданий на одно правило.

При изучении любого правила и его отработке на практике, выполняя упражнения, детям предлагаю задания различного уровня сложности.

Например, при изучении темы ,, Корень слова. Однокоренные слова" для слабых детей даю задания к любому упражнению - « В однокоренных словах выделите корни». Для сильных « Напишите пословицы. Подберите однокоренные слова к выделенным словам. Укажите антонимы» .

Для слабых детей на уроках закрепления и повторения предлагаю карточки на те правила, на которые они больше всего допускают ошибки. Задания для слабых детей даю такого вида: « Вставь нужную букву». Сильные дети выполняют такого вида: « Прочитай текст, исправь ошибки, объясни правильность написания».


  1. По категориям отрабатываемых правил.

Для отработки знания правила предлагаю детям проверочную работу, где слабые дети из перечисленных правил выбирают нужное правило на разные темы с недостающими словами выбирают нужное правило ( данное) недостающими словами.

Например, тема « Глагол - сказуемое».

Для слабых детей задание : «Спряжение глагола. Допишите личные окончания глаголов сидеть, рисовать. Определите спряжение».

Или «Сказуемое --------------------- обозначает -------------------------- , отвечает ------------------- ,выражается -----------------------------».

Для сильных детей : « Из текста выпишите глаголы настоящего, прошедшего, будущего простого и будущего сложного времен».

Любовь к природе

Природу надо любить, кем бы ты ни стал. Любовь к природе поможет тебе и в твоей будущей профессии, и в жизни.

Сколько радости доставляет лес тому, кто по- настоящему понимает и чувствует его красоту!

Равнодушный к природе человек будет вырубать леса , чтобы проложить дорогу. А человек, любящий природу, обязательно придумает что - нибудь, чтобы и дорогу проложить, и лес не погубить. А это очень важно!

Можно задание такого характера: ,, Прочитай пословицы. Спиши, вставляя вместо точек - тся, - ться

  1. Кто хочет учи-------, того лень ------------- .

  2. Без ветра и трава не колыше------------- .

  3. Кто любит труби ---------, тому без дела не сиди ---------- .

  4. Два часа поднимае ----------------, два часа умыва ----------- .

  1. По уровню развития письменной речи.

Задания по развитию письменной речи носят дифференцированный характер.

а) Слабые дети ( 5 - е классы) выбирают заголовок к тексту из предложенных заголовков , а сильные озаглавливают самостоятельно

б) Работая над деформированным текстом, слабые дети определяют последовательность предложений, а сильные из слов составляют предложения и определяют последовательность самостоятельно составленных предложений.

в) При работе над планом слабые дети сначала пользуются готовым планом, а сильные составляют план самостоятельно.

г) Работы творческого характера, где требуется придумать продолжение текста или составить текст из данных частей, сильные дети выполняют самостоятельно, придумывают продолжение текста , слабым детям предлагаю несколько вариантов продолжения текста, они записывают понравившийся.

Например: 1) В седьмом классе при изучении темы « Притяжательные местоимения» - «Продолжить рассказ, употребляя притяжательные местоимения»

Поход

Мы всем классом решили пойти в поход. Каждый высказывал свою точку зрению. -------------------------------------------- ------------- --------.--------------.----------------------.

2) Изучение темы «Местоимение», совпало с праздником «День матери» и было дано задание: «Написать письмо маме» ( накануне изучали понятие «Письмо, как эпистолярный жанр»). Ученица 7-го класса Дуйсенбаева Альбина пожелания своей маме написала в стихотворной форме ( эстетично оформила)

« Пускай каждый день будет

добрым и ясным

И будет всегда настроение

прекрасным.

И радость украсит

улыбками дом,

И вечное счастье

поселится в нем!»

4.По уровню овладения видами разборов.

При изучении различных видов разбора , слабым детям предлагаются более лёгкие варианты заданий , чем сильным.

Например, разбор по членам предложения.

Слабым: по вопросам определи члены предложения.

Сильным: найди предложения , в которых неправильно подчеркнуты члены предложения или разбери по членам .

Живёт в лесу интересная птица.

Утром в мою открытую форточку врывается бойкое щебетание воробьёв.

Маша вынула из альбома фотографию.

Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.

Разбор по составу.

Слабым: Помнишь ли ты разбор слов по составу? Допиши пропущенные слова.

  1. Прежде всего выделяем в слове -------------------.Для этого нужно ---------------- это слово. Часть слова без ------------------------ это основа.

Теперь находим ------------------------- . Для этого подбираем к слову -------------------- слова.

Общая часть родственных слов и есть -------------- .

  1. Выделяем, если в слове суффикс. Для этого смотрим, что стоит между --------------- и ------------------- .

Проверяем, есть ли выделенный суффикс ещё в каких - нибудь словах.


  1. Проверяем, есть ли в слове ------------------------ . Для этого смотрим, есть ли часть слова перед --------------------.

Сильным: вспомни правила разбора слов по составу .

Данные слова разбери по составу: берёзка, подснежник, зарисовки.

Уроки русского языка и литературы дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, который способствует повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Уроки русского языка и литературы должен быть уроком развития интеллектуальных творческих возможностей каждого ученика. Это осуществимо, если учитель знает индивидуальные особенности ученика, если видит и поддерживает пусть маленькие, но успехи ребенка. Ученику на уроке принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы. Он многое может, надо только поверить в его силы.

Для раскрытия и развития творческих данных у детей существует много методов и приёмов.

Сочинение было и остаётся одной из наиболее сложных форм деятельности учащихся. Это работа творческая, развивающая воображение, интуицию, образное мышление. И сделать эту работу интересной и доступной для ребят, заставить поверить в свои силы и возможности - не значит ли это в чём -то заложить основы будущей творческой личности в самом широком понимании этого слова? Вопрос о том, как создать эту радостную атмосферу творчества, как снять страх ребят перед собственным неумением и беспомощностью. Думается, что один из возможных путей решения этой проблемы - в соединении на каждом уроке практической работы по созданию текста с теоретическими знаниями о том , как это нужно делать. Теория суха , но именно она , став основой осмысленного навыка, даёт свободу, необходимую для развития творческого самостоятельного начала.

Главными теоретическими понятиями, с которых ученики знакомятся в 5 классе, являются понятия темы и основной мысли сочинения , а главным практическим умением - умение писать на тему и в соответствии с основной мыслью. А в 6 классе вводится теоретический материал об основных типах речи ( повествование, описание, рассуждение). Ученики знакомятся со схемами типов речи, а затем даю задание - написать сочинение. Те, кто работает в 6-х классах, знают, что в учебнике русской речи для 6 класса очень подробно дана схема работы с типами текстов. Например, даётся сначала образец текста, затем его схема, и потом выполняем задания: выделить в тексте части, которые соответствуют схеме, т.е. если повествование - найти введение, основную часть, заключение. На нескольких уроках материал закрепляется, и только потом ребята пишут сочинение.

Таким образом, задача преподавателя - научить самостоятельной творческой работе над сочинением на основе теоретических знаний о законах построения и речевого оформления высказывания, так как любой навык формируется успешнее, если он осмыслен.

Следующий вид работы - работа с текстом. В работе с текстом можно условно выделить три этапа: первый - предваряющий чтение - обдумывание заголовка и эпиграфа, если он есть. Возможны различные формы работы с заголовком, в ходе которой школьники должны « взять на вооружении» главную мысль текста. Одна из этих форм - обсуждение заголовка до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с содержанием. Например: О чем может быть текст с таким заголовком? Или же какие ассоциации вызывает слово или словосочетание, данное в заглавии? Другая- придумывание заголовков к тексту.

Второй этап работы с текстом - чтение, общение и мысленный диалог с автором. То есть на этом этапе идет обстоятельная беседа по тексту, чтобы привести ученика к пониманию содержания текста.

И, наконец, третий этап - осмысление прочитанного, т.е. выделение основной мысли текста.

Чтобы научиться приучиться выделять главную мысль, необходимо соблюдать следующие условия.

Первое - чтобы ученики знали, что эта цель стоит перед ними всегда, при каждой взаимодействии с текстом!

В идеальном варианте стремление выяснить: « А что здесь главное» или «Что здесь важнее всего?»- становится привычкой, и школьник просто не знает другого чтения.

Второе - это вычерпывание всех смыслов из каждого слова, словосочетания, предложения и более крупных смысловых единиц текста, т.е. нахождение ключевых слов, предложений, фраз.

При организации этой работы надо иметь в виду , что она будет эффективной в том случае , если и сами тексты, и задания к ним будут разнообразны.

Главное условие для развития активного , самостоятельного , творческого мышления учащихся -это возможность применять полученные знания в новых , нестандартных ситуациях. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Как можно разнообразить работу с текстом? Я применяю следующие приёмы:

1..Иллюстриация рассказа, сочинения. Попросить учеников изобразить какую какую - нибудь картинку из только что прочитанного рассказа, сказки или стихотворения. Ребёнок не только попробует себя в роли художника, но и лучше запомнит содержание рассказа.

2. Нужно вписать слова из текста в предложенный отрывок, абзац или предложение.

3. Выбор. Выбери, допиши или подчеркни в тексте имена героев, эпитет, олицетворение, сравнение.

4. Точное слово. Найди в тексте слова для характеристики героя, а также слова, выражающие отношение автора.

5. Противопоставление. Укажи имена положительных и отрицательных героев, их действия и поступки.

6. Схема. Составь план, обобщи, сделай вывод.

7. Дописать концовку текста ,логически вытекающую из всего содержания.

Такой приём развивает логическое мышление, воображение учащихся.

8. Озаглавить текст.

9. Определить тип текста.

10. Сформулировать тему, идею текста.

11. Составить вопросы к тексту.

Ещё один интересный методический приём - синквейн. Он позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает организовать диалог. Синквейн - средство создания не только обучающей, но развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Данный методический приём помогает вовлечь в процесс творчества детей с разным уровнем подготовки по предмету. Но злоупотреблять этим методом нельзя, он не должен повторяться с теми же детьми каждый урок. Это убивает элемент творчества, радости, неожиданности. Синквейны можно составлять по прочитанному тексту, а можно и на свободную тему. На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели. Как показывает, опыт этот приём полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает.

Счастье.

Хрупкое, нежное.

Ищет, находит, уходит.

Оно у каждого своё.

Где найти не знает никто.

Хокку. Это японская стихотворная форма, трёхстишие в 17 слогов( 5 - 7 - 5 ). Хокку можно разделить на две части - Одна строчка плюс две или две + одна.

Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель восстанавливает целый мир.

Милый человек

Живи, трудись, не ленись.

Ведь твоя же жизнь.

Цветок засохший

В сердце грусть и печаль.

Осенняя пора.

Буриме ( от фр. яз.-рифмованные концы) - это стихотворение , сочиняемые на заданные рифмы.

Также я на уроках я часто провожу минутки викторины.

«Друзья - товарищ». Кто были друзья этих литературных персонажей?
1) Маугли ( Багира, Балу, Каа)

2) Чиполлино ( Вишенка, Редиска и др )

3) Малыша ( Карлсон )

4) Вини - Пуха ( Пятачок, Иа-Иа, Кролик)

5) Герды ( Кай )

Для развития творческих способностей учащихся немаловажное значение имеют загадки. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность. Они имеют и ту ценность, что вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и е отгадка. Например, при изучении «Местоимении»:

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают -

Назад скачет.

( Мяч )

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.

(Лыжи)

Я - на том берегу

И на том берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост)

Педагогическое мастерство учителя состоит в том , чтобы, умело сочетая различные формы работы - классную, групповую, индивидуальную, помогать ученикам накапливать и совершенствовать творческий опыт.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский в известной монографии «Воображение и творчество в детском творчестве» анализирует работу Л.Н.Толстого и отмечает : «Он разбудил в детях совершен неведомый им до того способ выражения своего опыта и своего отношения к миру, он вместе с ребятами строил, сочинял, заражал их волнением, то есть направил в основном весь процесс их творчества, показал им приёмы этого творчества».

В статье « Кому у кого учиться писать - крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей» Л.Н.Толстой приходит к удивительному открытию: по его мнению , «для того , чтобы воспитать литературное творчество у детей, нужно им давать стимулы и материал для творчества.» Л.Н.Толстой считает, что существует специальные приёмы, которые помогают педагогу достичь успеха в работе с детьми. Первый и один из важнейших приемов для Л.Н.Толстого следующий: «Предлагать детям самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя. Поистине великий принцип педагогики всех времен: только то, что интересно самому учителю, будет интересным и полезным и его учениками »

Успех учителя на уроках часто зависит не только от того, насколько владеет педагог традиционными методиками, но и от того, умеет ли он найти в произведении, тексте, теме сочинения нечто необходимое школьникам для развития личности, понимания самих себя, сможет ли он «удивить» ребят, «разбудить», найти подход к каждому.

Известный писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал такую мысль: «Каждый ребенок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом ( не нашли себя, своего мира, своего таланта), либо не научились жить и трудиться ( не развили таланта)»

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творческое для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому должны стремиться все мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки.





Средняя общеобразовательная школа № 8 им.Ю.А. Гагарина





Д О К Л А Д

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»



Прочитан на заседании ГМО

учителем русского языка и литературы

Жубаткановой Р.К.


Байконур, 2009

Отзыв

Доклад руководителя МО учителей русского языка и литературы ГБОУ СОШ№8 Жубаткановой Р.К. «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » был прочитан 23 ноября 2010 года на заседании ШМО.

Доклад состоит из трёх частей. Во введении учитель отмечает о существований двух точках зрений педагогов и психологов по проблеме развития творческих способностей учащихся. Далее Райкуль Куттыбаевна знакомит слушателей с формами организации дифференциации на уроках русского языка. Это по уровню сложности заданий, по категориям отрабатываемых правил, по уровню развития письменной речи, по уровню овладения видами разборов. Подробно приводит примеры фрагментов из собственных уроков ( работа с текстом, работы по развитию речи).Вычитала работы детей собственного сочинения ( стиховорение Дуйсембаевой Альбины). Рассказала об интересных формах проведения методических приёмов - синквейн, хокку, буриме. Также отметила, что для развития творческих способностей немаловажное значение имеют загадки.

В заключении учитель отметил, что педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы, умело сочетая различные формы работы- классную, групповую, индивидуальную, помогать ученикам накапливать и совершенствовать творческий опыт.

Тема исследуемой работы Жубаткановой Р.К. является актуальной. Она обощила изученный материал, продемонстрировала фрагменты уроков, работы учеников.

Тема была раскрыта. Коллеги с большим интересом слушали выступление Жубаткановой Р.К. Доклад получился интересным, содержательным.

Учитель I категории____________ Ж.Шингисова









14


© 2010-2022