Конспект урока по русскому языку «О русском языке»

"Описание материала: Урок-беседа «О русском языке» содержит примеры творческих заданий, которые помогают учителю показать обучающимся международное значение русского языка; рассказать о русском языке как средстве межнационального общения народов; расширить понятие «синтаксис». "Урок содержит следующие виды и формы работ: развитие речи обучающихся; развитие читательских и творческих навыков; формирование культуры речи, навыков рассуждения, умения выделять главное; содержит задания по грамматике,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку «О русском языке»Урок-беседа.

О русском языке


Цели: на примере творческих заданий показать международное значение русского языка; рассказать о русском языке как средстве межнационального общения народов; расширить понятие «синтаксис».

Ход урока

1. На доске записаны высказывания о языке. Задача учащихся: понять, как необходим язык для общения, что таким языком для населения нашей страны является русский язык, что авторитет русского языка как языка великой страны во всем мире и с каждым годом все более возрастает.

Высказывание 1: ... Самая большая ценность народа - его язык - язык, которым он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык... Язык человека - это его мировоззрение и его поведение... И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык.

(Д.Лихачев)

Высказывание 2: Русский язык богат, образен и точен.

(К. Паустовский)

Высказывание 3: Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.

(В. Белов)

Высказывание 4: Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

(К. Ушинский)

Высказывание 5: Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни.

(К.Паустовский)

Высказывание 6: Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

(А. Толстой)

Высказывание 7: ... кто далее в нем углубляется... тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море.

(М. Ломоносов)

Высказывание 8: Русский язык в умелых руках и в ОПЫТНЫХ устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

(А. Куприн)

2. Беседа

  1. Докажите, что язык необходим для общения. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Что такое общение? Вспомогатель­ные средства общения.

  2. Что такое родной язык?

  3. Найдите высказывания о русском языке. Докажите их правильность.

  4. Какую роль играет русский язык во всем мире и в нашей стране? Сформулируйте свое мнение.

5)Почему русский язык необходим как язык межнационального
общения для народов стран ближнего зарубежья?

  1. Что дает изучение русского языка другим народам?

  2. Расскажите, что вы знаете о международном значении русского языка?

  3. Почему язык - важнейшее средство человеческого общения?

  4. Расскажите о языке и мышлении.


  • Обшение - это обмен мыслями, чувствами, знаниями. В качестве орудия общения в человеческом обществе используются самые разнообразные средства в зависимости от целей и условий общения и характера самого используемого средства.

  • Язык в отличие от всех других средств общения, таких, как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющих вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т. д. Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим языком. Он обслуживает человека во всех сферах его разнообразной деятельности.

3. Грамматическая работа.

Запишите первое высказывание, объясните известные вам орфограммы

и пунктограммы.

Составьте схему пятого предложения.

Объясните значение слов многозначность и многозначительность.

Разберите четвертое предложение по членам.

Вопросы:

  1. Найдите в отрывке простые и сложные предложения. Какой раздел науки о языке объединяет в себе изучение данных единиц языка?

  2. Что такое пунктуация?

  3. Как синтаксис связан с пунктуацией?

4)Найдите взаимосвязь синтаксиса с другими разделами науки о
языке.

5)Чем отличается изучение синтаксиса в 8 классе от 9?

Конспект урока по русскому языку «О русском языке»Конспект урока по русскому языку «О русском языке»Конспект урока по русскому языку «О русском языке»4. Работа с текстом.

Запишите текст о русском языке и выполните грамматические задания.

Если вы идете по улице городка где-нибудь в чужой стране и видите магазин, под непонятной вывеской которого красуется огромная перчатка, а рядом - другой, перед которым укреплен золоченый крендель, вы легко разберетесь, где здесь булочная и где галантерейная лавка. Нет надобности разъяснять, как именно вы дойдете до верного решения.

Грамматические задания:

  1. Определить тему отрывка.

  2. Объяснить знаки препинания и правописание выделенных слов.

  3. Составить схему 1-го предложения, дать его общую синтаксическую характеристику.

  4. Работа с текстом о русском языке.

- Запишите стихотворение В. Брюсова. Вставьте пропущенные буквы и выполните задания.

Родной язык

Мой верный друг, мой враг коварный.

Мой царь, мой раб, р..дной язык.

Мои стихи - как дым алтарный.

Как вызов ярос(?)ный - мой крик.

Ты дал мечте безумной крылья.

Мечту ты путами обвил.

Меня сп..сал в часы бе(?)силья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков стра.ых

И в потае..ом смысле слов

Я обретал напев (не) жда..ых,

Овладевавших мной стихов.

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащ..й - отзвук твой.

Ты ждеш(?), подобен великану,

Я пред тобой склонен лицом,

И все ж борот(?)ся не устану

Я, как Израиль, с божеством.

Нет грани моему упорству.

Ты - в веч(?)ности, я - в кратких днях,

Но все ж, как магу, мне покорствуй

Иль обрати безумца в прах.

Твои богатства, по наследству,

Я, дер..кий, требую себе.

Призыв бросаю - ты ответствуй,

Иду - ты будь готов к б..рьбе!..


  • Найдите слова, употребленные в переносном значении.

  • Найдите предложения с причастиями или причастными оборотами. Какова их роль в стихотворении?

  • Какова роль последнего четверостишия?

  • Выполните морфемный разбор слова овладевавших.

  • Объясните орфограммы в словах созвучен, бессилен, ответствуй, потаенном.

  • Выполните фонетический разбор слова (душой) дрожащей.

  • Произведите синтаксический разбор 2 абзаца.


  1. Итог урока.

Каково же , по- вашему мнению, значение русского языка

  1. Домашнее задание.

Используя материалы урока и учебника, подготовить устное сочинение «Мой родной язык»


© 2010-2022