- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку «О русском языке»
Конспект урока по русскому языку «О русском языке»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чижик И.Н. |
Дата | 02.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-беседа.
О русском языке
Цели: на примере творческих заданий показать международное значение русского языка; рассказать о русском языке как средстве межнационального общения народов; расширить понятие «синтаксис».
Ход урока
1. На доске записаны высказывания о языке. Задача учащихся: понять, как необходим язык для общения, что таким языком для населения нашей страны является русский язык, что авторитет русского языка как языка великой страны во всем мире и с каждым годом все более возрастает.
Высказывание 1: ... Самая большая ценность народа - его язык - язык, которым он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык... Язык человека - это его мировоззрение и его поведение... И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык.
(Д.Лихачев)
Высказывание 2: Русский язык богат, образен и точен.
(К. Паустовский)
Высказывание 3: Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.
(В. Белов)
Высказывание 4: Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
(К. Ушинский)
Высказывание 5: Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни.
(К.Паустовский)
Высказывание 6: Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
(А. Толстой)
Высказывание 7: ... кто далее в нем углубляется... тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море.
(М. Ломоносов)
Высказывание 8: Русский язык в умелых руках и в ОПЫТНЫХ устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен
(А. Куприн)
2. Беседа
-
Докажите, что язык необходим для общения. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Что такое общение? Вспомогательные средства общения.
-
Что такое родной язык?
-
Найдите высказывания о русском языке. Докажите их правильность.
-
Какую роль играет русский язык во всем мире и в нашей стране? Сформулируйте свое мнение.
5)Почему русский язык необходим как язык межнационального
общения для народов стран ближнего зарубежья?
-
Что дает изучение русского языка другим народам?
-
Расскажите, что вы знаете о международном значении русского языка?
-
Почему язык - важнейшее средство человеческого общения?
-
Расскажите о языке и мышлении.
-
Обшение - это обмен мыслями, чувствами, знаниями. В качестве орудия общения в человеческом обществе используются самые разнообразные средства в зависимости от целей и условий общения и характера самого используемого средства.
-
Язык в отличие от всех других средств общения, таких, как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющих вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т. д. Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим языком. Он обслуживает человека во всех сферах его разнообразной деятельности.
3. Грамматическая работа.
Запишите первое высказывание, объясните известные вам орфограммы
и пунктограммы.
Составьте схему пятого предложения.
Объясните значение слов многозначность и многозначительность.
Разберите четвертое предложение по членам.
Вопросы:
-
Найдите в отрывке простые и сложные предложения. Какой раздел науки о языке объединяет в себе изучение данных единиц языка?
-
Что такое пунктуация?
-
Как синтаксис связан с пунктуацией?
4)Найдите взаимосвязь синтаксиса с другими разделами науки о
языке.
5)Чем отличается изучение синтаксиса в 8 классе от 9?
4. Работа с текстом.
Запишите текст о русском языке и выполните грамматические задания.
Если вы идете по улице городка где-нибудь в чужой стране и видите магазин, под непонятной вывеской которого красуется огромная перчатка, а рядом - другой, перед которым укреплен золоченый крендель, вы легко разберетесь, где здесь булочная и где галантерейная лавка. Нет надобности разъяснять, как именно вы дойдете до верного решения.
Грамматические задания:
-
Определить тему отрывка.
-
Объяснить знаки препинания и правописание выделенных слов.
-
Составить схему 1-го предложения, дать его общую синтаксическую характеристику.
-
Работа с текстом о русском языке.
- Запишите стихотворение В. Брюсова. Вставьте пропущенные буквы и выполните задания.
Родной язык
Мой верный друг, мой враг коварный.
Мой царь, мой раб, р..дной язык.
Мои стихи - как дым алтарный.
Как вызов ярос(?)ный - мой крик.
Ты дал мечте безумной крылья.
Мечту ты путами обвил.
Меня сп..сал в часы бе(?)силья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков стра.ых
И в потае..ом смысле слов
Я обретал напев (не) жда..ых,
Овладевавших мной стихов.
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащ..й - отзвук твой.
Ты ждеш(?), подобен великану,
Я пред тобой склонен лицом,
И все ж борот(?)ся не устану
Я, как Израиль, с божеством.
Нет грани моему упорству.
Ты - в веч(?)ности, я - в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй
Иль обрати безумца в прах.
Твои богатства, по наследству,
Я, дер..кий, требую себе.
Призыв бросаю - ты ответствуй,
Иду - ты будь готов к б..рьбе!..
-
Найдите слова, употребленные в переносном значении.
-
Найдите предложения с причастиями или причастными оборотами. Какова их роль в стихотворении?
-
Какова роль последнего четверостишия?
-
Выполните морфемный разбор слова овладевавших.
-
Объясните орфограммы в словах созвучен, бессилен, ответствуй, потаенном.
-
Выполните фонетический разбор слова (душой) дрожащей.
-
Произведите синтаксический разбор 2 абзаца.
-
Итог урока.
Каково же , по- вашему мнению, значение русского языка
-
Домашнее задание.
Используя материалы урока и учебника, подготовить устное сочинение «Мой родной язык»