Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Цели урока: 1.     Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка. 2.     Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления. 3.     Учить определять лексическое значение фразеологизмов. 4.     Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка. 5.     Прививать интерес к изучению русского языка. 6.     Развивать умение работать в группах. 7.     Формировать умение применять на практике полученные знания. 8.     Развивать познавательны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

  1. высказывания о русском языке;

  2. жетоны (Приложение 1, Приложение 2 - у автора);

  3. кроссворды;

  4. карточки с фразеологическими оборотами;

  5. изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

  6. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

  7. ребусы;

  8. дипломы, грамоты.

План урока с указанием временных параметров:

  1. Оргмомент - 5 мин.

  2. Словарная работа - 5 мин.

  3. Повторение и обобщение пройденного по теме - 50 мин.:

    • замени буквы цифрами, составь из цифр слова;

    • 2-4 - вопросы по теории лексикологии;

    • диалектные слова;

    • профессионализмы;

    • заимствованные слова;

    • 8-9 - устаревшие слова;

    • работа со словарями;

    • лексическое значение слова;

    • синонимия иноязычных и русских слов;

    • 13-18 - фразеологические обороты;

  4. Закрепление. Конкурс «Лицедеи» - 15 мин.

  5. Диагностика по материалу в виде разгадывания кроссворда - 10 мин.

  6. Подведение итогов урока - 5 мин.

Прогнозируемые результаты:

  1. Возможность учащихся проявить свои знания.

  2. Развитие устной речи учащихся.

  3. Интерес к изучению русского языка.

  4. Желание самостоятельно заниматься языком.

  5. Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).

  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, - жетон.

  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.

  • Все учащиеся получают оценки в журнале.

  • Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются дипломами и грамотами.

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а - 1, б - 2, в - 3, г - 4, д - 5, е - 6, е - 7, ж - 8, з - 9, и - 10, й - 11, к - 12, л - 13, м - 14, н - 15, о - 16, п - 17, р - 18, с - 19, т - 20, у - 21, ф - 22, х - 23, ц - 24, ч - 25, ш - 26, щ - 27, ь - 28, ы - 29, ъ - 30, э - 31, ю - 32, я - 33.

Составь слова из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)

Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей - парикмахер;очи - глаза; десница - рука; ланиты - щеки; выя - шея; чело - лоб; рамена - плечи; баталия - битва; уста - губы; глаголет - говорит; перст - палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

  1. одно заимствованное слово;

  2. одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)

  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

  • алфавит (азбука)

  • абзац (красная строка)

  • абсурд (чепуха)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • мираж (видения)

  • диалог (беседа)

Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).

  • Смотреть правде (в лицо).

  • Выносить сор (из избы).

  • Держать язык (за зубами).

  • Как корова (языком слизала).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).

Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

  1. Ползет, как черепаха.

  2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

  3. Топает, как слон.

  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

  • Сильно краснеть? (До корней волос.)

  • Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

  • быстро бежать? (Сломя голову.)

  • Промокнуть? (До костей.)

  • Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

  • Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 16. Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 17. «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Море по колено (ничего не страшно)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Класть зубы на полку (нуждаться)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Носом к носу (близко столкнуться)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Как пить дать (наверняка)

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники - угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд

Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)

  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

  4. Диалектное слово.

  5. Яма, наполненная водой.

  6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

  7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

  8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

  9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

  10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока. Награждение

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту...



© 2010-2022