- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)
Урок по русскому языку 6 класс Повторение по теме Лексика. Фразеология (урок-игра Знаете ли вы?)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прокопенко С.В. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра "Знаете ли вы?")
Цели урока:
-
Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
-
Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
-
Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
-
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
-
Прививать интерес к изучению русского языка.
-
Развивать умение работать в группах.
-
Формировать умение применять на практике полученные знания.
-
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
-
высказывания о русском языке;
-
жетоны (Приложение 1, Приложение 2 - у автора);
-
кроссворды;
-
карточки с фразеологическими оборотами;
-
изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
-
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
-
ребусы;
-
дипломы, грамоты.
План урока с указанием временных параметров:
-
Оргмомент - 5 мин.
-
Словарная работа - 5 мин.
-
Повторение и обобщение пройденного по теме - 50 мин.:
-
замени буквы цифрами, составь из цифр слова;
-
2-4 - вопросы по теории лексикологии;
-
диалектные слова;
-
профессионализмы;
-
заимствованные слова;
-
8-9 - устаревшие слова;
-
работа со словарями;
-
лексическое значение слова;
-
синонимия иноязычных и русских слов;
-
13-18 - фразеологические обороты;
-
-
Закрепление. Конкурс «Лицедеи» - 15 мин.
-
Диагностика по материалу в виде разгадывания кроссворда - 10 мин.
-
Подведение итогов урока - 5 мин.
Прогнозируемые результаты:
-
Возможность учащихся проявить свои знания.
-
Развитие устной речи учащихся.
-
Интерес к изучению русского языка.
-
Желание самостоятельно заниматься языком.
-
Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
II. Словарно-орфографическая работа.
Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.
III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»
-
Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
-
Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).
-
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, - жетон.
-
В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
-
Все учащиеся получают оценки в журнале.
-
Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются дипломами и грамотами.
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а - 1, б - 2, в - 3, г - 4, д - 5, е - 6, е - 7, ж - 8, з - 9, и - 10, й - 11, к - 12, л - 13, м - 14, н - 15, о - 16, п - 17, р - 18, с - 19, т - 20, у - 21, ф - 22, х - 23, ц - 24, ч - 25, ш - 26, щ - 27, ь - 28, ы - 29, ъ - 30, э - 31, ю - 32, я - 33.
Составь слова из цифр:
13,
6,
12,
19,
10,
12,
16,
13,
16,
4,
10,
33.
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)
Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)
Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.
Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
-
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
-
пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей - парикмахер;очи - глаза; десница - рука; ланиты - щеки; выя - шея; чело - лоб; рамена - плечи; баталия - битва; уста - губы; глаголет - говорит; перст - палец.
Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:
-
одно заимствованное слово;
-
одно устаревшее слово.
Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:
-
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
-
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
-
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
-
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
-
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
-
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
-
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
-
алфавит (азбука)
-
абзац (красная строка)
-
абсурд (чепуха)
-
прогресс (развитие)
-
космос (Вселенная)
-
мираж (видения)
-
диалог (беседа)
Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:
-
На все руки (мастер).
-
Смотреть правде (в лицо).
-
Выносить сор (из избы).
-
Держать язык (за зубами).
-
Как корова (языком слизала).
-
Куда глаза (глядят).
-
Как ветром (сдуло).
Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
-
Ползет, как черепаха.
-
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
-
Топает, как слон.
-
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:
-
Сильно краснеть? (До корней волос.)
-
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
-
быстро бежать? (Сломя голову.)
-
Промокнуть? (До костей.)
-
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
-
Громко кричать? (Во все горло.)
Задание 16. Вопросы-шутки:
-
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать. -
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать). -
Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос». -
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл». -
Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя». -
Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза». -
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша. -
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном). -
Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда». -
Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
Задание 17. «На загадку дай отгадку».
-
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
-
Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
-
Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
-
Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
-
Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
-
Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
Класть зубы на полку (нуждаться)
Носом к носу (близко столкнуться)
Как пить дать (наверняка)
Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)
IV. Конкурс «Лицедеи»
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники - угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
Не находить места.
Прикусить язык.
Намылить шею.
Попасть не в бровь, а в глаз.
Зарубить на носу.
Ломать голову.
В рот воды набрал.
V. Разгадай кроссворд
-
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
-
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
-
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
-
Диалектное слово.
-
Яма, наполненная водой.
-
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
-
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
-
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
-
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
-
Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
-
Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
-
Диалектное слово. Конечно, разумеется.
VI. Подведение итогов урока. Награждение
Заключительное слово учителя:
Много слов на земле.
Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту...