Внеурочная деятельность по литературе. Разработка проекта Светский бал, посвященный творчеству А. Пушкина

Преподавание в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности. Данный материал представляет собой разработку проекта и сценарий конечного продукта проекта "Светский бал, посвященный творчеству А. Пушкина", рассчитанный на учащихся 8-11 классов. Проект долгосрочный, творческий (с элементами исследовательского). Может проводиться и как пропедевтический (до изучения темы на уроке), и как параллельный, и как итоговый. В проекте есть возможность участвовать детям с р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность по литературе для 8-11 классов

Проект «Светский бал»

1. Название проекта: «Светский бал», посвященный творчеству А. Пушкина.

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература, музыка, ИЗО, риторика, бальные танцы.

3. Тип проекта: творческий, межпредметный, групповой, долгосрочный (2-3 месяца: в зависимости от танцевальной подготовки учащихся).

4. Цель проекта: формирование духовно развитой личности, развитие творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации личности.

5. Задачи проекта:

• совершенствовать умение самостоятельно формулировать цели деятельности, планировать её, находить и обрабатывать необходимую информацию, работать с текстом;

• обобщить знания учащихся по творчеству А. Пушкина;

• дать представление о бале как об общественном событии в жизни России 18-19 веков.

6. Руководитель проекта: (учитель-предметник)

7. Возраст участников проекта: учащиеся 8, 9, 10, 11 классов.

8. Аннотация проекта. Данный творческий проект ориентирован на создание вечера-бала. В течение его подготовки учащиеся знакомятся с «законами» проведения бала. Каждый класс должен выбрать произведение А. Пушкина, которое будет представлять в виде небольшой инсценировки. Чтобы успешно выступить в литературном конкурсе, участники должны хорошо знать творчество А. Пушкина. Дети учатся танцевать полонез, мазурку (польку), вальс. В ходе вечера будет и художественный конкурс. Естественно, что все участники бала должны позаботиться о своем костюме (это исследовательский аспект подготовки: самостоятельно найти эскизы одежды, которую носили люди данной эпохи).

9. Предполагаемый продукт проекта: вечер-бал с приглашенными гостями: родителями, учениками, учителями.

10. Этапы работы над проектом. Рекомендации.

• Чтение произведений А. Пушкина.

• Выбор произведения для представления на вечере.

• Работа в группах с соответствующим распределением обязанностей: написание сценария инсценировки, выбор артистов, изготовление костюмов, декораций. (Здесь руководителю проекта может помочь классный руководитель или другой учитель, родитель.)

• Создание сценария вечера (руководитель проекта или творческая группа). Исследовательская работа: поиск музыкальных произведений данной эпохи. Выбор ведущих.

• Подготовка к проведению вечера: оформление зала, места для гостей, афиша, пригласительные, музыкальное сопровождение.

• Вечер-бал. (Обязательно назначить распорядителя бала)

• Рефлексия. (Можно объявить следующие номинации: «Лучшее представление литературного произведения», «Самой романтичной паре», «Лучшее исполнение вальса», «Знатоку творчества А. Пушкина» и т.д.)

11. Необходимое оборудование, ресурсы: проектор, компьютер, оформление зала, декорации, места для гостей.

Сценарий литературного вечера,

посвященного творчеству А.С. Пушкина,

«Светский бал»

Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

(Е. Баратынский «Бал»)

- Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады вас приветствовать на нашем вечере, посвященном творчеству А. Пушкина. Великий поэт писал в романе «Евгений Онегин» (который мы сегодня будем неоднократно цитировать):

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума…

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд…

Наш вечер пройдет в форме бала. Что такое бал? Бал (от фр. Bal, итал. Ballo, нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определенном порядке.*

*Интернет. Сайт «Live Internet»

Бал - совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Для юной девушки, которую только начали вывозить в свет, это повод для волнений - там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет много танцевать, и тогда все узнают, какая она красивая и грациозная.

Её привозят и в Собранье.

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг…

(А. Пушкин. «Евгений Онегин»)

К балу тщательно готовятся - ведь это целый спектакль, который разыгрывается по строгим правилам, но допускает массу непредсказуемых вариантов.

…Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрыпок заглушён

Ревнивый шепот модных жен.

(А. Пушкин «Евгений Онегин»)

Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб.

Бал открывался полонезом. Это был не танец, а нечто вроде процессии-представления. Кавалер подавал руку даме, и они чинно шествовали по залу под огнем тысячи глаз.

- Давайте же и мы, наконец, познакомимся с нашими необычными гостями - героями произведений великого поэта.

/под звуки полонеза в зал заходят пары в костюмах/

Очень часто на бал приглашали артистов, которые удивляли гостей своими талантами. Наши участники тоже приготовили нам подарок. Они разыграют небольшие сцены из произведений

А. Пушкина, а мы должны будем отгадать эти произведения и имена героев.

/участники показывают свои инсценировки:

• «Капитанская дочка»

• «Дубровский»

• «Метель»

• «Барышня-крестьянка»

• «Евгений Онегин»

• «Пиковая дама» /

- После полонеза звучал вальс, который, в сущности, был народным танцем. Строгие нравы стареющих особ не одобряли вальс. Как было записано в Правилах для благородных танцев, «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

(А. Пушкин «Евгений Онегин»)

- Мы приглашаем участников бала на вальс!

/П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»/

- Главный танец бала - мазурка. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора. Это был танец-балет.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

(А. Пушкин «Евгений Онегин»)

В этом отрывке из романа Пушкин говорит о том, что манера танцевать мазурку с грохотом, когда одевали шпоры и пряжки на сапоги в 1820 году сменилась другой манерой: молодой человек, разочарованный денди, скользит по паркету как бы нехотя, выражая полное презрение к танцу - он «отдает долг обществу».

- Итак, мазурка, господа!

/Шопен. «Мазурка №16»/

Во время танца шла соответствующая его характеру беседа. Во время мазурки - легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные признания:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…

- Наши молодые люди тоже решили сделать «нежные признания», но… во всеуслышание. Предоставим им слово.

/Конкурс «Признание в любви» стихами А. Пушкина/

А вот признание в любви, которое сделал А. Пушкин Анне Керн.

/звучит романс Ф. Глинки на слова А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»/

- Бал - это не только танцы, это общение, это светская беседа. Считалось, что общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе (из правил светской беседы). Давайте и мы с вами поговорим о чем-нибудь, например, о литературе.

/Литературный конкурс. Участникам предлагаются вопросы на знание произведений Пушкина (в зависимости возраста участников)/

В прошлом веке молодые барышни заводили альбомы, где записывали понравившиеся стихи, собирали зарисовки. Очень часто их предлагали молодым людям в надежде, что те оставят там не только рисунок, но и пару строк: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня». (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

/Конкурс для молодых людей: оставить в альбоме рисунок или «пару слов» для своей дамы./

Бал завершался котильоном. Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса.

Котильон - это танец-игра. Существовали различные шутливые формы приглашения на котильон. Например, отгадать загадку, какой-либо предмет, имя задуманного человека. Танец этот длился бесконечно:

…и бесконечный котильон

Её томил, как тяжкий сон.

Да, тяжко на балу тому, кто не включается в его одуряющую кутерьму:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс…

Бал длится до утра. Такие роскошные праздники были разорительны. В романе Пушкина отец Онегина «давал три бала ежегодно // И промотался наконец».

- Наш вечер подошел к концу. Спасибо всем!

/звучит Марш из балета П. Чайковского «Щелкунчик»/

© 2010-2022