Урок по русскому языку на тему Простое предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа кружка «Стилистика» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 48 часов.

Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи курса:

  1. ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык художественной литературы»;

  2. изучить стилистические функции слов;

  3. изучить стилистические возможности грамматики;

  4. формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок; по написанию текстов различных жанров и стилей;

  5. способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам кружка создавать собственные художественные тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.

Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.

Предполагаемые результаты.

  • полученные учащимися новые знания и представления о стилистике,

  • осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом;

  • практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,

  • приобретение опыта создания первых творческих работ.

Содержание программы кружка.

Введение

Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. (Фонетика и стилистика. Лексика и фразеология и стилистика. Морфология и стилистика. Синтаксис и стилистика.) Экспрессивно-выразительные средства языка. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Функциональные стили речи

Понятие о функциональном стиле речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Научный стиль речи

Научная сфера общения. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи.

Современные жанры научных текстов: монография, статьи, информационные сообщения, лекции, рецензии, рефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, аннотации и др. Устные и письменные формы научных жанров.

Особенности научного стиля. Передача максимально обобщенных объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры учебного текста. Требования в структуре разных жанров научных текстов (к статье в словарях справочниках, научному докладу, рецензии, аннотации и т.д.)

Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении

Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические):

Примерные практические работы

  • Выписать из справочников, словарей, какого-либо учебника 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются.

  • Произвести стилистический разбор научного текста.

  • Найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля.

  • Составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохранив основные мысли автора, средства связи предложений в тексте.

  • Прочитать рецензию на книгу, выписать предложения, присущие жанру научного стиля.

  • Написать рецензию на сочинение товарища или научно-популярную книгу.

Официально-деловой стиль

Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.
Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, акт, справка, приказ, протокол, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.
Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы (членение на части, цифровые обозначения частей, расположение текста на странице, условно-графические сокращения и др.), точность дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов.

Языковые средства официально-делового стиля речи. Использование слов-наименований лиц (глав государств, официальных представителей, должностных лиц), названий документов, сложносокращенных слов, канцеляризмов, устойчивых сочетаний.

Примерные практические работы

-составить характеристику одноклассника (указать фамилию, имя, отчество, год рождения, где учится, в каком классе, какой школы, как относится к учебе, чем занимается в свободное время, как ведет себя с товарищами, чем поощрялся);

-составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;

-произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;

-самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты


Публицистический стиль речи

Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.

Жанры публицистического стиля речи: выступление на собрании; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.

Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.

Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)

Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз.

Примерные практические работы:

- выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;
-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;

-написать хроникальную заметку в школьную газету;

-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;

-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.


Разговорный стиль

Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.

Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы.

Особенности разговорного стиля речи. Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимики, жестов). Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля.
Употребление разговорных и просторечных слов. Повышенная эмоциональность и
экспрессивность разговорного стиля. Образность, основанная на гиперболе, жаргонные элементы, метафоры.

Примерные практические работы:

-найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
-определение значений данных учителем слов и выражений, выделить разговорные и жаргонные слова, заменить их нейтральными;

-в изученном художественном произведении найти примеры с использованием разговорного стиля. Отметить специфические лексические, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля. Указать, какова роль этих эпизодов в тексте;
-найти письмо какого-либо писателя к знакомым и официальным лицам. Отметить факты разговорного стиля в письмах. Указать различие в языке этих текстов.

Стиль художественной литературы

Основная функция - воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы Эстетическая функция языка в художественном произведении. Особенности стиля художественной литературы. Использование разных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, идеи, жанра, индивидуального стиля автора. Индивидуальность стиля писателя. Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность, экспрессивность). Использование многозначных слов и слов в переносном значении. Роль архаизмов, неологизмов, диалектизмов в художественном стиле.

Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, перифраза, аллегория, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос и др.).

Примерные практические работы;

-подготовить сообщение на тему «Особенности стиля художественной литературы»;
-подготовиться к выразительному чтению художественного текста;
-произвести анализ художественного текста с целью выявления лексических средств: синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, архаизмов, диалектизмов и др.;

-привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в предложенном стихотворении, выявить их роль;

-сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический с целью выявления их особенностей.

Учебно-тематическое планирование



№ занятия


Тема занятия


Тип занятия


1


Введение. Понятие о стилистике русского языка. Понятие о функциональном стиле речи.


Лекция


2-3


Особенности разговорного стиля речи.


Исследовательская работа


4-5


Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля и литературного языка.


Круглый стол


6-7


Научный стиль речи, его особенности. Языковые средства научного стиля.


Практикум.


7-8


Рецензия как жанр научного стиля. Создание рецензии на научно-популярную статью.


Практикум

9-10
11-12


Проба пера: рецензия на сочинение товарища.


Самостоятельная письменная работа

13-14


Официально-деловой стиль речи, его особенности.


Лекция

15-16


Языковые средства официально-делового стиля речи.


Исследование

17-18


Автобиография как жанр официально-делового стиля.


Деловая игра

19-20


Особенности публицистического стиля речи, его жанры.


Лекция

21-22


Языковые средства публицистического стиля речи.


Исследование

23-24


Заметка, портретный очерк как жанры публицистики.


Ролевая игра

25-26


Стилистический разбор публицистического текста.


Практикум

27-28


Особенности стиля художественной литературы.


Лекция

29-30


Языковые средства стиля художественной литературы.


Анализ по плану

30-31

Многозначность слова в художественном тексте. Синонимы, антонимы, омонимы и их стилистическая роль.

Исследовательская работа

32-33

Слова, разные по происхождению и употреблению, их роль в художественном тексте.

Практикум

34-35

Стилистический анализ прозаического художественного текста.

Самостоятельная письменная работа

36-37

38-39

Анализ рецензии литературоведов на одно из литературных произведений.

Круглый стол

40-41

Проба пера: создание прозаического художественного текста на заданную тему.

Написание рассказа.

42-43

Специальные образные средства языка художественной литературы. Простейшие тропы.

Анализ отрывков из стихотворений

44-45

Первичное представление о сложных тропах.

Работа с памяткой

46

Стилистический анализ лирического произведения.

Самостоятельная письменная работа

47

Проба пера: создание стихотворения на заданную тему.

Написание стихотворения

48

Итоговое занятие.

Чаепитие, чтение стихотворений, беседа



Список литературы для учителя

  1. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. - М., 1978

  2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. - М., 1989

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988

  4. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. - М., 1980

  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка - М., 1983

  6. Львов М.Н. Основы теории речи. - М., 2000

  7. Львов М.Н. Риторика. Культура речи. - М., 2002

  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М., «Дрофа», 1996

  9. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980

  10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998

  11. Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2002


Список литературы для учащихся

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988

  2. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997

  3. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? - М., 1979

  4. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. - Кострома, 2000



© 2010-2022