Урок-повторение по теме Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме

"Имя числительное. Повторение."



Цели урока:

  1. Образовательная - знать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) , об отличии числительных от других частей речи с числовым значением; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные;

  2. Воспитательная - воспитание чувства красоты, любви к своей стране, знание истории Родины;

  3. Развивающая - уметь анализировать повторяемую часть речи комплексно, развивать устную и письменную речь учащихся.







































Апрель 2014 г.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели.

А) Чтение учителем отрывка из поэмы «Медный всадник» А.С.Пушкина.

Б) Беседа.

- О каком городе идет речь? Почему вы так решили?

- Сегодня на уроке мы, ребята, совершим заочную экскурсию по Санкт - Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, о его дореволюционном прошлом, пройдем по современным улицам. Вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

В) Дайте определение имени числительного. На какие разряды делятся числительные?/ количественные и порядковые.\

II. Подготовка к экскурсии.

- А что такое экскурсия?

(Лексическое значение слова зачитывает учитель из толкового словаря).

Экскурсия

1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.

2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

- Чтобы отправиться на экскурсию, нужны билеты. Ответьте правильно на вопросы, и билеты получены.

Задание 1. Вопросы вытягивают по рядам, отвечают коллективно или один ученик от ряда.

1-й билет - назовите группы количественных числительных (с примерами).

\ целые числа, собирательные, дробные.\

2-й билет - рассказать о дробных числительных

3-й билет - какие числительные склоняются как существительные 3 склонения?

\ от 5-20, 30\

4-й билет - в чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?\ склоняются оба корня\

5-й билет - рассказать о собирательных числительных.

6-й билет - рассказать о порядковых числительных.

Задание 2. - Билеты есть, можно отправляться в путь. А чтобы нам не было скучно в пути, мы напишем словарный диктант.

Двенадцать экземпляров, восемнадцать бассейнов, трехсотый километр, триста лет, пятимиллионный житель, пятеро медвежат, три пятых сада, с обеих сторон, пятьсот шестьдесят семь зданий.

Проверка производится по цепочке, дополнительно определяется вид числительного.

III. Фронтальное повторение.

- Мы прибыли в Петербург. Посмотрим виды города.

(В классе оформлен стенд с фотографиями достопримечательностей города).

- Кто основал город? Почему он так назван?

- Петербург - один из красивейших городов нашей страны. В городе много музеев, памятников архитектуры, красивые набережные, старинные здания. У города богатая история. Многие поэты, писатели посвящали и посвящают городу свои произведения.

Чтение слов А.С.Пушкина (на доске).

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
А.С.Пушкин.

- Объясните знаки препинания.

Задание 3.Работа на карточках № 1

-Прочитайте текст.

- Замените цифры словами. ( 1 ученик работает у доски)

1) Санкт - Петербург основан в 1703____ году. Городу более 300_______ лет.

2) К концу 18_____-- века в Петербурге имелось свыше 200______-- улиц, а к середине 19 _____-века - более 500_________. Сейчас насчитывается около 1,5___ тысяч улиц, проспектов и переулков.

3) Город часто страдает от наводнений. Например, во время наводнения в 1824_______ году было снесено 324_________ дома, повреждено более 3000_______ разных построек.

Задание 4.

- Вспомним, как склоняются составные количественные и порядковые числительные. В чем разница в склонении?

- Как склоняются числительные 40, 90, 100?

- Просклоняем по вариантам (устно).

Количественные порядковые

Сколько? Какой?

76 Р.п, Т.п.

240

- Особенность Петербурга в том, что он почти весь построен на островах. Сколько же рек и каналов в городе?

Задание 5 на карточке № 2

Помощник экскурсовода 1 читает текст ( перед глазами учеников):

В пределах современного Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города имеется 100 водоемов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров. Это 1/10 часть площади города.

- Выполним морфологический разбор числительного 93 реки.( 1 ученик на доске с последующей проверкой)

Задание 6 на карточке № 3.

Помощник экскурсовода 2 читает текст ( перед глазами учеников):

До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты-омнибусы. В 1862 году появилась первая конная железная дорога. А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года.

А) Выполним синтаксический разбор предложения (письменно).

В тысяча восемьсот шестьдесят втором году появилась первая конная железная дорога.

-б) Произведите морфемный разбор слов: извозчики, первая, появились, конная, шестнадцатого, городского, пятеро.( Разбор выполняется на месте с последующей проверкой)

Учитель читает текст:

1 от лат. (omnibus - для всех, всеобщий), общественная многоместная (19-16 человек) пассажирская карета на конной тяге. В Петербурге появились в летний сезон 1830 ,несмотря на существования конки (с 1860 х гг.) и трамвая (с 1907), О. ходили до 1914. В 1851 было 4 маршрута, кареты каждого окрашивались в свой цвет, например малиновые - от Дегтярной улицы на Петербургскую (ныне Петроградскую) сторону, синие - от Бассейной (ныне Некрасова) улицы до Покровской (ныне Тургенева) площади и т. д. Движение О. по Гороховой (ныне Дзержинского) улице было согласовано с расписанием поездов Царскосельского (ныне Витебского) вокзала.

2 Вот так описывает открытие первой линии трамвая одна из газет начала 20-го века: «В начале десятого утра приглашенные гости стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатер. У входа в сад двумя рядами выстроились вагоновожатые в новой форме: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. Тут же выстроились убранные национальными флагами десять вагонов-моторов.

В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил не переполненным пассажирами».

- Задание 7. Просклоняйте: пятеро вагоновожатых.\ устно\

- Завершая путешествие по городу, вспомним, чем отличаются числительные от других частей речи./

Задание 8. Выборочный диктант.

В тетради выпишем в два столбика: числительные и другие части речи. Предложения читает учитель):

На смену пятиэтажным домам пришли пятнадцатиэтажные.

Территория города составляет 600 квадратных километров.

Удвоилась сеть городского транспорта.

За проезд в трамвае до 1987 года жители платили 3 копейки, а в автобусе - пятак.

IV. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы повторяли имя числительное, путешествуя по Санкт-Петербургу.

- Что нового узнали о городе?

- Заинтересовал ли вас город?

- Какова роль числительных в речи?

- Для чего нужно изучать числительное?

Задание 9.

- И в завершении запишем в тетрадь слова А.С.Пушкина, написанные на доске:

Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!







Задание 1.Работа на карточках.

- Замените цифры словами.( 1 ученик работает у доски)

1) Санкт - Петербург основан в 1703____ ____________________________году.

Городу более 300_________________лет.

2) К концу 18_______________________ века в Петербурге имелось свыше 200_______________ улиц, а к середине 19 ____________________ века - более 500_______________ Сейчас насчитывается около 1,5_______________________ тысяч улиц, проспектов и переулков.

3) Город часто страдает от наводнений. Например, во время наводнения в 1824______________________________________________ году было снесено 324__________________________________ ________________дома, повреждено более 3000____________________________ разных построек.

_______________________________________

Задание 1.Работа на карточках.

- Замените цифры словами.( 1 ученик работает у доски)

1) Санкт - Петербург основан в 1703____ ____________________________году.

Городу более 300_________________лет.

2) К концу 18_______________________ века в Петербурге имелось свыше 200_______________ улиц, а к середине 19 ____________________-века - более 500_______________-. Сейчас насчитывается около 1,5_______________________ тысяч улиц, проспектов и переулков.

3) Город часто страдает от наводнений. Например, во время наводнения в 1824____________________________________________ году было снесено 324_____________________________________________ дома, повреждено более 3000___________________________ разных построек.

_______________________________________

Задание 1.Работа на карточках.

- Замените цифры словами.( 1 ученик работает у доски)

1) Санкт - Петербург основан в 1703____ ____________________________году.

Городу более 300_________________лет.

2) К концу 18_______________________ века в Петербурге имелось свыше 200_______________ улиц, а к середине 19 ____________________-века - более 500_______________-. Сейчас насчитывается около 1,5_______________________ тысяч улиц, проспектов и переулков.

3) Город часто страдает от наводнений. Например, во время наводнения в 1824______________________________________________ году было снесено 324_________________________________________________- дома, повреждено более 3000___________________________ разных построек.

Задание 2.Устно. Прочитайте.

В пределах современного Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города имеется 100 водоемов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров. Это 1/10 часть площади города.

- Выполните морфологический разбор числительного 93 реки.

Задание 3. Списать в тетрадь предложение № 3. Выполнить его синтаксический разбор .

1 До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. 2 В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты-омнибусы. 3 В 1862 году появилась первая конная железная дорога.4 А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года.

_____________________________________________________________________

Задание 2. Устно. Прочитайте.

В пределах современного Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города имеется 100 водоемов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров. Это 1/10 часть площади города.

- Выполните морфологический разбор числительного 93 реки.

Задание 3. Списать в тетрадь предложение № 3. Выполнить его синтаксический разбор .

1 До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. 2 В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты-омнибусы. 3 В 1862 году появилась первая конная железная дорога.4 А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года.

_____________________________________________________________________

Задание 2. Устно. Прочитайте.

В пределах современного Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города имеется 100 водоемов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров. Это 1/10 часть площади города.

- Выполните морфологический разбор числительного 93 реки.

Задание 3. Списать в тетрадь предложение № 3. Выполнить его синтаксический разбор .

1 До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. 2 В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты-омнибусы. 3 В 1862 году появилась первая конная железная дорога.4 А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года.

_____________________________________________________________________

1-й билет - назовите группы количественных числительных (с примерами).

_________________________________________

2-й билет - рассказать о дробных числительных

____________________________________________

3-й билет - какие числительные склоняются как

существительные 3 склонения?

__________________________________________

4-й билет - в чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

_______________________________________________

5-й билет - рассказать о собирательных числительных.

___________________________________

6-й билет - рассказать о порядковых числительных.

____________________________________________





- Тест

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) ) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. В каком предложении из произведений С. Маршака употреблено порядковое числительное?

А) Да послышался вдали выстрел из двустволки.

Б) Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день.

В) Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз.

Г) На столе он строит башни, строит город в пять минут.

4. Укажите строчку, в которой только количественные числительные.

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

5. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

Схема Виферон

1 свеча 2 раза в день - 14 дней.(28шт.)

1 свеча 2 раза в день - 3 дня в неделю( понед.среда,пятница) - 14 дней.(12 шт.)

1 свеча 2 раза в день - 2 дня в неделю - 14 дней(8 шт.)

1 свеча 1 раз в день - 2 дня в неделю - 14 дней ( 4 шт.)

1 свеча 1 раз в 1 неделю - 14 дней.(2шт.) расход:54 свечки = 6 пачек по 10 шт. на 150000ед.

Изопринозин

1\2 таблетки 3 раза в день - 7 дней.

( 2 недели перерыв)

Еще 7 дней по 1\2 таб. 3 раза в день

9



© 2010-2022