Урок по русскому языку. Второстепенные члены предложения. Определение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Русский язык. Второстепенные члены предложения. Определение.

Цели урока.

Познавательные:

-совместно с учащимися открыть признаки определения - одного из видов второстепенных членов предложения.

Практические:

-разработать алгоритм нахождения определения в предложении;

-начать развитие умения находить определение в предложении, ставить к ним вопросы;

-начать развитие умения графически обозначать определения.

Ход урока.

1.Оргмомент.

II.Диктант с грамматическим заданием.

1.Вечерний лес еще не спит.

2.Чернеют прибрежные ивы.

3.Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках.

4.Меж высоких и прямых столбов сто ворот зовут под хвойный кров.

Задание:

-найти и графически обозначить главные члены предложения;

-поставить вопросы к второстепенным членам третьего предложения. К какому из названных второстепенных членов можно поставить вопрос каких?

III.Введение нового материала.

1.Чтение вслух текста упр.230.

2.Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий к упр.230.

-Есть ли в тексте описание каких-либо предметов? Каких?

-Какие слова помогают описать эти предметы?

-На какой вопрос эти слова отвечают?

-Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?

-Выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы, по образцу: стебелечекх тоненький.

-Как бы вы назвали слова-члены предложения, которые обозначают признак предмета, определяют этот признак?

-Какой частью речи они выражены?

3.Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? и выражен именем прилагательным.

Запись темы: Второстепенные члены предложения. Определение.

4.Анализ текста в рамке.

-Чтение текста одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника. Приведение собственных примеров.

-Ответы на вопросы:

1) Есть ли в тексте новая для вас информация

2) Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике?

IV. Развитие учебно-языковых умений.

1.Работа над материалами в упр. 231. с целью выработки алгоритма нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения.

-Чтение текста вслух.

-Самостоятельная выработка алгоритма нахождения определения в предложении:

а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.

б) Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?

в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

г) Если есть, значит, это определение.

-Списывание текста. Развитие умения находить и графически обозначать определения по алгоритму.

2, Выполнение упражнений.

1) Упр.232. Распространение предложений определениями. Выделение определений с опорой на алгоритм. Выписывание определений по образцу, их графическое обозначение.

2) Диктант с грамматическим заданием.

1. Поздней осенью поля опять зеленеют.

2. Наверху слышен журавлиный крик.

3. Снежные горы похожи на волны.

4. Над долиной спустились темные тучи.

Задание: найдите и графически обозначьте определения.

3) Творческое задание. Сочинение- миниатюра (описание цветка) по опорным словам по материалу иупр.233

V. Подведение итогов урока.

-Какую новую информацию получили, работая на уроке? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным?

- Назовите ключевые слова темы.

VI. Домашнее задание.

1. Вспомнить все, что известно об определении (кн.1, стр.124)

2. Упр. 234


© 2010-2022