- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Система уроков по теме Н. В. Гоголь Портрет. Урок 2
Система уроков по теме Н. В. Гоголь Портрет. Урок 2
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвинова С.С. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система уроков по теме «Н.В.Гоголь Портрет»
Урок 2.
Н.В. Гоголь «Портрет». Фантастический элемент повествования как средство выявления реальных жизненных отношений. Назначение искусства в представлении писателя.
Цель.
Учить делать элементарный психоанализ, находить, опираясь на текст, события и явления реальности, ставшие следствием фантастических событий. Развивать логическое мышление, умение сопоставлять понятия духовного мира и материальной жизни. Воспитывать любовь к творчеству, уважение к труду.
Оборудование.
Карточки с индивидуальным заданием, портрет Н.В. Гоголя, запись музыкальной композиции (на выбор).
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.ОНМ.
Учащиеся записывают тему и эпиграф.
Искусство в самом глубоком смысле этого слова
человечно. Оно идет от человека и ведет к
человеку - к самому живому, доброму, к самому
лучшему в нем. Оно служит единению
человеческих душ.
Л.Н. Толстой
Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом,
наслаждением, болью.
Н.В. Гоголь.
- Цель урока - выяснить, какие события послужили отправной точкой перерождения художника Чарткова, какова роль фантастического в этом перерождении и как автор оценивает роль искусства в жизни?
- Осенний скучный день, от долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля. (В Брюсов «Тени прошлого»)
Петербург Достоевского, Гоголя. Реальность трудной молодости художника Чарткова. В один из таких дней мы и познакомились с героем повести «Портрет».
- При каких обстоятельствах это произошло?
Какое мнение сложилось у вас о человеке, купившем на последний двугривенный портрет?
- Можно ли назвать этот эпизод завязкой произведения? Почему?
- Можно ли сказать о том, что описание портрета старика в этой части несет особую смысловую нагрузку завязки? Почему?
- Какую фразу можно назвать ключевой? («Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он…»).
Учащиеся читают пейзажную зарисовку со слов «…Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба…» и до слов «…досадно, черт побери!» и подчеркивают карандашом тропы, предвосхищающие своей контрастностью резкое изменение образа жизни и внутреннего мира художника.
Учитель читает стихотворение В Брюсова «Кошмар»
Далее учащиеся пересказывают сон художника.
- Можно ли назвать его пророческим?
- Прелюдией к каким событиям он становится?
Отметить, что центральной фигурой сна становится старик с портретом.
- Группе учащихся (2 чел.) предлагается поработать в роли психологов и выполнить задание по карточкам.
-
Какие черты характера, разрушительно действующие на душу человека, можно представить, прочитав отрывки из сна: «Это уже не была копия с натуры, это была та страшная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы», «Высунув свои длинные костистые руки, стрик начал разворачивать сверток».
-
Предсказанием каких изменений внутреннего мира человека можно назвать строки: «Глаза еще страшнее, еще значительнее вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него», «Черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать».
В это время класс выясняет:
- что было необычного в купленном портрете?
- какое действие он оказывал на окружающих?
-какие эпизоды сна повторяются в жизни?
По третьему пункту делаются записи в тетради.
Сон Явь
Например:
Вперился в золото Как безумный, бросился поднимать
сверток
Судорожно схватил Сжал его судорожно в руке
Дрожал всем телом Оставалось неприятное чувство
- Какой из человеческих пороков завладел героем в тот момент, когда он стал обладателем богатства?
- Можно ли считать старика символом этого порока?
- Ответить на этот вопрос помогут психологи, познакомив нас со своими выводами.
- Портрет оказал губительное влияние на судьбу художника. Незримо он присутствовал рядом на протяжении всего повествования в виде разрушительной жадности, зависти, черствости.
- О каком фантастическом элементе можно сказать, читая повесть?
- Как фантастическое предвещает реальное?
- Фантастическое в повести - это преувеличенное реальное влияние глаз старика с портрета на души людей. Неожиданное сочетание деталей и выявляет скрытые в обыденной жизни пороки. Недаром прозвучало у Гоголя: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Как во сне, так и наяву.
- Можно ли выделить вторую кульминацию в повествовании? (Выставка картины бывшего товарища Чарткова, где он осознает, что с ним произошло).
- Первая кульминация ведет к духовному перерождению героя, который поддался власти денег.
Вторая - к физической гибели художника, осознавшего свое ничтожество.
(Обе кульминации играют существенную роль в раскрытии характера героя и в развертывании художественного конфликта).
Гоголь охрипшим от невозможности докричаться до Чарткова голосом кричит нам: художник живет в своих работах! Жизнь истинного творца - это труд.
И это доказывает приятель Чарткова, «который с ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей своей душой».
Под музыкальное сопровождение заранее подготовленный ученик читает отрывок, посвященный выставке шедевра.
Развязка истории падения художника логична и ужасна.
- Какую страшную муку после посещения выставки испытал Чартков?
- Почему страстное желание вернуть мастерство оказалось для него тщетным?
Назначение художника - творить - оказалось недосягаемым. В том и заключается трагедия.
Домашнее задание: ответить на вопрос, «почему в повести большое место отведено описанию внутреннего мира героя?». С помощью цветовой гаммы передать на отдельных листах состояние души чарткова до и после страшного приобретения.