Система уроков по теме Н. В. Гоголь Портрет. Урок 2

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система уроков по теме «Н.В.Гоголь Портрет»

Урок 2.

Н.В. Гоголь «Портрет». Фантастический элемент повествования как средство выявления реальных жизненных отношений. Назначение искусства в представлении писателя.

Цель.

Учить делать элементарный психоанализ, находить, опираясь на текст, события и явления реальности, ставшие следствием фантастических событий. Развивать логическое мышление, умение сопоставлять понятия духовного мира и материальной жизни. Воспитывать любовь к творчеству, уважение к труду.

Оборудование.

Карточки с индивидуальным заданием, портрет Н.В. Гоголя, запись музыкальной композиции (на выбор).

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.ОНМ.

Учащиеся записывают тему и эпиграф.

Искусство в самом глубоком смысле этого слова

человечно. Оно идет от человека и ведет к

человеку - к самому живому, доброму, к самому

лучшему в нем. Оно служит единению

человеческих душ.

Л.Н. Толстой

Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом,

наслаждением, болью.

Н.В. Гоголь.

- Цель урока - выяснить, какие события послужили отправной точкой перерождения художника Чарткова, какова роль фантастического в этом перерождении и как автор оценивает роль искусства в жизни?

- Осенний скучный день, от долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо, и земля. (В Брюсов «Тени прошлого»)

Петербург Достоевского, Гоголя. Реальность трудной молодости художника Чарткова. В один из таких дней мы и познакомились с героем повести «Портрет».

- При каких обстоятельствах это произошло?

Какое мнение сложилось у вас о человеке, купившем на последний двугривенный портрет?

- Можно ли назвать этот эпизод завязкой произведения? Почему?

- Можно ли сказать о том, что описание портрета старика в этой части несет особую смысловую нагрузку завязки? Почему?

- Какую фразу можно назвать ключевой? («Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он…»).

Учащиеся читают пейзажную зарисовку со слов «…Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба…» и до слов «…досадно, черт побери!» и подчеркивают карандашом тропы, предвосхищающие своей контрастностью резкое изменение образа жизни и внутреннего мира художника.

Учитель читает стихотворение В Брюсова «Кошмар»

Далее учащиеся пересказывают сон художника.

- Можно ли назвать его пророческим?

- Прелюдией к каким событиям он становится?

Отметить, что центральной фигурой сна становится старик с портретом.

- Группе учащихся (2 чел.) предлагается поработать в роли психологов и выполнить задание по карточкам.

  1. Какие черты характера, разрушительно действующие на душу человека, можно представить, прочитав отрывки из сна: «Это уже не была копия с натуры, это была та страшная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы», «Высунув свои длинные костистые руки, стрик начал разворачивать сверток».

  2. Предсказанием каких изменений внутреннего мира человека можно назвать строки: «Глаза еще страшнее, еще значительнее вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него», «Черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать».

В это время класс выясняет:

- что было необычного в купленном портрете?

- какое действие он оказывал на окружающих?

-какие эпизоды сна повторяются в жизни?

По третьему пункту делаются записи в тетради.

Сон Явь

Например:

Вперился в золото Как безумный, бросился поднимать

сверток

Судорожно схватил Сжал его судорожно в руке

Дрожал всем телом Оставалось неприятное чувство

- Какой из человеческих пороков завладел героем в тот момент, когда он стал обладателем богатства?

- Можно ли считать старика символом этого порока?

- Ответить на этот вопрос помогут психологи, познакомив нас со своими выводами.

- Портрет оказал губительное влияние на судьбу художника. Незримо он присутствовал рядом на протяжении всего повествования в виде разрушительной жадности, зависти, черствости.

- О каком фантастическом элементе можно сказать, читая повесть?

- Как фантастическое предвещает реальное?

- Фантастическое в повести - это преувеличенное реальное влияние глаз старика с портрета на души людей. Неожиданное сочетание деталей и выявляет скрытые в обыденной жизни пороки. Недаром прозвучало у Гоголя: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Как во сне, так и наяву.

- Можно ли выделить вторую кульминацию в повествовании? (Выставка картины бывшего товарища Чарткова, где он осознает, что с ним произошло).

- Первая кульминация ведет к духовному перерождению героя, который поддался власти денег.

Вторая - к физической гибели художника, осознавшего свое ничтожество.

(Обе кульминации играют существенную роль в раскрытии характера героя и в развертывании художественного конфликта).

Гоголь охрипшим от невозможности докричаться до Чарткова голосом кричит нам: художник живет в своих работах! Жизнь истинного творца - это труд.

И это доказывает приятель Чарткова, «который с ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей своей душой».

Под музыкальное сопровождение заранее подготовленный ученик читает отрывок, посвященный выставке шедевра.

Развязка истории падения художника логична и ужасна.

- Какую страшную муку после посещения выставки испытал Чартков?

- Почему страстное желание вернуть мастерство оказалось для него тщетным?

Назначение художника - творить - оказалось недосягаемым. В том и заключается трагедия.

Домашнее задание: ответить на вопрос, «почему в повести большое место отведено описанию внутреннего мира героя?». С помощью цветовой гаммы передать на отдельных листах состояние души чарткова до и после страшного приобретения.



© 2010-2022