- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по литературе М. Ю. Лермонтов Бородино. Патриотический пафос стихотворения
Технологическая карта урока по литературе М. Ю. Лермонтов Бородино. Патриотический пафос стихотворения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Н.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока слушателя краткосрочных курсов «Основы содержания современного образования: ФГОС» (36 часов, модуль-2)
на базе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок: литература
Тема урока: "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения".
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №469
Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 3-е изд.
- М.: Просвещение, 2014
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе
Цели для ученика
Обучающие:
развить интерес к личности поэта; знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас; отрабатывать навыки чтения стихотворного текста.
Воспитывающие:
формировать навыки работы в коллективе; уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; развивать чувство патриотизма.
Цели для учителя
Образовательные:
заинтересовать учащихся личностью поэта; познакомить с событиями 1812 года; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков.
Развивающие:
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления; способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (анализ, наблюдение).
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Форма урока
Традиционная
Опорные понятия, термины
Стихотворение
Жанр литературного произведения
Идея произведения
Проблематика произведения
Характеристика героя
Новые понятия
Формы контроля:
Учебный диалог
Выразительное чтение стихотворения
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение "Бородино"(задание 8, с.1550; подготовить рассказ о М.Ю.Лермонтове
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Мотивация
3 минут
Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.
Подготовка к работе.
Учащиеся настраиваются на коллективную работу.
Словесная форма.
Личностные:
умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные:
умение создать условия для целеполагания;
коммуникативные:
умение слушать; осуществлять речевой контроль.
Психологический настрой учителя и учащихся.
II. Актуализация знаний
7минут
Вступительное слово о событиях 1812 года (историческая справка).
(Приложение 1)
Слушают учителя. Добавляют свои исторические сведения о событиях 1812 года.
Словесная форма.
Беседа.
Личностные:
оценивание своего ответа; проявление интереса к истории своей страны;
познавательные:
общеучебные умения структурировать знания;
регулятивные:
умение создать условия для целеполагания и планирования действий.
Умение выслушивать, грамотно строить монологическое высказывание.
III. Изучение нового.
15 минут
1.Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике (с.150).
2. Словарная работа.
(Приложение 2)
3.Чтение стихотворения учителем (учебник, с.151 -154).
1. Учащиеся слушают, дополняют, выделяют в тексте нужную информацию.
2. Записывают термины и их объяснение в тетрадь.
3. Слушают стихотворение.
Коллективная работа.
Беседа.
Практический метод.
Словарная работа.
Личностные:
умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
регулятивные:
выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия);
коммуникативные:
формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной работе.
IV. Актуализация новых знаний.
15 минут
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение.
Организует деятельность по применению новых знаний.
(Приложение 3, 4)
Работают с текстом произведения.
Отвечают на вопросы и выполняют задания (учебник, с.151 -154).
Читают стихотворение.
Иллюстративно - словесный метод.
Регулятивные:
контроль, оценка;
познавательные:
умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
коммуникативные:
речевое взаимодействие со сверстниками, учителем.
Отработка умений анализа текста.
V. Рефлесно-оценочный этап.
3 минуты
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Беседа.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
самосовершенствование.
Умение оценивать себя.
Умение оценивать результат учебной деятельности.
VI. Домашнее задание
2 минуты
Объясняет домашнее задание.
Слушают и записывают задание в дневник.
Приложение 1
Вступительное слово о событиях 1812 г.
Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон l - 1769 - 1821гг.), уроженцем Корсики.
Это был решительный, строгий военачальник, он вёл победоносные захватнические войны. в результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)
Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.
Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал - фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием "Бородинское". Оно было проиграно.
Москва бала оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.
Приложение 2
-
Объясните термины: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны (см. дано в сносках учебника).
Недаром - не без причины, не случайно.
Нынешнее племя - современники.
Доля - судьба.
Досадно - жаль, обидно.
Ворчали старики - выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).
Чужие изорвать мундиры - уничтожить врага в штыковой атаке.
Ушки на макушке - повышенное внимание.
Ликовать - выражать восторг.
Лихость - удаль.
Поведать - рассказать.
Постоять годовою - отдать жизнь в бою.
Поле грозной сечи - поле боя.
Приложение 3
-
Ответьте на вопросы и выполните задания 1-7 в учебнике "Размышление о прочитанном", с.155.
1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"?
2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?
4.О чём сожалеет поэт и что его радует?
5. Как вы понимаете строки?
-Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
-Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
-Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, лжец солдатам...
6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
7. Кого объединяет слово "наш" в таком тексте?
Изведал враг в тот день немала,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Приложение 4
-
Ответьте на вопросы.
1.Подумайте, почему поэт назвал своё произведение "Бородино"?
2. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?
4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?
5.почему рассказывать должен именно бывалый , старый солдат7
6. Опишите картины, поразившее вас.
7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чём?
4