Технологическая карта урока по литературе М. Ю. Лермонтов Бородино. Патриотический пафос стихотворения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по литературе М.Ю.Лермонтов Бородино. Патриотический пафос стихотворения


Технологическая карта урока слушателя краткосрочных курсов «Основы содержания современного образования: ФГОС» (36 часов, модуль-2)

на базе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Урок: литература

Тема урока: "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения".

Дата проведения урока:

Класс: 5

ОУ: ГБОУ школа №469

Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»

УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 3-е изд.

- М.: Просвещение, 2014

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе

Цели для ученика

Обучающие:

развить интерес к личности поэта; знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас; отрабатывать навыки чтения стихотворного текста.

Воспитывающие:

формировать навыки работы в коллективе; уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; развивать чувство патриотизма.

Цели для учителя

Образовательные:

заинтересовать учащихся личностью поэта; познакомить с событиями 1812 года; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков.

Развивающие:

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления; способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (анализ, наблюдение).

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины

Стихотворение

Жанр литературного произведения

Идея произведения

Проблематика произведения

Характеристика героя

Новые понятия

Формы контроля:

Учебный диалог

Выразительное чтение стихотворения

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение "Бородино"(задание 8, с.1550; подготовить рассказ о М.Ю.Лермонтове

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

3 минут

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Учащиеся настраиваются на коллективную работу.

Словесная форма.

Личностные:

умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные:

умение создать условия для целеполагания;

коммуникативные:

умение слушать; осуществлять речевой контроль.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

7минут

Вступительное слово о событиях 1812 года (историческая справка).

(Приложение 1)

Слушают учителя. Добавляют свои исторические сведения о событиях 1812 года.

Словесная форма.

Беседа.

Личностные:

оценивание своего ответа; проявление интереса к истории своей страны;

познавательные:

общеучебные умения структурировать знания;

регулятивные:

умение создать условия для целеполагания и планирования действий.

Умение выслушивать, грамотно строить монологическое высказывание.

III. Изучение нового.

15 минут

1.Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике (с.150).

2. Словарная работа.

(Приложение 2)

3.Чтение стихотворения учителем (учебник, с.151 -154).

1. Учащиеся слушают, дополняют, выделяют в тексте нужную информацию.

2. Записывают термины и их объяснение в тетрадь.

3. Слушают стихотворение.

Коллективная работа.

Беседа.

Практический метод.
Словарная работа.

Личностные:

умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивные:

выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия);

коммуникативные:

формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной работе.

IV. Актуализация новых знаний.

15 минут

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение.

Организует деятельность по применению новых знаний.

(Приложение 3, 4)

Работают с текстом произведения.

Отвечают на вопросы и выполняют задания (учебник, с.151 -154).

Читают стихотворение.

Иллюстративно - словесный метод.

Регулятивные:

контроль, оценка;

познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

коммуникативные:

речевое взаимодействие со сверстниками, учителем.

Отработка умений анализа текста.

V. Рефлесно-оценочный этап.

3 минуты

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
самосовершенствование.

Умение оценивать себя.

Умение оценивать результат учебной деятельности.

VI. Домашнее задание


2 минуты

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают задание в дневник.


Приложение 1

Вступительное слово о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон l - 1769 - 1821гг.), уроженцем Корсики.

Это был решительный, строгий военачальник, он вёл победоносные захватнические войны. в результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал - фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием "Бородинское". Оно было проиграно.

Москва бала оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

Приложение 2

  • Объясните термины: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны (см. дано в сносках учебника).

Недаром - не без причины, не случайно.

Нынешнее племя - современники.

Доля - судьба.

Досадно - жаль, обидно.

Ворчали старики - выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

Чужие изорвать мундиры - уничтожить врага в штыковой атаке.

Ушки на макушке - повышенное внимание.

Ликовать - выражать восторг.

Лихость - удаль.

Поведать - рассказать.

Постоять годовою - отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи - поле боя.

Приложение 3


  • Ответьте на вопросы и выполните задания 1-7 в учебнике "Размышление о прочитанном", с.155.

1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"?

2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?

4.О чём сожалеет поэт и что его радует?

5. Как вы понимаете строки?

-Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!..

-Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..

-Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, лжец солдатам...

6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.

7. Кого объединяет слово "наш" в таком тексте?

Изведал враг в тот день немала,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Приложение 4

  • Ответьте на вопросы.

1.Подумайте, почему поэт назвал своё произведение "Бородино"?

2. Сформулируйте главную мысль стихотворения.

3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?

4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?

5.почему рассказывать должен именно бывалый , старый солдат7

6. Опишите картины, поразившее вас.

7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?

8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чём?

4

© 2010-2022