Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В. М. Шукшина (10-11классы)

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: "Заочная интернет-экскурсия на родину М.В.Шукшина" предназначена для факультативного курса по литературе в старших классах.Цели факультативного занятия:- вызвать интерес к личности и творчеству В.М.Шукшина; познакомить с его малой Родиной - село Сростки, музеями-заповедниками;воспитать нравственные и эстетические чувства у учащихся.Задачи: - научить применять исследовательские навыки, научить учащихся работать с литературой, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: «Заочная интернет - экскурсия на родину В.М.Шукшина»

(10-11 классы).

Цель:

- вызвать интерес к личности и творчеству В.М.Шукшина;

- познакомить с его малой Родиной- село Сростки, музеями-заповедниками;

- воспитать нравственные и эстетические чувства у учащихся.

Задачи:

- образовательные: научить применять исследовательские навыки, научить учащихся работать с литературой, делать презентации (метод проектов).

- развивающие: развитие творческих способностей учащихся, умения подготовить сообщения о писателе, выразительное чтение стихотворений.

- воспитательные: формирование нравственных и эстетических чувств.

Оборудование: портрет В.М.Шукшина, выставка книг (сборники

писателя), фотоальбом «Малая Родина Шукшина», демонстрация слайдов, фонозапись песни братьев Заволокиных: «А над Катунью гармонь играет».

Форма проведения: литературно-музыкальное путешествие (заочная интернет-экскурсия), учащиеся выступают в роли экскурсоводов.

Этап подготовки: сбор и обобщение силами учащихся (индивидуальные задания) и учителя информации по теме факультативного занятия.

Опережающее задание: Подготовить сообщение о жизни и творчестве В.М.Шукшина, стихотворения о Шукшине, высказывания(по выбору).


Ход факультативного занятия:

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счете к ней вернуться -

Не прерывать связующую нить.

А. Межиров

I.Слово учителя:

В этом году Василию Марковичу Шукшину исполнилось бы 86 лет. Уже 40 лет его нет с нами. Впрочем, дух его продолжает жить среди нас. Как сказал Василий Белов: «Идеи и боли, которыми жил Шукшин, никуда не исчезли. Они по-прежнему злободневны…»

Перед тем как совершить литературное путешествие в виде заочной интернет-экскурсии на родину писателя и в музей-заповедник В.М. Шукшина, прошу вас выбрать экскурсоводов, которые помогут мне провести экскурсию.

Учащиеся выбирают экскурсоводов, которые выступают с сообщением о жизни и творчестве В.М.Шукшина, показывают слайды.

Ученик- экскурсовод: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

Он был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован - как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама - Мария Сергеевна.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери

Шукшин пронёс через всю свою жизнь. В 1943 военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником, мастером на все руки. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь. С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье - рабочие тогда требовались повсюду. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу - на флот. Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


Он служил сначала на Балтике, потом - в Севастополе: старший матрос, по специальности - радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем. После демобилизации он вернулся в Сростки - очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: "Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал". В Сростках, очевидно, не хватало учителей - Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики - наработавшиеся за день деревенские парни и девушки. В. М. Шукшин вспоминал: "Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд. (Из воспоминаний Шукшина). «Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, литературе. «Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает. Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Его дипломная работа - короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" - осталась незамеченной. Студентом получил первую большую роль в кино - солдат Фёдор в фильме Марлена Цухиева "Два Фёдора" (1959). Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


Последняя его роль - Лопахин в фильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" (1974).

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


Первая режиссёрская работа в кино - фильм "Живёт такой парень" (1964). Последняя - "Калина красная" (1973).

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


Первый появившийся в печати рассказ - "Двое на телеге" (1958). Первая книга - сборник рассказов "Сельские жители" (1964). Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма "Они сражались за Родину". В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя - "Василий Шукшин".

Учитель: Спасибо экскурсоводам за сообщение, теперь мы отправляемся в село Сростки, на родину Василия Макаровича Шукшина.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки -

Это родина Шукшина.

Г. Кондаков, стихотворение «Сростки»

Сростки… Там родился и вырос Шукшин, оттуда он принес в литературу новые темы и сюжеты, оттуда ведет и родословную своих героев. «Мы от казаков происходим, которые тут недалеко Бийск-Катунск рубили, крепость. Это еще при царе Петре было. Оттуда мы и пошли, почесть вся деревня», - говорит Бронька Пупков, герой рассказа «Миль пардон, мадам!».

А в рассказе «Наказ», герой говорит: «Деревня наша, не деревня - село, а в старину было большое, края были: Мордва, Низовка, Дикари, Баклань…Ну а жили-то мы в Низовке… Известно, что раньше действительно концы села Сростки назывались по местному: Низовка, Баклань, Дикари, Мордва. Сам Шукшин был из Низовки.

В 1978 году был открыт музей В. М. Шукшина. Его решили открыть в доме, который В.М.Шукшин купил в 1965 году матери на гонорар за роман «Любавины».

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

Трепетное, незабываемое чувство остается на душе после посещения этого простого дома, в котором рождались творения В. М. Шукшина, согретые любовью к родине, матери, землякам. В маленькой комнате Василия Макаровича - кровать, убранная белым покрывалом, вышитыми матерью подзором и наволочкой. Письменный стол с печатной машинкой. Любимая комната Шукшина в этом доме - зал.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

А вот в этом доме прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

Во дворе колодец, баня, которая топилась по-черному; сарайчик, сделанный из самана; шикарная груша, вся увешанная плодами. Ее посадили уже после смерти Шукшина.

У Василия была гармонь-хромка старинного выпуска, на ней он неплохо играл «Вальс над волнами», «Товарочку», под которую на вечерах здорово плясали девчата.

Звучит фонозапись песни братьев Заволокиных: «А над Катунью гармонь играет.

Катунь - обязательная принадлежность большинства произведений В.Шукшина. В повести «Живет такой парень» мы читаем: «Есть еще река на Алтае - Катунь. Злая, белая от злости, прыгает по камням, бьет их в холодную грудь крутой яростной волной, ревет - рвется из-за гор. А то вдруг присмиреет в долине - тихо, слышно, как утка в затоне пьет за островом».

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


«Трудно понять, но как скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнёт от боли мгновенное горячее чувство…. Когда буду помирать, если буду в сознании, то в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет». В.М. Шукшин.

В книге «Нравственность есть Правда» Шукшин писал: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности», всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу».

Не только в прозе, но и в фильмах запечатлел Шукшин свою Родину: «Живет такой парень» (снимался на Чуйском тракте, в окрестностях Аи, Дубровки, Манжерока, Горно-Алтайска), «Печки-лавочки».

Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: "Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения "интимные" - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда - шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой". В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

По воспоминаниям Анатолия Заболоцкого, последние месяцы жизни В. М. Шукшин нервничал. Торопился давать интервью, после каждого уговаривал себя - последнее. Чего-то внутренне боялся. Боялся не успеть... Сердце не выдержало нагрузок. Шукшин умер в ночь с первого на второе октября 1974 года в станице Клетской Волгоградской области во время съемок фильма «Они сражались за Родину» в каюте теплохода «Дунай», где жила съемочная группа. Официальный диагноз: острая сердечная недостаточность.

7 октября В.М. Шукшин был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 2 октября 1982 года на могиле установлен памятник из черного алтайского лабрадора. Авторы А. Елагин и Б. Жутовский. И всегда на могиле живые цветы и гроздья калины красной, как символ яркой и горькой судьбы Шукшина.Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

Ученик-экскурсовод:

В.М. Шукшина помнят и чтят. Близ станицы Клетской в Волгоградской области, где проходили съемки фильма «Они сражались за Родину», на утесе, где любил бывать Шукшин, установлен обелиск.

На родине предков Шукшина, в Самаре, создан Общероссийский литературный центр имени В.М. Шукшина. Имя Шукшина многие годы приводит в Сростки почитателей его таланта. Здесь, на родине писателя, с 1976 года проводятся Шукшинские чтения, которые впоследствии переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на горе Пикет. На эту гору собираются тысячи людей из разных уголков России и из-за рубежа, чтобы поклониться земле, на которой родился и вырос человек, всю жизнь искавший правду, человек с обостренным чувством справедливости.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

Именем В.М. Шукшина названы библиотеки, школы, высшие учебные заведения.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

52 тысячи бийских библиофилов порадовали отреставрированным зданием городской библиотеки имени Шукшина, в которой насчитывается 521 тысяча единиц хранения.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


Вскоре широкий круг почитателей писателя Шукшина сможет взять в руки новейшее 8-томное полное собрание его сочинений, куда войдут и малоизвестные материалы.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)

Издание было выпущено тиражом в 5 тысяч.

Весь его творческий путь непосредственно связан с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села.

Слайд.

Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В.М.Шукшина(10-11классы)


Учитель: На этом наша экскурсия закончена, послушаем ребят, которые подготовили домашнее задание, сообщение о жизни и творчестве В.М.Шукшина, стихотворения о Шукшине, высказывания (по выбору)

Ученик:

В.М. Шукшин - писатель, актер и режиссер-сценарист. За 15 лет творческой деятельности по своим сценариям поставил 5 фильмов:

  • «Живет такой парень»

  • «Ваш сын и брат»

  • « Странные люди»

  • « Печки-лавочки»

  • «Калина красная»

Как актер В.М. Шукшин снялся в 25 фильмах. Заслуги Шукшина в кинематографе отмечены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых за авторский фильм «Ваш сын и брат» (1967г.), Государственной премией СССР за актерскую роль в фильме «У озера» (1971 г.), званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1969 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1967 г.), Ленинской премией (посмертно, 1976 г.) за творческие достижения последних лет в киноискусстве.

Ученик:

И облака плывут над головой,

И небо обнимается с Пикетом,

А мне опять

На круче вековой

Недужить наступающим рассветом.

В настроенной сторожкой тишине

Душа горит,

Корежась как береста.

Непросто говорить о Шукшине,

Живое слово подобрать непросто.

Все это происходит от того,

Что сам бывал

Раним слепым зарядом,

Что бунтари и «чудики» его

По всей земле со мною жили рядом.

Еще держу связующую нить,

Но и о спуске думаю отлогом.

О Шукшине непросто говорить,

О нем бы петь

И петь высоким слогом!

М.Борисов, стихотворение «О Шукшине непросто говорить»

Заключение

Учитель: Нет с нами больше писателя - В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком".


© 2010-2022