Планирование занятий Дебаты 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «Дебаты» может быть рассмотрена как часть системы работы с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:

- интеллектуальное развитие детей;

- развитие элементов парламентской культуры;

- адаптация подростков в современном обществе, требующем умения принимать, защищать свои решения;

- сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной

деятельности.

В период изменения ценностей в обществе, появляются новые социальные отношения, формируются новые условия жизни. Данные изменения в жизни предъявляют определенные требования для современной молодежи. Необходимо формирование нового поколения молодых людей, социально зрелых понимающих демократические ценности, способных критически мыслить и активно жить.

Данная программа способствует формированию социально-активной личности; тренирует учащихся в умении осознано и активно участвовать в общественной жизни, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее. Она развивает терпимость и уважение к различным взглядам, способствует формированию важнейшего качества для современной личности - толерантности, играет не последнюю роль в развитии коммуникативных способностей. Программа развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.

Поэтому основная цель программы заключается в развитии и воспитании нравственной, толерантной, социально зрелой личности, раскрывающей свои возможности на основе умений и навыков вести дебаты, доказывать и отстаивать различные убеждения и идеи; в стремлении сформировать представления о стиле жизни социально активного человека.

Задачи программы:

- развить парламентскую культуру с помощью навыков искусств спора, ведения дискуссий, дебатов;

- адаптировать подростков в современном обществе, требующем умение принимать, защищать свои решения;

- ознакомить с основными формами и законами правильного мышления;

- Развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично выступать;

- развивать и воспитывать культуру общения и речи подростков;

- обучить технологии игр « Дебаты»;

- совершенствовать навыки цивилизованной дискуссии, поддерживать их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.

Особенности программы состоят, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность учащимся не только теоретически освоить основы грамотной дискуссии, но и применять их как в учебной деятельности, так и в общественной жизни на старшей ступени обучения.

Данная программа рассчитана на один года обучения, но предусматривает работу на длительный срок. Предусмотрена работа с детьми с 14-15 лет, т.е. с учащимися 8-9 классов. В кружок дети принимаются по желанию. Возможен прием в течении учебного года. В программе возможно введение системы дублерства, т.е. каждого участника команды может заменить дублер из второго состава. Каждый ребенок осознает свою значимость в коллективе и имеет возможность творческого самовыражения.

Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; изучение какого либо аспекта «Дебатов»; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернет; практику в области риторики, импровизационной речи, логики.

Обучение включает в себя теоретические и практические занятия по риторике, логике, знакомит ребят с технологией игры «Дебаты», пробуют силы в игровой деятельности на локальном уровне.

В ходе реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;

- использовать критическое мышление для построения аргументации;

- видеть абстрактные явления между абстрактными идеями и событиями реального мира;

- организовывать наработанный материал;

- правильно строить речь;

- вести записи;

- опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;

- умение определить и вычленить проблему;

- умение делать выводы и заключения;

- умение эффективно решать проблемы;

- умение оценивать доказательства;

- умение работать в команде.







Учебно-тематический план


Тема

час

Содержание темы

Форма занятия

дата

план

факт

1

Знакомьтесь! Игра «Дебаты».

1

История возникновения дебаторского движения в мире, в России, школе. Принципы Дебатов: обучение, честность, уважение. Навыки Дебатов: развитие критического мышления, исследовательские навыки, организационные навыки, навык слушания и ведения записей.

Лекция



2

Что такое «Дебаты»?

1

Лекция

Беседа

3

Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

1

Суть дебатов. Тема. Утверждающая сторона. Отрицающая сторона. Аргументы. Поддержка и доказательства. Перекрестные вопросы. Решение судей.

Лекция

4

Игра «Дебаты»: регламент и правила, обязанности спикеров.

1

Суть дебатов. Тема. Утверждающая сторона. Отрицающая сторона. Аргументы. Поддержка и доказательства. Перекрестные вопросы. Решение судей.

Лекция

практикум

5

Формулировка и анализ темы.

1

Выдвижение интересных идей и тем для обсуждения. Виды тем: политические, фактические, ценностные. Анализ темы, разделение темы на составные части. Определение терминов и понятий входящих в тему с помощью словаря. Соглашение по темам.

Лекция

практикум

6

Понятие

1

Общая характеристика понятия; классификация понятий, содержание и объем понятий; общие и ограниченные понятия.

Решение понятийных задач. Работа со словарем.

Лекция

практикум

7

Рассуждение

1

Общая характеристика суждений. Виды суждений: простое и сложное, основанное на обобщении фактов, на аналогии, на причинно-следственной связи, авторитетном заявлении. Возможные ошибки при рассуждении.

Решение проблемных задач.

Лекция

практикум

8

Аргументация. Формулировка аргументов.

1

Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательства и опровержения. Ошибки в доказательстве

Практикум по доказательству. Написание реприз.

Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательства и опровержения. Ошибки в доказательстве

Практикум по доказательству. Написание реприз.

Лекция

практикум

9

Аргументация и дискуссия.

1

Лекция

практикум

10

Исследование и поддержка аргументов.

1

Лекция

практикум

11

Возможные ошибки в доказательстве.

1

Лекция

12

Утверждающий кейс.

1

Понятие о кейсе. Умение составлять кейс.

Лекция

практикум

13

Стратегии отрицания.

1

Работа команды по поиску материала, поддержек, доказательств для своей линии.

Особенности подготовки речей спикеров. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания. Умение находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.

Лекция

практикум

14

Опровержение и отрицание.

1

Лекция

практикум

15

Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.

1

Общее понятие, классификация, индукция, дедукция, аналогия.

Выделить критерий темы используя метод индукции и дедукции.

Лекция

практикум

16

Резерв


17

Рассуждение: типы рассуждений.

1

Общая характеристика суждений. Виды суждений: простое и сложное, основанное на обобщении фактов, на аналогии, на причинно-следственной связи, авторитетном заявлении. Возможные ошибки при рассуждении.

Решение проблемных задач.

Практикум

18

Перекрестные вопросы во время «Дебатов».

1

Поведение на раунде перекрестных вопросов. Составление перекрестных вопросов. Приемы реагирования на провокационные вопросы.

Лекция

практикум

19

Перекрестные вопросы во время «Дебатов».

1

Лекция

практикум

20

Стиль устного выступления.

1

Законы речевой динамики, строение, структура, целостность и последовательность выступлений. Владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Жестикуляции. Зрительный контакт.

Лекция

практикум

21

Упражнение «Мозговой штурм».

1

Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определении. Определение возможных источников информации. Выбор команд и групп экспертов. Сборы по группам.

Практикум

22

Практикум по доказательству: «Написание реприз».

1

Практикум

23

Практикум: «Работа с библиотекой».

1

Методы работы с книгами, журналами, Интернетом. Выделение главного и анализ. Заполнение рабочих листов.

Практикум

24

Умозаключение.

1

Общее понятие, классификация, индукция, дедукция, аналогия.

Выделить критерий темы используя метод индукции и дедукции.

Практикум

25

Публичное выступление

1

Структура публичного выступления. Импринтинг (формирование первого впечатления). Приемы выступления на публике: вовлечение, захват и удержание внимания. Владение психологическим состоянием. Свобода речи и самовыражение.

Разработка и исполнение выступления. Составление плана выступления.

Практикум

26

Импровизация речи.

1

Определение импровизации. Методы приемы импровизации. Образность речи, богатство языка.

Импровизация готового текста. Расширение словарного запаса: подбор синонимов, антонимов.

Практикум

27

Резерв

1


28

Техника речи.

1

Четкость дикции и произношения, речевое дыхание, темпы речи, чистота речи, строение фраз.

Работа с памяткой «Психологический настрой на смелое речевое поведение»; артикуляционная разминка, упражнение для отработки правильного речевого дыхания.

Практикум

29

Композиция речи

1

Законы речевой динамики, строение, структура, целостность и последовательность выступлений. Владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Жестикуляции. Зрительный контакт.

Составление импровизационной речи.

Лекция

30-32

Игра «Школьная форма должна быть обязательна».

3

Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определении. Определение возможных источников информации. Выбор команд и групп экспертов. Сборы по группам

Работа с книгой, словарями, периодической печатью, анализирование темы, рассказ учителя с элементами беседы, написание речи для выступления.

Принципы и приемы игры «Дебаты».

33

34

35

Резерв







РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей МБОУ «Тумульская ООШ»

Протокол №___ от «___» _________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

зам. по УР МБОУ «Тумульская ООШ»

_________________ Ипполитова А.С.

«___» __________________ 201___ г.










Программа курса


«Дебаты»


для обучающихся 8-х классов






Учитель русского языка

и литературы МБОУ «Тумульская ООШ»

Максимова Виталина Жановна













2013 г.

© 2010-2022