- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование занятий Дебаты 8 класс
Планирование занятий Дебаты 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимова В.Ж. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа «Дебаты» может быть рассмотрена как часть системы работы с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:
- интеллектуальное развитие детей;
- развитие элементов парламентской культуры;
- адаптация подростков в современном обществе, требующем умения принимать, защищать свои решения;
- сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной
деятельности.
В период изменения ценностей в обществе, появляются новые социальные отношения, формируются новые условия жизни. Данные изменения в жизни предъявляют определенные требования для современной молодежи. Необходимо формирование нового поколения молодых людей, социально зрелых понимающих демократические ценности, способных критически мыслить и активно жить.
Данная программа способствует формированию социально-активной личности; тренирует учащихся в умении осознано и активно участвовать в общественной жизни, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее. Она развивает терпимость и уважение к различным взглядам, способствует формированию важнейшего качества для современной личности - толерантности, играет не последнюю роль в развитии коммуникативных способностей. Программа развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Поэтому основная цель программы заключается в развитии и воспитании нравственной, толерантной, социально зрелой личности, раскрывающей свои возможности на основе умений и навыков вести дебаты, доказывать и отстаивать различные убеждения и идеи; в стремлении сформировать представления о стиле жизни социально активного человека.
Задачи программы:
- развить парламентскую культуру с помощью навыков искусств спора, ведения дискуссий, дебатов;
- адаптировать подростков в современном обществе, требующем умение принимать, защищать свои решения;
- ознакомить с основными формами и законами правильного мышления;
- Развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично выступать;
- развивать и воспитывать культуру общения и речи подростков;
- обучить технологии игр « Дебаты»;
- совершенствовать навыки цивилизованной дискуссии, поддерживать их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
Особенности программы состоят, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность учащимся не только теоретически освоить основы грамотной дискуссии, но и применять их как в учебной деятельности, так и в общественной жизни на старшей ступени обучения.
Данная программа рассчитана на один года обучения, но предусматривает работу на длительный срок. Предусмотрена работа с детьми с 14-15 лет, т.е. с учащимися 8-9 классов. В кружок дети принимаются по желанию. Возможен прием в течении учебного года. В программе возможно введение системы дублерства, т.е. каждого участника команды может заменить дублер из второго состава. Каждый ребенок осознает свою значимость в коллективе и имеет возможность творческого самовыражения.
Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; изучение какого либо аспекта «Дебатов»; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернет; практику в области риторики, импровизационной речи, логики.
Обучение включает в себя теоретические и практические занятия по риторике, логике, знакомит ребят с технологией игры «Дебаты», пробуют силы в игровой деятельности на локальном уровне.
В ходе реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;
- использовать критическое мышление для построения аргументации;
- видеть абстрактные явления между абстрактными идеями и событиями реального мира;
- организовывать наработанный материал;
- правильно строить речь;
- вести записи;
- опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;
- умение определить и вычленить проблему;
- умение делать выводы и заключения;
- умение эффективно решать проблемы;
- умение оценивать доказательства;
- умение работать в команде.
Учебно-тематический план
№
Тема
час
Содержание темы
Форма занятия
дата
план
факт
1
Знакомьтесь! Игра «Дебаты».
1
История возникновения дебаторского движения в мире, в России, школе. Принципы Дебатов: обучение, честность, уважение. Навыки Дебатов: развитие критического мышления, исследовательские навыки, организационные навыки, навык слушания и ведения записей.
Лекция
2
Что такое «Дебаты»?
1
Лекция
Беседа
3
Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.
1
Суть дебатов. Тема. Утверждающая сторона. Отрицающая сторона. Аргументы. Поддержка и доказательства. Перекрестные вопросы. Решение судей.
Лекция
4
Игра «Дебаты»: регламент и правила, обязанности спикеров.
1
Суть дебатов. Тема. Утверждающая сторона. Отрицающая сторона. Аргументы. Поддержка и доказательства. Перекрестные вопросы. Решение судей.
Лекция
практикум
5
Формулировка и анализ темы.
1
Выдвижение интересных идей и тем для обсуждения. Виды тем: политические, фактические, ценностные. Анализ темы, разделение темы на составные части. Определение терминов и понятий входящих в тему с помощью словаря. Соглашение по темам.
Лекция
практикум
6
Понятие
1
Общая характеристика понятия; классификация понятий, содержание и объем понятий; общие и ограниченные понятия.
Решение понятийных задач. Работа со словарем.
Лекция
практикум
7
Рассуждение
1
Общая характеристика суждений. Виды суждений: простое и сложное, основанное на обобщении фактов, на аналогии, на причинно-следственной связи, авторитетном заявлении. Возможные ошибки при рассуждении.
Решение проблемных задач.
Лекция
практикум
8
Аргументация. Формулировка аргументов.
1
Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательства и опровержения. Ошибки в доказательстве
Практикум по доказательству. Написание реприз.
Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательства и опровержения. Ошибки в доказательстве
Практикум по доказательству. Написание реприз.
Лекция
практикум
9
Аргументация и дискуссия.
1
Лекция
практикум
10
Исследование и поддержка аргументов.
1
Лекция
практикум
11
Возможные ошибки в доказательстве.
1
Лекция
12
Утверждающий кейс.
1
Понятие о кейсе. Умение составлять кейс.
Лекция
практикум
13
Стратегии отрицания.
1
Работа команды по поиску материала, поддержек, доказательств для своей линии.
Особенности подготовки речей спикеров. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания. Умение находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.
Лекция
практикум
14
Опровержение и отрицание.
1
Лекция
практикум
15
Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.
1
Общее понятие, классификация, индукция, дедукция, аналогия.
Выделить критерий темы используя метод индукции и дедукции.
Лекция
практикум
16
Резерв
17
Рассуждение: типы рассуждений.
1
Общая характеристика суждений. Виды суждений: простое и сложное, основанное на обобщении фактов, на аналогии, на причинно-следственной связи, авторитетном заявлении. Возможные ошибки при рассуждении.
Решение проблемных задач.
Практикум
18
Перекрестные вопросы во время «Дебатов».
1
Поведение на раунде перекрестных вопросов. Составление перекрестных вопросов. Приемы реагирования на провокационные вопросы.
Лекция
практикум
19
Перекрестные вопросы во время «Дебатов».
1
Лекция
практикум
20
Стиль устного выступления.
1
Законы речевой динамики, строение, структура, целостность и последовательность выступлений. Владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Жестикуляции. Зрительный контакт.
Лекция
практикум
21
Упражнение «Мозговой штурм».
1
Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определении. Определение возможных источников информации. Выбор команд и групп экспертов. Сборы по группам.
Практикум
22
Практикум по доказательству: «Написание реприз».
1
Практикум
23
Практикум: «Работа с библиотекой».
1
Методы работы с книгами, журналами, Интернетом. Выделение главного и анализ. Заполнение рабочих листов.
Практикум
24
Умозаключение.
1
Общее понятие, классификация, индукция, дедукция, аналогия.
Выделить критерий темы используя метод индукции и дедукции.
Практикум
25
Публичное выступление
1
Структура публичного выступления. Импринтинг (формирование первого впечатления). Приемы выступления на публике: вовлечение, захват и удержание внимания. Владение психологическим состоянием. Свобода речи и самовыражение.
Разработка и исполнение выступления. Составление плана выступления.
Практикум
26
Импровизация речи.
1
Определение импровизации. Методы приемы импровизации. Образность речи, богатство языка.
Импровизация готового текста. Расширение словарного запаса: подбор синонимов, антонимов.
Практикум
27
Резерв
1
28
Техника речи.
1
Четкость дикции и произношения, речевое дыхание, темпы речи, чистота речи, строение фраз.
Работа с памяткой «Психологический настрой на смелое речевое поведение»; артикуляционная разминка, упражнение для отработки правильного речевого дыхания.
Практикум
29
Композиция речи
1
Законы речевой динамики, строение, структура, целостность и последовательность выступлений. Владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Жестикуляции. Зрительный контакт.
Составление импровизационной речи.
Лекция
30-32
Игра «Школьная форма должна быть обязательна».
3
Выбор темы, обсуждение актуальности, определение возможных критериев, выделение понятий, нуждающихся в определении. Определение возможных источников информации. Выбор команд и групп экспертов. Сборы по группам
Работа с книгой, словарями, периодической печатью, анализирование темы, рассказ учителя с элементами беседы, написание речи для выступления.
Принципы и приемы игры «Дебаты».
33
34
35
Резерв
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей МБОУ «Тумульская ООШ»
Протокол №___ от «___» _________201__г.
УТВЕРЖДАЮ
зам. по УР МБОУ «Тумульская ООШ»
_________________ Ипполитова А.С.
«___» __________________ 201___ г.
Программа курса
«Дебаты»
для обучающихся 8-х классов
Учитель русского языка
и литературы МБОУ «Тумульская ООШ»
Максимова Виталина Жановна
2013 г.