Конспект урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС на тему: Русский язык в системе славянских языков (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

№ 1

Учитель

Бакарева О.В.

Предмет

Русский язык

Класс

8 - А, В

Автор УМК

Разумовская М.М.

Тип урока

Урок - введение

Тема урока

Русский язык в системе славянских языков

Цель урока:


Дать представление о месте русского языка среди славянских языков

Задачи урока:

- развить умение формулировать определение понятий;

-формирование УУД в условиях решения учебных (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) и практических задач;

- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.



образовательные


развивающие

- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, - развивать умение работать с литературой, таблицами;

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие умения работы в парах.



воспитательные


- вовлечь в активную познавательную деятельность;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД


личностные

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение,

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- стремление открывать новое знание, новые способы действия;


регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


познавательные

- общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.


коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Планируемые

результаты

личностные


Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремление открывать новое знание, новые способы действия.


предметные

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Умение вычленять среди членов предложения однородные, аргументировать свой ответ, проговаривая их основные признаки.


метапредметные

Понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Межпредметные связи

история

Формы деятельности

Фронтальная, групповая

Ресурсы

ПК учителя; медиа проектор; презентация по теме; плакат; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК; раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы


Этап урока


Деятельность учителя

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.


Приветствие.

Вступительное слово учителя (лекция)

Рассказ о месте русского языка в кругу славянских языков, о роли старославянского языка в развитии русского языка.

(Приложение 1)

Постановка цели и задач на уроке

- Как вы думаете, какова цель нашего урока, что нам предстоит понять, уяснить для себя?


Актуализация знаний. Работа с разделами учебника.


1) Какие разделы лингвистики вы изучали

в курсе русского языка в 5-7 классах?

2) Изучению каких разделов будут

посвящены уроки в 8 классе?

Усвоение и закрепление знаний.


Работа с текстом упр.

И.С.Тургенев.
Стихотворение в прозе «Русский язык».

- Выпишите эпитеты, характеризующие слово язык. Какова их роль в тексте?

- Чем для автора является язык?

Поддержкой и опорой. Какова синтаксическая роль этих слов в предложении?

- Дайте определение сказуемого.

- Найдите слово, которое указывает на свойства и качества понятия язык, но не называет их? Какой частью речи оно является?

Такой. Сделайте морфологический разбор этого местоимения.

- Вспомните, что такое синонимы. Найдите примеры синонимов в тексте. Какова их роль в тексте?

Поддержка, опора; великий, могучий (лексические синонимы).

- Вспомните и объясните, что такое контекстуальные синонимы? Найдите их в тексте.

Примеры: сомнения, раздумья; правдивый, свободный; родина, дом. Какова их роль в тексте?

- Что такое подтекст? Давайте разгадаем подтекст этого стихотворения.

- Это стихотворение написано в 1882 году. Знаете ли вы, что происходило в России в это время, чем были вызваны «тягостные раздумья» писателя «о судьбах… родины»?

Подсказки (слайды 9,10)

-С чем связана трудность понимания двух последних предложений? Как вы их понимаете? В каждом из них содержится двойное отрицание.

- Какую роль оно играет в языке? Перестройте (устно) два последних предложения, исключив отрицательные слова.

- Слово язык многозначное. Изучите словарную статью этого слова.

Работа с толковым словарем

Какие значения необходимо учитывать для понимания смысла названия и всего стихотворения в целом?

- Сформулируйте основную мысль текста.


Закрепление


Грамматическое задание.

1) Пунктуационный анализ текста (обратите внимание на авторские знаки препинания.);

2) Спишите два последних предложения. Подчеркните в них грамматические основы, определите способ выражения подлежащих и сказуемых. Найдите односоставные предложений, входящие в состав сложных.

Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? Какую информацию для себя почерпнули?

- С какими предметами осуществлялась связь на уроке?

- Что было наиболее интересным?

Домашнее задание

1) упр.№1 (устно)

2). Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы поняли основную мысль стихотворения И.С.Тургенева.

3) Выучите его наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.

Приложение 1

Наш родной язык принадлежит к славянской группе языков индоевропейской семьи. С этой группы начинается наше путешествие по языковой карте мира.

Славянские языки могут считаться самой молодой языковой группой среди индоевропейских языков. Их общий предок, который лингвисты называют праславянским языком, начал терять своё единство очень поздно, лишь в середине I тысячелетия н. э. До того предки славян были одним народом, пользовались очень близкими говорами и проживали где-то в Центральной или Восточной Европе.

Специалисты - лингвисты и историки - до сих пор спорят, где же всё-таки находилась прародина славян, т.е. территория, на которой они жили как единый народ и откуда разошлись, образовав отдельные народы и языки. Одни учёные помещают её между Вислой и средним течением Днепра, другие - между Вислой на востоке и Одером на западе. Сейчас многие специалисты считают, что прародина славян находилась а Паннонии, на Среднем Дунае, откуда они переместились на север и восток. Как одно из доказательств, что славяне были в Центральной Европе, приводят, например, лексическое сходство между славянскими языками и языками Западной Европы. Сравните, латинские и русские слова gostis -«гость», struere -«строить», fornus - «горн», paludes - «половодье». Проблема прародины славян весьма сложна, и её решение зависит от усилий учёных разных специальностей - историков, археологов, лингвистов, этнографов, фольклористов, антропологов. Языкознанию в этих поисках принадлежит особая роль.

В современном мире насчитывают от 10 до 13 живых славянских языков в зависимости от того, какой статус приписывается нескольким из них: самостоятельного языка или диалекта. Так, официальная болгаристика македонский язык самостоятельным не признаёт, рассматривая его как диалект болгарского.

Среди славянских языков есть и мёртвые, на которых уже никто не говорит. Таким был первый литературный язык славян. Русские называют его старославянским, а болгары - староболгарским. В его основе лежат южнославянские говоры старой Македонии. Именно на этот язык в IX веке переводили священные тексты греческие монахи - братья Кирилл и Мефодий, создавшие славянский алфавит. Их миссия по созданию литературного языка для всех славян стала возможна благодаря тому, что в те времена славянская речь была ещё относительно единой. Старославянский язык не существовал в виде живой народной речи, он всегда оставался языком Церкви, культуры и письменности.

Однако это не единственный мёртвый славянский язык. В западнославянской зоне, на севере современной Германии, некогда жили многочисленные и могущественные славянские племена. Впоследствии они были почти полностью поглощены германским этносом. Их непосредственными родственниками, вероятно, являются нынешние лужичане и кашубы. Исчезнувшие племена не знали письменности. Лишь один из диалектов - полабский (название образовано по имени реки Эльбы, по-славянски Лаба) - дошёл до нас в небольших словариках и записях текстов, сделанных в конце XVII - начале XVIII столетия. Это ценный, хотя довольно скудный источник знаний о славянских языках прошлого.

Среди славянских языков русский ближе всего к белорусскому и украинскому. Втроём они образуют восточнославянскую подгруппу. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих он занимает пятое место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому. Украинский в этой иерархии входят в первую «двадцатку», тоже принадлежит к очень крупным языкам.

Кроме восточнославянской подгруппы традиционно выделяются западнославянская и южнославянская. Однако если восточнославянские языки восходят к общему для них предку - древнерусскому (правосточнославянскому) языку, то этого нельзя сказать о двух других группах. Хотя языки каждой их этих подгрупп обладают целым рядом особенностей, сами подгруппы некоторые лингвисты склонны рассматривать нет как генетические, а прежде всего как географические единства. Когда западнославянская и южнославянская подгруппы формировались, наряду с процессами расхождения языков большую роль играли процессы их сближения.

Список использованной литературы, скриншоты.

  1. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/30/1-urok-russkogo-yazyka-v-8-klasse

  2. infourok.ru/urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.tema_russkiy_yazyk_v_semye_slavyanskih_yazykov.-559203.htm

  3. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Изд. Дрофа, г. Москва, 2015 год.

© 2010-2022