- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка Урок – дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС
Методическая разработка Урок – дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быстрова Е.А. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдельная дисциплина
«Русский язык и литература»
Методическая разработка
по теме
« Урок - дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС».
Автор: Быстрова Елена Алексеевна,
преподаватель
русского языка и литературы
Москва
2015 год
АННОТАЦИЯ
Представленная методическая разработка по теме «Урок - дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС ».
Данная работа отражает один из позиционных уроков в системе внедрения ФГОС ООО. Особенности построения позиционных уроков, содержание которых предусматривает наличие противоположных точек зрения на одну проблему, персонажей - антиподов, двойников или двух лагерей персонажей.
В методической разработке представлен материал практико-ориентированной реализации урока - дискуссии на уроке литературы в 7-8 классах при изучении повести Е. Мурашовой « Класс коррекции».
В работе излагаются пути формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока - дискуссии .
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4 - 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………5 - 8
-
Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся ……………….……………. 5 - 6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………7- 17
2 .1Методическая разработка урока - дискуссия как способ развития коммуникативных умений учащихся на уроках литературы в свете реализации ФГОС».
2.2. Формируемые универсальные учебные действия….………………..15 -16
2.3. Используемые технологии ……………………………………………16 - 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17 - 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………………………… . 19-20
Приложение 1 Подготовка дискуссии ( для учителей)….. 21-22
Приложение 2. Правила этикета во время дискуссии………………….23-24
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.
Подобное требование и предъявляет к образованию всех ступеней федеральный государственный образовательный стандарт. Признание самоценности школьного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого учащегося для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. На сегодняшний день очень много детей с речевыми нарушениями, и многие, я думаю, что столкнулись с этой проблемой. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка.
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Овладение учащимся речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности .
Значение сформированности коммуникативных умений становится очень важным на этапе общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. поэтому в центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые требуют самостоятельность и активность учащихся, будят творческую мысль, вызывают желание высказать свое суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения.
«Чтобы полноценно общаться, - пишет А. А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным».
Я думаю, что по позиционные уроки помогают учащимся приобрести навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.
Данная разработка поможет коллегам построить интересный урок-дискуссию на примере произведения Е. Мурашовой « Класс коррекции».
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. 1. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развитие коммуникативных умений учащихся.
Преимущества технологии дискуссии в формировании коммуникативной компетентности в том, что в процессе дискуссии создается ситуация, побуждающая учащихся к активности, позволяющей выходить за пределы заданного. Как показывает опыт, уроки литературы, факультативы и элективные курсы, внеклассные мероприятия по литературе - одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции. Несколько слов о понятии «дискуссия». Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Важная характеристика дискуссии, отличающая её от других видов спора, - аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительная черта дискуссии - наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. Различают несколько типов дискуссий:
1. Эволюционирующая, перерастающая из традиционных видов учебной работы. Она возникает сама собой, иногда спонтанно, но для этого на традиционном уроке должны быть созданы определенные условия: наличие поисковых вопросов по типу «Зачем?», «Почему?», «Каково ваше мнение?»; заинтересованность педагога в вопросах со стороны учащихся, когда после подачи определенного блока учебной информации педагог спрашивает: «Какие у вас возникли ко мне вопросы? Что вам неясно?».
2. Самоорганизующая дискуссия, т.е. дискуссия без ведущего. Она возникает по инициативе учащихся, а педагог как бы самоустраняется от ведения дискуссии. Она приучает учащихся к самостоятельности, заставляет расширять свой информационный запас знаний, дает возможность самоутвердиться.
3. Учебная дискуссия, предполагающая систему предварительной подготовки, как преподавателя, так и учащихся. Формы дискуссий:
1. Круглый стол - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).
2. Панельная дискуссия или заседание «экспертной группы» - обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
3. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся - участники форума обменивается мнениями с «аудиторией» (классом).
4. «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
5. «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.
6. «Судебное заседание» - обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
7. Техника аквариума - эта форма дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласием.
8. «Лесенка»: группы (пары) учащихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы - до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.
9. «Микрофон»: в рамках согласованной помощи, учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
10. «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
11. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения - 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за соблюдением правил.
Каков результат?
-
Развитие навыков самостоятельной работы (сбор информации из различных источников, их анализ, обобщение)
-
Проявление самостоятельности в суждениях и оценках
-
Развитие устной монологической речи
-
Развития коммуникативных навыков - умение работать в коллективе
Дискуссию можно применять при проведении различных типов урока: обобщающем, уроке ознакомления учащихся с новым материалом, уроке закрепления знаний, уроке выработки и закрепления умений и навыков; элементы технологии дискуссии можно применять на всех этапах комбинированного урока. При проведении дискуссии учитель использует следующие методы обучения: - диалогический метод - эвристический - исследовательский метод
Практическая часть.
2.1. Разработка урока- дискуссии.
Ни для кого не является секретом, что те радикальные преобразования, которые произошли в жизни нашего общества, не были основаны на каких-либо моральных принципах или правилах. В итоге - поменялись ценностные ориентиры, попирается доброе и светлое, что передавалось из поколения в поколение и действительно являлось достойным почитания: искренние, чистые отношения между людьми, уважительное отношение к старшему поколению, любовь к родителям и трогательная забота о них. Для многих незначащими словами становятся понятия: любовь, дружба, семья, милосердие, сострадание, гражданственность, нравственность. Культ насилия, пропаганда свободной любви, свободы от запретов и требований общественной морали делают свое дело: наносится непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, попираются нравственные ценности того, что делает человека Человеком.
Все эти проблемы затрагиваются в повести Е.Мурашовой, которая входит в рекомендательный список литературы для библиотек под названием «Книги, помогающие жить». Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных - слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином.
Данная повесть - это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие (Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку), которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным.
Автор затрагивает такие давно назревшие проблемы, о которых в нашем обществе принято молчать. Повесть «Класс коррекции» - это срез современного общества на примере современной школы. «Школа - всего лишь слепок общества в целом. Неужели вы не видите разделения на «классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые». Именно на этом фоне мы знакомимся с ребятами и их историями. Автор подробно, почти на протяжении всего рассказа поясняет читателю, как каждый из них попал в класс коррекции. Но умный, мыслящий читатель понимает, что эти дети, несмотря на условия жизни, обладают главными человеческими качествами: милосердием, добротой, чуткостью, и в произведении этот класс коррекции - только показатель социального статуса ученика.
Повесть начинается с того, что в класс приходит новый ученик, мальчик Юра с болезнью сердца и ДЦП. Вернее не приходит, а въезжает на инвалидной коляске. Он поражает всех своей открытостью, жаждой жизни и дружелюбием. Несмотря на опасения педагогов, его класс принимает сразу. Видимо, дети почувствовали, что он несет в себе «великий дар любви». Именно Юра окружил ребят заботой, человеческим теплом и добротой : «Мне Юрка объяснил, если я не буду материться, то на это место другие слова сами заползут».
Юра пригласил весь класс на вечеринку. И для почти всех она была первой в их жизни: «К концу дня ко мне подошла Витька (Митька, как всегда, маячил у нее за спиной) и спросила, стоит ли им с Митькой к Юрке идти или надо вежливо отказаться. Я понял, что Витька считает меня знатоком светского этикета, и даже немного заважничал. Потом сказал Витьке, что вполне можно пойти, только стоит отобрать у Митьки «Беломор», и не надо давать ему пить, если там вдруг окажется что-то спиртное». И подобные вопросы мучили всех учеников 7Е класса, состоящего из 19 человек. Тяжело и горько читать, как удивляет этих детей обычная обстановка квартиры среднего достатка: «Пашка, Ванька, Митька с Витькой, еще некоторые - они просто смотрели, как все может быть устроено. Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама, я… Живьем, понимаешь? Их же в приличные дома не пускают».
Следующий герой, от лица которого ведется повествование, - Антон. Их с Юрой объединяли наиболее искренние и доверительные отношения. Именно они часто беседовали на тему выбора, выбора своей жизни и судьбы. Именно Антон в конце повести произносит слова о том, что несмотря на всю грязь и мерзость такой жизни, он и только имеет право определять свое будущее. У Антона тоже своя история... Он когда-то был вполне успешным учеником в школе, но некоторое время назад у него стали проявляться приступы необъяснимой агрессии, и врачи поставили диагноз гипервозбудимость.
Подобным образом сюда попали и другие ученик этого класса. Митька и Митька оставлены матерью и вынуждены еще следить за младшей сестренкой: «Вообще-то тетя Нина, Митьки, Милки и остальных мать, - женщина неплохая и очень добрая. Она им иногда и книжки читает, и стирает, и даже елку новогоднюю делает. А иногда - ее как выключает кто. Лежит и не делает ничего. Может, это болезнь какая, а может, у нее просто сил мало - не знаю. Она ведь не пьет, не курит и наркотики не любит очень. И гулящей ее тоже не назовешь. А детей у нее так много, потому… В общем, потому что она очень добрая и отказывать никому не умеет. Но и делать с этими детьми тоже ничего не делает. Как Митькиного отца посадили, так и живет… непонятно как. Иногда уходит куда-то. Потом возвращается. Вот и теперь ...».
Еще одна героиня очень красивая девочка Стеша, она совершенно отрешена от мира, и такой сделали ее собственные родители: «Они приехали, и началась обычная, к сожалению, война взрослых амбиций. О девочке все как бы и позабыли, поливали друг друга помоями в ее присутствии, задаривали подарками и прочее… В общем, отец окончательно сошел с ума, заперся со Стешей в квартире и отстреливался через дверь. Даже кого-то ранил, по-моему. Потом была психиатрическая машина, ОМОН, ломали дверь, отца вязали, в общем, кошмар… Когда спохватились, оказалось, что девочки в квартире нет. Решили - убежала. Искали по всему городу. Она трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Не ела и, кажется, даже не пила. Потом вылезла из тумбочки, позвонила кому-то из друзей отца. А Стеша… Стеша стала такой, какой вы ее знаете. Скажу вам честно: если бы не ее удивительная красота и не энергия отца, ее бы уже давно… ну, в общем, в гимназии она не осталась бы…».
У остальных героев (Маринки, Паши) ситуация, возможно, немного лучше: комната в «общаге» на четверых и вещи из секонд-хенда. Но они, впрочем как и все, вынуждены подрабатывать, кто как может: «Почти все наши где-то подрабатывают. Если это, конечно, можно так назвать. У Пантелея свой «бизнес». Ванька с братьями иномарки «раздевают», а потом сбывают добычу на Варшавском рынке. Витька, когда в семье жрать совсем нечего, тоже вспоминает старое, хотя Митька перед ней и на коленях стоял, и колотил ее… Таракан с Игорем на проспекте с тряпкой суетятся, но там конкуренция, и синяков получается больше, чем бабок. Пашка на рынке что-то таскает, Маринка как-то сезон проработала «Красной шапочкой», но потом всех остальных «сказочников» взяли и посадили. Она, кажется, испугалась и завязала. Я, конечно, тоже работаю - за мать по утрам газеты разношу. Но деньги-то она получает, так что мне это… Вот если бы курьером устроиться, но там паспорт нужен…»
Повесть «Класс коррекции» - произведение, безусловно, социальное, изображающее наше общество без прикрас. Но есть в нем и элементы фантастики. Это образ Волшебной страны, в которой исполняются все желания и мечты: хромой может ходить, прыгать и бегать, обычный скромный мальчик становится рыцарем, спасающим прекрасную принцессу. Попадают в этот мир ребята благодаря своей фантазии, и только там они счастливы. « Ну, если в общем, то там исполняются желания…
- Ага, понял, - мне стало весело, как бывает весной, солнце светит и капель капает. - То есть чего же это я хотел на самом деле?
- Не знаю, тебе виднее, - Юра пожал плечами. - Наверное, приключений. Но чтоб смешные, как в комедиях…
- Ага, а ты, конечно, хочешь…
- Да, я хочу ходить, бегать и все такое, - спокойно подтвердил Юра. - Поэтому там я и бегаю.
- Здорово. А что же, любой туда может попасть?
- Я, наверное, могу провести любого. А сам по себе… Не знаю, кто и почему туда попадает. Я вот попал…»
Я считаю, что автор создает образ выдуманной страны, так как понимает: в реальном мире решить все подобные проблемы невозможно и не все герои способны на смелость, которую проявил Антон Игличь. . Этим она признает свое бессилие перед реальностью. Один человек не может сделать счастливым всех детей, избавить их от нужды, голода, одиночества, обогреть и дать семью. Но все вместе люди, считает Мурашова, могут изменить мир к лучшему и сделать счастливыми детей. Читая подобные произведения, снова и снова понимаешь, что жизнь детей целиком зависит от ответственности взрослых. Герои этой повести - это давно уже взрослые люди, которые пропустили период детства из-за родителей. Страшно подумать, что у них не бывает новогодних подарков, веселых праздников, прогулок с родителями в парке и много другого. Нужно иначе воспитывать «новых» взрослых, чтобы их дети были счастливы.
Спасение Стеши - ключевой эпизод в повести. Ее похитили старшеклассники из успешного класса «А» с совершенно очевидными намерениями. Понимая, что против кучки «асоциальных» подростков будут и школа, и милиция, Антон все же собрал одноклассников и организовал поиски девушки. Он взял тот самый меч, который в Волшебной стране ему предлагал Юра. На наш взгляд, меч в повести является символом выбора своего будущего. Антон понял, что кроме повторения судьбы своих родителей и ухода в выдуманное пространство, есть еще один путь - путь свободного, самостоятельного выбора своего будущего.
И несмотря на тяжелый финал повести, читая который наворачиваются слезы, все же понимаешь, что писательница с читателями предельно честна и откровенна. Она затрагивает самые трудные темы, умеет показать проблему с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции: наше общество больно, и здоровыми его могут сделать только счастливые, чистые душой, добрые дети - будущее страны. Поэтому в финале повести один маленький, беззащитный человечек, Милка, обретает любящую семью в лице юриных родителей. Это звучит как авторская надежда на лучшее для героев повести и всех детей вообще.
На основе вышеизложенных рассуждений класс выделяет следующие проблемы, поставленные автором в повести, и разделили их на две основные группы:
-
семья;
-
общество.
Семья:
-
проблема безответственности взрослых;
-
проблема запущенных, трудных детей;
-
проблема вынужденного раннего взросления таких детей;
-
проблема обесценивания роли семьи прежде всего для взрослых.
-
проблема выбора собственного будущего.
Общество:
-
проблема воспитания человека в обществе;
-
проблема социального неравенства, которое сильнее всего проявляется в детских коллективах;
-
проблема вседозволенности сильных мира сего
-
проблема социальной помощи нуждающимся и т.д.
На основе работы над произведением и затронутых в повести проблем мы сделали следующие выводы:
-
писательница обнажает социальные пороки общества на примере ситуаций и жизненных историй героев;
-
жизненные ситуации и истории героев - это результат безответственности и инфантильности взрослых;
-
семья как ячейка общества, призванная растить и воспитывать детей, стремительно теряет свою значимость;
-
автор вводит образ волшебного мира как символ детства и счастья, как один из путей жизни для своих героев;
-
параллельный выдуманный мир - это ключевой образ, символ детства, счастья и чистоты, раскрывающий глубинный смысл произведения: перед ученикам класса коррекции на самом деле не один путь, ведущий в тупик, а целых три: повторение судьбы родителей, жизнь в вымышленном пространстве и самостоятельный, свободный выбор своего будущего.
-
Мурашова не считает, что волшебный мир - это выход. Так говорит и главный герой повести Юра Мальков. Писательница видит решение многих проблем только в новом поколении счастливых и здоровых детей, которых должны воспитать и вырастить ответственные, честные, благородные родители.
-
проблемы детей, попавших в трудные жизненные обстоятельства, в нашем обществе следует решать в масштабе государства и целого мира.
Милосердны ли мы? Умеем ли мы сочувствовать и сопереживать? Видим ли чужое горе? Эти вопросы обязательно встанут перед тем, кто прочитает повесть «Класс коррекции».
II этап работы - конструирование урока.
Тема урока «Милосердие - это добродетель сердца». ( по повести Е. Мурашовой « Класс коррекции»
Тип урока: урок-дискуссия
Технологии: технология развития информационно-интеллектуальной компетентности, здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентированного обучения, , самодиагностики результатов обучения, создание проблемных ситуаций.
Решаемые проблемы:
проблема безответственности взрослых;
проблема запущенных, трудных детей;
проблема вынужденного раннего взросления таких детей;
проблема обесценивания роли семьи прежде всего для взрослых.
проблема выбора собственного будущего.
воспитания человека в обществе;
проблема социального неравенства, которое сильнее всего проявляется в детских коллективах;
проблема вседозволенности сильных мира сего
проблема социальной помощи нуждающимся и т.д.
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: практическая работа; самостоятельное составление ответа на вопрос по теме урока при консультативной помощи преподавателя по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения задания; комментирование выставленных оценок
Планируемые результаты:
- предметные - продолжить работу над формированием умений и навыков анализа эпического текста на уровне восприятия, интерпретации;
- метапредметные УУД - познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; регулятивные: применять интерактивный метод работы, в том числе с помощью компьютерных средств; коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- личностные - формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Цели урока:
Развивающие: использовать приёмы педагогической технологии для развития у учащихся навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для самостоятельного планирования, анализа и контроля своей деятельности; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
Образовательные: создать условия для совершенствования у учащихся представлений современном расслоении общества, и о тех последствиях к которым оно может привести. Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, желание постоянно совершенствоваться посредством чтения; создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности; развивать чувство ответственности за личную деятельность.
Ход урока
Учащиеся заранее распределены по группам. Назначены ответственные за группу из числа наиболее способных учащихся.
-
Организационный момент.
Цель этапа
Виды деятельности преподавателя
Виды деятельности учащихся
Планируемый результат
Самоопределение к деятельности.Включение в деловой ритм урока.
Приветствие учащихся. Сообщение о форме проведения урока - дискуссия
Подготовка класса к работе. Разделение на группы.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.
-
Актуализация знаний учащихся
Цель этапа
Виды деятельности преподавателя
Виды деятельности учащихся
Планируемый результат
Актуализация опорных знаний и действий учащихся, необходимых для решения поставленных задач.
Задаёт вопросы.
1. Какое впечатление произвела на вас книга?
2. Что такое дискуссия?
Отвечают на вопросы и демонстрируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознаний того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознаний качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
-
Целеполагание. Обеспечение мотивации учения суворовцами, принятие ими целей урока.
Цель этапа
Вида деятельности преподавателя
Виды деятельности учащихся
Планируемый результат
Работая на повестью, выйти на мировоззренческие категории: понятия добра, милосердия, храбрости, счастья.
С помощью вопросов подводит учащихся к определению целей урока. Виды деятельности учеников.
Учащиеся определяют цели урока: уметь формировать собственное мнение по данной проблеме, воспитывать чувство милосердия .
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные рефлексия; личностные: смыслообразование
-
Подготовка к самостоятельной работе в группах
Цель этапа
Виды деятельности преподавателя
Виды деятельности учащихся
Планируемый результат
Помочь учащимся отследить собственное понимание текста, они соотносят информацию со своими представлениями и сознательно увязывают новое с уже известным, чтобы создать новое понимание. повести.
Задаёт вопросы о тех проблемах, с которыми учащиеся столкнулись, читая повесть «Класс коррекции».
Какую проблему поднимает автор? Какое место она занимает в современной литературе?
Учащиеся определяют главные проблемы при работе: социально запущенные дети в современном мире; отношение к ним общества..
Коммуникативные:
овладение навыками публичных выступлений;
учатся говорить на неудобные темы
Регулятивные:
целеполагание;
планирование.
-
Работа в группах.
Цель этапа
Виды деятельности преподавателя
Виды деятельности учащихся
Планируемый результат
Познакомиться с героями повести.
Преподаватель направляет деятельность групп ; помогает при необходимости формулировать основные проблемы, задает наводящие вопросы
Какие обстоятельства приводят детей в класс коррекции? Почему мир взрослых так равнодушен к этим детям? Зачем автор вводит в повесть параллельный мир?
Учащиеся рассказывают истории детей , связывают с теми проблемами общества современного им мира
Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
-
Рефлексия.
Цель этапа
Виды деятельности преподавателя
Виды деятельности учащихся
Планируемый результат
Помочь учащимся самостоятельно обобщить материал, пересмотреть свои представления о прочитанном.
Чем заканчивается повесть?
Почему же автор оставляет героев в реальном мире?
Какова, по вашему, основная мысль произведения?
Оцените работу каждого учащегося в группе.
Оцените отметьте лучшее выступление.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:
смыслообразование
-
Выводы (делаются обучающимися совместно с преподавателем):
« Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы людей», - писал К. Пирогов. Можно ли эти слова отнести к повести «Класс коррекции» ?
Екатерина Мурашова в повести "Класс коррекции" рассказывает о современной российской действительности, нашем социуме с его проблемами. Говорит с подростками на самые трудные темы. Показывает пропасть, которая отделяет "успешных детей "класса А" от "отбросов" из класса Е ". Доносит мысль о том, что дети из неблагополучного класса, который впоследствии расформируют, способны на проявление самых высоких моральных качеств. Сегодняшний урок мы начали со слов о милосердии и закончить хотелось бы афоризмом от Аврелия Августино:"Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца" .
Домашнее задание (по выбору):
-
Написать письмо одному из героев
-
Представить учителей повести в виде шляп Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения понимания дружбы, милосердия , храбрости, счастья
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:
-
мониторинг работы в группах и оценка личных результатов учащихся.
-
наблюдение за развитием коммуникативных навыков учащихся ( умение правильно строить доказательную базу, устанавливать контакты с собеседниками, непосредственный обмен мнениями, чувствами, переживаниями).
-
после речевой анализ ситуации.
-
лист самооценки учащихся.
Ресурсное обеспечение урока.
Методическое обеспечение урока
-
Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место на уроке:
-
технология активных форм и методов обучения. (Урок проходит в форме дискуссии, используется технология проблемного обучения: требуется разрешить сложный для учащихся);
-
технология личностно-ориентированного обучения. (учащиеся получают задания различного уровня сложности, могут воспользоваться консультацией преподавателя и помощью группы.);
-
-
Дидактические материалы и средства обучения:
-
раздаточные материалы: повесть Е. Мурашовой « Класс коррекции»
-
задания для групп «Маршрут работы на уроке»;
-
ноутбуки, подключенные к интернету;
-
экран, проектор;
-
2.3. Формируемые универсальные учебные действия
Этап урока
Способы формирования
УУД
2-й этап - актуализация знаний учащихся;
Отвечают на вопросы и демонстрируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознаний того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознаний качества и уровня усвоения; личностные:самоопределение
3 этап - цели и задачи урока;
Учащие самостоятельно определяют цели и задачи урока.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
4 этап - Помочь учащимся отследить собственное понимание текста, они соотносят информацию со своими представлениями и сознательно увязывают новое с уже известным, чтобы создать новое понимание. повести.
-Повесть сильно выделяется в потоке современной отечественной литературы, потому что слишком неудобна и некрасива тема - её просто умалчивают. Е.Мурашова смело и откровенно рассказала о том, о чём надо не просто говорить, а кричать во весь голос: о детях, которые очень нуждаются в помощи взрослых.)
Коммуникативные:
овладение навыками публичных выступлений; овладение навыками проектной деятельности
Регулятивные:
целеполагание; планирование.
5 этап - работа в группах;
Работа в группе, распределение заданий, взаимопомощь, диалог с преподавателем.
Выступление перед классом соблюдение правил проведения дискуссии.
Учащиеся работают в группе.
Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
-
6 этап -рефлексия, итоги урока;
-
7 этап - домашнее задание
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:
смыслообразование
2.4. Используемые технологии
Этап урока
Технология
2-й этап - актуализация знаний учащихся
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология проблемных ситуаций.
3 этап - цели и задачи урока
технология самодиагностики результатов обучения.
4 этап - подготовка к самостоятельной работе в группах
Технологии дифференцированного подхода в обучении, информационно- коммуникационные.
5 этап - работа в группах
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности,
, здоровьесбережения.
6 этап - рефлексия, итоги урока
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология самодиагностики результатов обучения.
Технология поэтапного формирования умственных действий.
7 этап - домашнее задание
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности,
Технологии дифференцированного подхода в обучении, здоровьесбережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводя уроки-дискуссии, учитель вооружает учащихся необходимыми способами коммуникации, создает условия для формирования нравственной культуры личности ребенка, воспитывает гуманность, сознательную дисциплину и культуру поведения. В результате участия в дискуссиях происходит социализация личности ребенка, т.е. его интеграция в социальную среду и приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам. В XXI веке мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занимает сотрудник инициативный, умеющий брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющий эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы - работник компетентный.
Компетентный специалист, компетентный человек - это очень выгодная перспектива. Каковы основные составляющие формулы компетентности? Во-первых, знания, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разнообразная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание - себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Получается формула: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления. Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата довольно сложен и окончательно не разработан. Методика формирования коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии может стать частью механизма «выращивания» компетентного человека.
Использованная литература.
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., «Владос», 2000. 176 с.
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М., «Владос», 2000. 160 с.
-
Егоров О. Коммуникативная функция урока. // «Народное образование», 2001, № 5. С 142 - 144.
-
Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // «Завуч», 2008, № 1. С 4 - 24.
-
Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии. //portal-slovo.ru
-
Перевезенцев С.В. Мнения о личности и деятельности царя Ивана Грозного. //portal-slovo.ru/history/40183.php
-
Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., Центр педагогического образования, 2008. 272 с.
-
Сайт «Википедия» // ru.wikipedia.
-
Стрелова О.Ю. Об организации занятия - дискуссии по теме «Учредительное собрание: упущенные возможности?..» // «Преподавание истории и обществознании в школе», 2010, № 4. С 33 - 38.
13.
Приложение
Приложение 1. Подготовка к дискуссии .
Выбор темы - довольно сложный процесс даже для старшеклассников, поэтому тему урока и проблему лучше формулировать учителю. Старшеклассникам можно иногда предлагать вычленять проблему и формулировать тему самим с помощью технологии «Ранжирование»:
- класс делится на группы по 4 - 7 человек; - учитель произносит вступительное слово, в котором указывает на ценность совместного обсуждения; - группы в течение 4 - 6 минут обсуждают желаемые темы дискуссии. Количество тем от каждой группы определяет педагог, но можно ограничиться и одной темой от каждой группы; - результаты обсуждения записываются на доске в виде таблицы ранжирования. Сначала определяются первые три места, а за них простым голосованием выбирается одна тема дискуссии. Учителю и учащимся при определении проблемного вопроса нужно использовать одну из следующих конструкций:
Почему…? (Какова причина…?) Что изменилось бы, если бы…? Чем отличается … от …? Что объединяет … и …? Чем можно объяснить…? Какие условия необходимы, чтобы …? Какой вывод можно сделать? На каком основании сделан вывод? В большинстве случаев необходимо, чтобы учащиеся выполнили определенное домашнее задание: - собрать материал по теме с помощью списка литературы, данного учителем; - подготовить план выступления; - сравнить различные источники информации; - выделить основные тезисы, отражающие суть темы предстоящей дискуссии;
В данном случае важно, чтобы за один-два дня до урока-дискуссии учитель проверил уровень подготовки учащихся и помог, при необходимости, внести коррективы.
Приложение 2.
Правила этикета во время дискуссии. .
Дискуссия - спор, обсуждение какого - нибудь вопроса.
-
Погружение в тему. Запуск дискуссии.
-
2.Разрыв, фиксация разных версий (при обсуждении фиксируются как позитивные стороны этой формы работы, так и связанные с нею сложности).
-
3. Обсуждение версий, достижение кульминационной точки в обсуждении (сложности проведения дискуссии: организационные, дисциплина, участвуют только «сильные» ученики).
-
4. Подведение итогов: (совместный анализ) Поблагодарить за участие в дискуссии.
Памятка "Как вести дискуссию"
-
Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
-
Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
-
Говори просто и ясно, логично и последовательно
-
Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
-
Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
-
Не повторяйся и не повторяй слов других.
-
Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
-
Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек
Памятка "О порядке действий мысленно"
-
Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.
-
Сформулируйте гипотезу.
-
Дайте предложение, четко ее аргументируя.
-
Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.
-
Возразите их доказательства.
Что дала вам дискуссия.
Приложение 3.Презентация к уроку ( см. диск)
23