- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему «Имя прилагательное»
Урок на тему «Имя прилагательное»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жеребцова Н.В. |
Дата | 31.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
6
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема урока: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
Цель: повторение и обобщение изученного об имени прилагательном.
Задачи:
-
Образовательная: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени прилагательном, изученные в начальной школе.
-
Развивающая: развивать навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации учебной деятельности; культуру речи учащихся.
-
Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру учащихся через групповые формы работы; прививать любовь к природе, прекрасному, интерес к русскому языку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: снежинка, карточки, мультимедийный проектор, презентация, П.И. Чайковского «Времена года» «Декабрь», тест «Волна», зимние пейзажи
Ход урока
-
Организационный момент
-
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Слайд№1)
-Ребята, посмотрите, перед вами зимний пейзаж, попробуйте описать его так же красиво, как это сделал замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «Зимнее утро». (Описание пейзажа учащимися) (2мин) (Слайд №2)
Учитель: Скажите, какие слова помогли вам при описании зимнего пейзажа.
(Ответы детей)
Учитель: Ребята! Вы, наверное, угадали тему нашего урока.
(Ответы детей)
Учитель: Тема урока: «Имя прилагательное». (Слайд №3)
(Учащиеся записывают в тетради тему урока)
Учитель: Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Имя прилагательное», изученный ранее.
-
Систематизация знаний
Учитель: Ребята, скоро Новый год, давайте добавим в наш урок немного новогоднего настроения. Перед вами снежинка. Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и наполнить снежинку ключевыми словами и фразами. В центре снежинки, как видите, будет указана тема нашего урока.
- Ну что, вперёд?
- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.
Ответы учащихся
(Это часть речи, которая обозначает признак предмета) ( заполнение снежинки)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) ( Заполнение снежинки)
- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы! (Заполнение снежинки)
- Мы заполнили с вами лишь третью часть снежинки. Для того, чтобы продолжить работу с ней, давайте проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного. Предлагаю вам поработать в группах и выполнить разноуровневые задания.
1 группа (низкий уровень): ребята первой группы согласуют стоящие в скобках прилагательные с существительными.
Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных.
Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (большая, весь золотая ) сад, помню (кленовая) аллея (И.Бунин)
Вывод: имена прилагательные согласуются c существительными в роде, числе, падеже) (Оформление снежинки)
Ключ: Вспоминается ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи.
2 группа (средний уровень): вторая группа произведёт синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли прилагательного.
Морозный воздух тонок и жгуч. (Повеств,, невоскл, простое, двусост, распр)
Вывод: имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым, если это краткая форма прилагательного. (снежинка)
3 группа (высокий уровень): учащиеся третьей группы выпишут из упр. на стр. словосочетания «прилаг.+ сущ.», укажут род, число, падеж.
Ключ: (В звездное небо - вин.п, ед.ч., ср.р.,в свежем воздухе - предл. п., ед.ч., м.р., длинный обоз - им.п., ед.ч., м.р., по большой дороге - д.п., ед.ч., ж.р.) Слайд №4
Вывод: имена прилагательные изменяются по числам, родам (в ед. ч), падежам. (Оформление снежинки)
Выполнение заданий в течение 3 минут
(Защита работ лидером группы, проверка по слайду)
Учитель: Предлагаю вам поиграть, выйти к доске и выполнить интересные задания. (Два человека работают у доски). Игра «Пятый лишний» и «Лови ошибку!»
«Пятый лишний»
Найти лишнее слово, объяснить почему.
1. Хорош 2. Неуклюж 3. Горяч. 4. Тощ 5. Беречь (Н.ф. глагола)
Учитель: Ребята, а давайте, вместе оценим работу ваших товарищей и сделаем вывод.
Правило: у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. «Лови ошибку!»
Чужёй свечой, песцовый воротник, глянцовая бумага, большого дома.
Правило: в суффиксах и окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква - Е.
Ответы ребят. Заполнение снежинки.
Минута релаксации.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь») Слайд №5
Учитель: А сейчас отдохните, закройте глаза и представьте, что вы в зимнем сказочном лесу. Белые пушистые снежинки кружатся в воздухе и тихо - тихо опускаются на стеклянные деревья, на землю. На земле видны причудливые следы зайца, волка, лисицы. Откройте глаза и продолжите рассказ своими впечатлениями. Каждая группа должна добавить по два предложения, чтобы у нас получился законченный текст.
Учащиеся каждой группы добавляют по 2 предложения в описание зимнего леса. (3 минуты)
Учитель: Прекрасно! Какая часть речи помогла вам нарисовать яркую, выразительную картину? (Ответы детей). Какой делают нашу речь прилагательные? ( Они делают нашу речь выразительной, яркой, богатой, эмоциональной, помогают создать образы, передавать чувства, переживания, характеризовать героев).
- А это просто прилагательные или выразительные средства языка? Как они называются? (Эпитеты).
Ответы учащихся
Учитель: Ребята, посмотрите, какая снежинка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы познакомитесь ещё с новыми знаниями о прилагательном - со степенями сравнения и разрядами имён прилагательных.
-
Рефлексия
Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».
Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный рисуете волну вверх, если неверный - вниз.
-
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета ? (+)
-
Имя прилагательное отвечает на вопрос что делать? что сделать?(-)
-
Имена прилагательные изменяются по родам (только в ед. числе), числам, падежам. (+)
-
В предложении имена прилагательные бывают обстоятельствами. (-)
-
В кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.(+)
6.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже. (+) ( Слайд №6)
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Сравните волну в тетради и ту, которая изображена на слайде.
Критерии оценки теста «Волна»:
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3- 4 ошибки - «3» (Слайд№7)
Рефлексия оценивания урока.
- Ребята, давайте вы сейчас оцените наш урок, выразив ваше отношение при помощи прилагательных, о которых мы с вами сегодня говорили. (Ответы учащихся)
V.Домашнее задание: Наш урок подошёл к концу, откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание будет разноуровневым. (Слайд №8) Выставление оценок.
1 группа: учебник с. , упр. . 2 группа: учебник упр. . 3 группа - написать сочинение - эссе «Моя мечта о Новом годе» (состояние природы)
Учитель: Ребята, спасибо за хороший урок. До свидания!