Урок на тему Производные и не производные предлоги

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Производные и непроизводные предлоги.

1.Образовательная: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.

2.Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока:

- индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, презентация «Знакомство с производными и непроизводными предлогами»
Ход урока:

1.Мобилизующий этап.

Запись на доске:

Задание: Прочитайте предложение. Расставьте недостающие знаки препинания и сделайте синтаксический разбор предложений.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Цветы родившиеся ночью заголубели на заре.

Тайга загляделась в окошко метель шелестит по стене играет в Сибири гармошка поет о родной стороне.

Учащиеся выполняют задание письменно. Устно комментируют знаки препинания в предложении.

- Назовите имеющие в этих предложениях предлоги( в, по, в, о, сквозь, на).

- Вспомним, что такое предлог? Как пишутся предлоги с другими частями речи?

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

-Укажите предлог, который можно выделить с точки зрения его образования.

(Можно выделить предлог сквозь, он образован от наречия).

- Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными?

- Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи? (непроизводные)

-Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали. (Это предлоги в, по, в, о, на).

- Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока.

(Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому тема урока: "Производные и непроизводные предлоги").

Тему урока учитель записывает на доске.(слайд)

- Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.

3.Изучение нового материала.

- К работе по первой части постановленной цели мы уже приступили.

Выяснили, что с точки зрения образования предлоги бывают производные и непроизводные.

Подробно остановимся на каждом виде предлогов.

4.Непроизводные предлоги (Слайд со стихотворением о кошке)

Кошка сидит на столе. Кошка сидит в столе. Кошка сидит под столом. Кошка сидит за столом. Кошка сидит у стола. Кошка сидит перед столом. Кошка сидит между столом и стулом.

Посмотрите , как интересно. Все предложения состоят из одинаковых самостоятельных частей речи. А чем они различаются?( предлогами) Именно они вместе с падежной формой существительного определяют смысловые отношения между словами. Чтобы определить смысловые отношения необходимо задать вопрос от главного слова к зависимому: войти куда? в комнату (пространственное значение)

Слайд со значением предлогов (запись в тетрадь)

Войти в комнату (войти куда? в комнату)

Прийти через час (прийти когда? через час)
Не пришёл из-за болезни (не пришёл почему? из-за болезни)
Остановились для ночлега (остановились зачем? с какой целью? для ночлега)
Слайд - грамматическое значение предлогов

1. Простые 2. Составные
1. Производные 2. Непроизводные


Слайд- употребление непроизводных предлогов с падежами ( определите, с какими падежами употребляются следующие непроизводные предлоги, для этого присоедините подходящий по смыслу вопрос)

Вывод: итак, мы видим, что один и тот же предлог может употребляться с разными падежами , интерес представляет предлог «По» ( слайд) Оказывается он употребляется с предложным падежом, но по смыслу вопросы к нему не подходят, потому обратите внимание на склонение существительного окончание и приезд.( запишите в тетрадь и запомните)

5. Составление словосочетаний.

Давайте закрепим наши знания о непроизводных предлогах и составим следующие словосочетания ( слайд)

Физминутка

, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.(вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

6.Производные предлоги

-Рассмотрим следующие предложения:
Я уходил от знакомых, благодаря их за теплый прием.(деепричастие)

Благодаря помощи друга я справился с трудностями.

(производный предлог) Благодаря чему? или из-за

Вследствие усталости переход длился дольше ( производный предлог)

В следствии использованы показания свидетелей. (существительное)

Как отличить производный предлог от другой части речи?

- к предлогу нельзя поставить вопрос;

- у предлога нет самостоятельной роли;

- к предлогу можно подобрать синоним;

- у предлога на конце пишется е.

6.Виды производных предлогов.

-Давайте рассмотрим виды производных предлогов (слайд). Запишите их в тетрадь.
1. Образованные от существительных. Ввиду, в течение, вследствие, насчёт, в области, в целях, в продолжение, по мере, под предлогом, по причине.

2. Образованные от наречий. Вглубь, внутрь, посреди, вблизи, возле, вокруг, мимо, впереди, позади.3. 3.Образованные от деепричастий. Благодаря, включая, спустя, считая, несмотря на, невзирая на, исходя из.

7.Закрепление изученного материала

Слайд с упражнением ( выполняем комментируя где производный, а где непроизводный предлоги)

Я хочу узнать насчет работы. Я отправился положить деньги на счет в банке. Береза стоит напротив дома. Он живет напротив. В силу обстоятельств я не могу приехать на праздник. Нельзя не верить в силу народа.
8.Замените производные предлоги непроизводными

Вследствие положения, в течение дня, спустя несколько лет, ввиду приближения каникул, сидеть возле костра.

(из-за, за, через, из-за, у)

10. Тест-игра

11. Итог урока, рефлексия

12. Домашнее задание (тестирование)






© 2010-2022