Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Цель: формировать духовный облик и нравственные ориентиры уч-ся, развивать эстетический вкус и литературные способности; формировать умения и навыки владения литературным языком, развивать творческие способности.           Ход урока   1.I Вступительное слово учителя с элементами беседы.    Ребята, мы завершили работу над романом  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»- самое задушевное произведение Пушкина, в нем нашли свое воплощение, заветные думы  и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал.   Тема нашего мероприятия « А счастье было так возможно…»   -  Ребята, а что такое счастье?   (уч-ся размышляют)   -  В одном из ранних стихотворений А.С. Пушкина есть такие слова:   « О жизни час! Не жаль тебя…»  -Как вы прокомментировали бы  эту строчку? В чем видел счастье лирический герой?   -Как трактуется тема счастья в стихотворениях « Свободы сеятель пустынный». «Дар напрасный, дар случайный», «Элегия»?   - Как мотивы счастья реализуются в романе « Евгений Онегин»?   - Давайте, прежде чем ответить на этот вопрос еще раз послушаем некоторые главы, строфы из романа «Евгений Онегин»   II. Звучит музыка Бетховена «Лунная соната», Комната Татьяны, полумрак, зажженные свечи, Татьяна за столом пишет письмо.  -Няня:                     -Не гневайся, душа моя, Ты знаешь, непонятна я… Да что ж ты снова побледнела ?» Татьяна: -Так, няня, право, ничего . Пошли же внука своего.  Звучит музыка Бетховена «К Элизе». Комната Онегина, за столом среди книг сидит Онегин, в руке письмо, он разворачивает письмо. Звучит музыка Вангелис « Ла петит» Ученик: ( за сценой)                        Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был:   Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Теперь мы  в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним. Звучит Melibea «lamento». Вечер, пение птиц, шелест травы, цветы, скамейка. В саду Татьяна, появляется Онегин. Онегин ( Хункаев К.) Онегин: - Вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья; Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства; Но вас хвалить я не хочу; Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства; Примите исповедь мою: Себя на суд вам отдаю. Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, — То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной. Скажу без блесток мадригальных: Нашед мой прежний идеал, Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных, Всего прекрасного в залог, И был бы счастлив... сколько мог! Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я. Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его. Судите ж вы, какие розы Нам заготовит Гименей И, может быть, на много дней. Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже, И днем и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Таков я. И того ль искали Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали? Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой? Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так видно небом суждено. Полюбите вы снова: но... Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет. Под музыку Бетховена «Лунная Соната» они уходят. Паузу  заполняют чтецы  (строфы из восьмой главы романа «Евгений Онеги»).        Чтец:                            В любви все возрасты покорны;                             Но юным , девственным сердцам           III.  Рефлексия - В чем видела счастье   Татьяна Ларина? - Как вы думаете, Татьяна счастлива?          - Какие чувства вызывает у вас Онегин? - Могла ли Татьяна поступить иначе?   - Каково ваше отношение к Татьяне?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №16»





Урок - спектакль



«А счастье было так возможно»



(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)


9а класс

учитель русского языка и лит-ры: Ахаева Б.З.







Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Цель: формировать духовный облик и нравственные ориентиры уч-ся, развивать эстетический вкус и литературные способности; формировать умения и навыки владения литературным языком, развивать творческие способности.

Ход урока

1.I Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Ребята, мы завершили работу над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин»- самое задушевное произведение Пушкина, в нем нашли свое воплощение, заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал.

Тема нашего мероприятия « А счастье было так возможно…»

- Ребята, а что такое счастье? (уч-ся размышляют)

- В одном из ранних стихотворений А.С. Пушкина есть такие слова:

« О жизни час! Не жаль тебя…»

-Как вы прокомментировали бы эту строчку? В чем видел счастье лирический герой?

-Как трактуется тема счастья в стихотворениях « Свободы сеятель пустынный». «Дар напрасный, дар случайный», «Элегия»?

- Как мотивы счастья реализуются в романе « Евгений Онегин»?

- Давайте, прежде чем ответить на этот вопрос еще раз послушаем некоторые главы, строфы из романа «Евгений Онегин»

II. Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»,

Комната Татьяны, полумрак, зажженные свечи, Татьяна за столом пишет письмо.

Ученик: Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в ее руках

Облатка розовая сохнет

На воспаленном языке.

К плечу головушкой склонилась.

Сорочка легкая спустилась

С ее прелестного плеча…

Но вот уж лунного луча

Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Засеребрился; там рожок

Пастуший будит селянина.

Вот утро; встали все давно;

Моей Татьяне всё равно.

(Появляется няня)

Татьяна:

Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

-Ах! Няня, сделай одолженье…-

Няне:

- Изволь, родная, прикажи.

-Мой друг, вот бог тебе порука.

Татьяна:

- Итак, пошли тихонько внука

С запиской этой к О… к тому…

К соседу …да велеть ему,

Чтоб он не говорил ни слова,

Чтоб он не называл меня…-

Няне:

-Кому же, милая моя?

Я нынче стала бестолкова.

Кругом соседей много есть;

Куда мне их перечесть.

Татьяна:

-Как недогадлива ты ,няня!-

Няне:

-Сердечный друг , уж я стара,

Стара ; тупеет разум, Таня;

А то, бывало, я востра ,

Бывало, слово барской воли…

Газиева:

- Ах, няня, няня! До того ли ?

Что нужды мне в твоем уме?

Ты видишь , дело о письме

К Онегину

-Няня:

-Не гневайся, душа моя,

Ты знаешь, непонятна я…

Да что ж ты снова побледнела ?»

Татьяна:

-Так, няня, право, ничего .

Пошли же внука своего.



Звучит музыка Бетховена «К Элизе».

Комната Онегина, за столом среди книг сидит Онегин, в руке письмо, он разворачивает письмо.

Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

(За сценой) Ученица, исполняющая роль Татьяны Лариной читает письмо Татьяны к Онегину.

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз,

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать вашей речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но говорят, вы нелюдим,

В глуши, в деревне всё нам скучно,

А мы … ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По среду я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.



Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

Звучит музыка Вангелис « Ла петит»

Ученик: ( за сценой) Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет, и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

Звучит Melibea «lamento».

Вечер, пение птиц, шелест травы, цветы, скамейка. В саду Татьяна, появляется Онегин.

Онегин ( Хункаев К.)

Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Онегин:

- Вы ко мне писали,

Не отпирайтесь. Я прочел

Души доверчивой признанья,

Любви невинной излиянья;

Мне ваша искренность мила;

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства;

Но вас хвалить я не хочу;

Я за нее вам отплачу

Признаньем также без искусства;

Примите исповедь мою:

Себя на суд вам отдаю.

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, -

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Скажу без блесток мадригальных:

Нашед мой прежний идеал,

Я, верно б, вас одну избрал

В подруги дней моих печальных,

Всего прекрасного в залог,

И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Судите ж вы, какие розы

Нам заготовит Гименей

И, может быть, на много дней.

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Таков я. И того ль искали

Вы чистой, пламенной душой,

Когда с такою простотой,

С таким умом ко мне писали?

Ужели жребий вам такой

Назначен строгою судьбой?

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Послушайте ж меня без гнева:

Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.

Так видно небом суждено.

Полюбите вы снова: но...

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет. Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Под музыку Бетховена «Лунная Соната» они уходят. Паузу заполняют чтецы (строфы из восьмой главы романа «Евгений Онеги»).

Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Чтец:

В любви все возрасты покорны;

Но юным , девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют-

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод

Но в возраст поздний и бесплодной,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвый след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

2 чтец:

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен;

В тоске любовных помышлений

И день, и ночь проводит он.

Ума, не внемля строгим пеням,

К ее крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится как тень;

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснется горячо

Ее руки или раздвинет

Пред нею пестрый полк ливрей,

Или платок подымет ей.

3 чтец: Она его не замечает,

Как он не бейся хоть умри.

Свободно дома принимает.

В гостях с ним молвит слово три,

Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит:

Кокетства в ней ни капли нет-

Его не терпит высший свет.

Бледнеть Онегин начинает,

Ей иль не видно, иль не жаль;

Онегин сохнет- и едва ль

Уж не чахоткою страдает.

Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам.

4 чтец:

А он не едет; он заранее

Писать ко прадедам готов

О скорой встрече; а Татьяне

И дела нет (их пол таков);

А он упрям, отстать не хочет,

Еще надеется, хлопочет;

Смелей здорового, больной

Княгине слабою рукой

Он пишет страстное посланье.

Хоть толку мало вообще

Он в письмах видел не вотще;

Но, знать, сердечное страданье

Уже пришло ему невмочь.

Вот вам письмо его точь-в-точь.

Комната Татьяны, на коленях Татьяны пяльцы, а в руке у нее письмо, Татьяна разворачивает письмо, звучит письмо Онегина к Татьяне. Звучит Шуберт «Лебединая Песня». Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Татьяна сидит в растерянности, с тенью грусти и отпечатком боли на лице, ведь, то о чем она мечтала несколько лет назад, случилось сейчас, когда менять что - либо уже поздно….. Звучит музыка Сен-Санс - «Карнавал животных лебедь».

Чтец:

О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!

(поникнув головой, держа в руках белый, шелковый платок, костыль и цилиндр входит Онегин (Хункаев)

Урок - спектакль «А счастье было так возможно»
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева…
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Она его не подымает.

И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо, наконец, она:

Татьяна:

- Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя. Урок - спектакль «А счастье было так возможно»


«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда, ль? Вам была не новость
Смиреной девочки любовь?
И нынче - Боже! - стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной.
Я благодарна всей душой…
Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Звучит музыка Тарегга - «Аделита», Татьяна уходит. Онегин стоит на сцене, наклонив голову, полный дум и печали….Урок - спектакль «А счастье было так возможно»

Чтец: Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Но шпор внезапный звон раздался.

И муж Татьяны показался,

(грозно, уверенно шагая входит генерал (Самбиев) Урок - спектакль «А счастье было так возможно»



И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель мы теперь оставим,

Надолго...навсегда

Звучит обреченно музыка Баха « Токката»… Урок - спектакль «А счастье было так возможно»



III. Рефлексия

- В чем видела счастье Татьяна Ларина?

- Как вы думаете, Татьяна счастлива?

- Какие чувства вызывает у вас Онегин?

- Могла ли Татьяна поступить иначе?

- Каково ваше отношение к Татьяне?

Учитель: А мое отношение к Татьяне можно выразить словами Пушкина: « Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!» Ее цельность, умение

подчинять все свои действия чувству долга, неспособность к обману, к

сделкам со своей совестью делают ее облик таким привлекательным.

Может быть, она не всегда верно понимает свой долг.

В данном случае , решая свою судьбу и судьбу Онегина, она и ошиблась, но она - то сама видела свой долг и, следовательно, так только и могла поступить.

Желаю, чтобы вы все были счастливы и чтобы вам никогда не пришлось произнести с болью, досадой «А счастье было так возможно…»

Урок - спектакль «А счастье было так возможно»




































© 2010-2022