- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья по литературе Развитие экологического мышления на уроках литературы через призму холистической педагогики
Статья по литературе Развитие экологического мышления на уроках литературы через призму холистической педагогики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буслаева Е.М. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие экологического мышления
на уроках литературы
через призму холистической педагогики.
Работа выполнена учителем
русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
Буслаевой Е. М.
Иркутск 2015
Был ребенок, и он рос каждый день,
И он становился всем, на что упадет его взгляд.
И все становилось частью его на день, на час,
Или на многие годы, или на целый свиток лет.
Ранняя сирень стала частью ребенка…
И трава, и бело-красный вьюнок, и песня чибиса,
И рыба, странно висящая под водой,
И сама прекрасная удивительная вода,
И водоросли с изящными листьями -
Все стало частью ребенка…
Это отрывок из стихотворении Уолта Уитмена «Ребенок растет» .И в нем важна мысль о том, что все, что нас окружает, входит в нас. Мы часть мира, в котором живем. Этому учит нас холистика - философия, особое отношение к миру.
Часто спрашивают о значении термина «холистический». Слово образовано от греческого «holon» и означает «Вселенная как целое», то, что не делится на части.
Человеческая жизнь наполнена и выразительна, когда мы ощущаем свою связь со всем, что нас окружает. Цель холистического образования - объединить каждую личность с его окружением: природой, семьей, культурой, религией и Космосом.
Холистическая педагогика призвана научить нас, наших детей постигать мир не отдельными частями, сферами, деталями, а воспринимать его «целиком»
В целостной педагогике делается акцент на актуальную тематику : сохранение мира на Земле, экологические проблемы, здоровье человека, семью.Заостряется внимание на психологических, философских, общественных, религиозных вопросах.
Одна из задач холистической педагогики -подготовка к жизни в гармонии с природой, развитие экологического сознания. Главное - воспитать чувство благоговения перед природой и донести мысль о причастности человека ко всем природным процессам Земли.
Мы остановимся на трех авторах и рассмотрим, как их художественное творчество способствует развитию экологического сознания у школьников.
Самый любимый в России поэт- Сергей Есенин. Он много пишет о природе, но ведь много поэтов обращается к этой теме. А мы выделяем Есенина. Значит, у него есть тайна. Раскроем её. В чем особенность есенинского изображении природы?
Многообразен растительный мир: в его стихотворениях и «венок лесной ромашки», и крапива, на которой роса, «резеда и риза кашки», ворожбиные травы.
Образ дерева часто встречается: « в лунных перьях серебра» стоят березы - свечки», «ивы- кроткие монашки» и ,безусловно, клен, двойник поэта.
Природа очеловечена, о чем свидетельствует большое количество олицетворений: «сыплет черемуха снегом», «пригорюнились девушки- ели», « слухают ракиты посвист ветряной».
Вспомним, о каких животных, птицах писал С.Есенин. О ком эти строки: «дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах», «на раздробленной ноге приковыляла, у норы свернулася в кольцо»? В его стихотворениях встречаем собак, коров, лисиц, кошек; у него «кычет сова», «тенькает синица», «стрекочут сороки, как свахи», «вороны бьют крылом».
А почему он так много и с такой нежностью, любовью, жалостью описывает животный и растительный мир?
С. Есенин еще в ранних стихотворениях проповедовал идею «узловой завязи» человека и природы : источником жизни считал Мировое древо, ветви которого- человек, животные, растения. Это не он сам придумал- это верования его предков, наших предков. Вот почему картины деревьев, растительного мира, образы животных часто встречаются в лирике этого художника слова и «переплетены», слиты между собой:
Тихо в чаще можжевела по обрыву
Осень- рыжая кобыла чешет гриву.
Зеленая прическа, девическая грудь,
О тонкая березка, что загляделась в пруд.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленькой матке
Зеленое вымя сосет.
Изменится ли наше отношение к окружающему миру, если мы поверим в этот языческий миф о Мировом древе? Зная, что все (люди, животные, растения) взаимосвязано, мы будем с любовью относиться к «братьям нашим меньшим», с благоговением относится к природе.
Мистический Ф. И. Тютчев. Его поэзия позволяет ребятам (возможно, впервые в жизни) задуматься о взаимосвязи человека и Космоса, о том, что есть Человек во Вселенной.
Разберем стихотворение «День и ночь». С точки зрения Тютчева, наша планета находится в бесконечности, хаосе. Днем на нашу планету
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День- сей блистательный покров-
День, земноводных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день- настала ночь;
Пришла- и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
Что же наблюдает человек ночью? Каковы его ощущения?
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами-
Вот отчего нам ночь страшна!
Здесь, как и в других стихотворениях, человек постигает тайны Вселенной. Растворяется в ней. Ребята осознают :Вселенная, Космос бесконечны, человек-часть этой бесконечности. Вспомним знаменитое тютчевское: « Все во мне, и я во всем».
И конечно, лучше изучать Тютчева при наступлении сумерек,в самое таинственное время: тогда лучше познаешь тайну природы, Космоса, и все мы ощущаем «Час тоски невыразимой!»
И еще важно: у Тютчева- пантеистическое восприятие природы, она живая:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Таким образом, природа величественна, бесконечна, могущественна, непостижима , прекрасна, она в человеке, он её часть ; её законы не подвластны нам - вот чему учит нас Тютчев.
Те же мысли доносит до нас и киргизский художник слова Чингиз Айтматов, которого интересуют глобальные проблемы человечества. И прежде всего- экология. О романе «Плаха» он сказал: « В этом произведении я хотел отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень».
Обратимся к книге. В центре - Моюнкумская пустыня: девственная, прекрасная, величественная .Видим семью волков: перед нами голубоглазая самка Акбара, готовящаяся к радости материнства, и её Тышчайнар, отец еще не родившихся детей. Они- часть этой природы( что подчеркнуто и цветом глаз волчицы) Их глазами мы воспринимаем эту красоту, мощь. Гармонию…. Но …вот вторгается человек: от гула самолетов содрогаются горы, от браконьеров спасается стадо сайгаков, которое в бегстве затопчет волчат(второй выводок погибнет, когда будут гореть камыши, а третий- украдет пьяница Базарбай).
Волки, олицетворяющие природу, гибнут. Образом наступающих на пустыню сумерек Айтматов доносит мысль: Апокалипсис приближается и виноват в этом- человек.
Но природа не только гибнет, она мстит.
Важно обратить внимание, что во многих произведениях звучит мотив природы, мстящей человеку за его деяния. В «Плахе» волчица Акбара украла ребенка у честного труженика, и лишь высший судья распорядился, что малыш погибнет от рук собственного отца, а пьяница Базарбай, укравший волчат, остаётся безнаказанным. Но ведь природа, в отличие от человека, не обладает разумом, и беда в том, что расплачиваются невиновные.
Исследуя роман Ч. Айтматова «Плаха», доносим мысль, что разрушение природного мира оборачивается деформацией человека, личности. Так, люди, уничтожая природу, морально гибнут сами: это пьяницы, не имеющие семей , способные на убийство человека.
Еще один тезис из романа: катастрофа в одном месте обязательно отразится на всех, притом как на природе, так и на человеке.
Т.о., идеи, вынесенные детьми из айтматовского романа, соответствуют целям холистической педагогики: дают возможность убедиться, что все в нашем мире взаимосвязано, поэтому надо относится к природе как к живому существу: с уважением, любовью, заботой.
И в конце хочется напомнить миф о битве Антея с Гераклом. Долго герой не мог победить великана Антея: каждый раз, падая на землю, Антей поднимался полным сил, которые он черпал из Земли ( ведь он был её сыном). И вот могучий Геракл поднял Антея высоко в воздух ,и силы великана иссякли, ведь он потерял связь с матерью-Землей.
Мы не должны забывать: мы тоже дети земли и существуем , пока связаны с ней .Мы дети Земли, вскормлены и согреты ею. Наслаждаемся её красотами. Так давайте будем детьми разумными, значит прежде всего- благодарными.
7