Рабочая программа кружка Школа юного журналиста

В основе содержания и структуры   программы кружка «Школа юного журналиста» лежит концепция предпрофильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе  кружка, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем. Программа кружка является инт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от «30» августа 2014г.

Председатель педсовета

___________И.В. Беляева



Рабочая программа внеурочной деятельности


Тип программы: ориентированная на достижение результатов

определенного уровня

Наименование: кружок «Школа юного журналиста»

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 10-13 лет


Составитель : учитель русского языка и

литературы Белая Н.М.









  1. Пояснительная записка


Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Также следует отметить, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению- таким жанрам, как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.

В основе содержания и структуры программа кружка «Школа юного журналиста»

лежит концепция предпрофильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.

Программа кружка «Школа юного журналиста» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Голос правды»

Целью курса является ознакомление учеников 5-7 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.

Задачами учебного курса являются:

-выявление интересов и проверка способностей учащихся;

-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Программа курса включает в себя:

- изучение основ истории отечественной журналистики;

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- методы сбора и обработки информации;

- психологическая подготовка журналиста;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

  • методы работы со словом.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами ( экскурсия в редакцию газеты «Голос правды»), практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.

Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса, как русский язык, литература и история.

Возрастная категория курса - учащиеся 5-7 классов.

Формы организации коллектива. В первый год на занятиях в ребята изучают основы истории журналистики, знакомятся с современными СМИ, узнают о нормах профессиональной этики журналиста, учатся методам сбора и обработки информации, осваивают журналистские жанры. Члены коллектива делятся на отдельные группы: ответственные за сбор материала об учёбе, о спорте, о событиях в школе и в поселке, чтобы потом правдиво отразить всё в своих репортажах. К концу первого года обучения журналистике юнкоры должны уметь выявлять интересные события в повседневной жизни, собирать информацию из разных источников и работать с ней, различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах, общаться, не боясь выступать перед аудиторией, правильно вести интервью. Программа 2 и 3 годов обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения. Для выполнения в программе поставленных задач использую лекции, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическую работу по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории. Работа в группах создаёт атмосферу сотрудничества учащихся при решении задач, когда требуются соответствующие коммуникативные умения. Индивидуальная форма работы руководителя кружка с юными журналистами формирует развитие их творческой индивидуальности.

Место в учебном плане школы. Кружок «Школа юного журналиста» относится к внеурочной деятельности учащихся 5-7 классов в рамках реализации ФГОС второго поколения и рассчитан на 3 года ( всего 102 часа; 34 часа на один учебный год; 1 час в неделю).


  1. Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

Внеаудиторные

Первый год обучения

1

Журналистика. Исторические предпосылки.

2

2


Знакомство с историей мировой журналистики, историей журналистики в России.

2

Профессиональная этика журналиста.

1

1


Обсуждение и выстраивание иерархии профессиональных качеств журналиста.

3

Типология СМИ.

1

1


Изучение разновидностей СМИ

4

Мастерство журналиста: работа со словом.

5

5


Изучение специфики газетного языка, анализ текстов газетных статей.

5

Журналистика на практике. Проектные работы.

25

18

7

Посещение редакции газеты «Голос правды», общешкольных мероприятий. Сбор материала для статьи. Отбор наиболее важной и интересной информации. Корректировка. «Публикация».


Итого:

34

27

7



Второй год обучения

1

Журналистское творчество великих писателей.

1

1


Изучение журналистского творчества великих писателей.

2

Мастерство журналиста. Аналитическая журналистика.

2

2


Знакомство с аналитическими жанрами журналистики: статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация.

3

Психологическая подготовка журналиста.

3

3


Отработка приемов развития и тренировки памяти.

4

Профессиональная этика журналиста.

5

5


Знакомство с кодексом профессиональной этики российского журналиста

5

Журналистика на практике. Проектные работы.

23

18

5

Посещение картинной галереи п.Октябрьского, общешкольных мероприятий. Сбор материала для статьи. Отбор наиболее важной и интересной информации. Корректировка. «Публикация».


Итого:

34

29

5


Третий год обучения

1

Журналистика и общество.

2

2


Знакомство с нормативными документами, регламентирующими правовые и этические основы журналистики.

2

Правовые и этические основы журналистики.

3

3


3

Мастерство журналиста: работа со словом.

9

9


Изучение особенностей жанра эссе, зарисовки, фельетона, рекламы.

4

Журналистика на практике. Проектные работы.

20

15

5

Посещение ДШИ п.Октябрьского, общешкольных мероприятий. Сбор материала для статьи. Отбор наиболее важной и интересной информации. Корректировка. «Публикация».

5

Итого:

34

29

5



  1. Содержание программы

  1. год обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

аудиторные

вне-

аудиторные

Журналистика. Исторические предпосылки.

История журналистики. История журналистики в России. Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография. Профессия- журналист. Трудности и парадоксы.

2


Профессиональная этика журналиста. Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста

1


Типология средств массовой информации.

Типы СМИ: газета, радио, телевидение, интернет.

1


Мастерство журналиста: работа со словом. Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. Функциональные стили и типы речи. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи .Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность).Анализ текстов газетных статей.

5


Журналистика на практике. Проектные работы.

Проектная деятельность. Сбор материала о братьях наших меньших. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация». Посещение редакции газеты «Голос правды».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение ГБУ КК «ЦСП № 7»по конному спорту. Встреча с Завгородним Г.А. в качестве интервьюеров. Экскурсия по манежу. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.

18

7

  1. год обучения

    п/п

    Наименование разделов, блоков, тем

    Количество часов

    аудиторные

    вне-

    аудиторные

    1

    Журналистское творчество великих писателей.

    Журналистское творчество великих писателей.

    1


    2

    Мастерство журналиста. Аналитическая журналистика.

    Аналитическая журналистика. Статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов. Работа со словом. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью.

    2


    3

    Психологическая подготовка журналиста.

    Рациональное чтение : что это такое ? Приемы развития и тренировки памяти. Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности. Кинесика- наука о поведении людей. Физиогномика. Изучение личности по лицу

    3


    4

    Профессиональная этика журналиста

    Мораль. Моральные ценности. Возникновение профессиональной морали журналистики, ее сущность. Основные функции морали журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Дискуссия на тему «Границы гласности в современной журналистике».

    5


    5

    Журналистика на практике. Проектные работы.

    Проектная деятельность. Сбор материала о Кубанском казачьем хоре. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя). Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) . Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение картинной галереи п.Октябрьского. Экскурсия. Интервью с заведующей. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация». Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.

    18

    5

  2. год обучения



п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

аудиторные

вне-

аудиторные

1

Журналистика и общество.

Процесс обмена информацией в обществе. Схема функционирования СМИ. Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии. Структура редакционного коллектива. Процесс обмена информацией в обществе.

2


2

Правовые и этические основы журналистики. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации». Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации.

3


3

Мастерство журналиста: работа со словом. Художественные жанры в журналистике: очерк.

Эссе. Фельетон. Зарисовка. Реклама. Виды и функции. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста. Средства оформления газетных материалов.

9


4

Журналистика на практике. Проектные работы.

Проектная деятельность. Сбор материала для написания фельетона. Сбор материала для написания фельетона. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .

Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала для написания эссе.

Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Отбор информации для написания эссе. Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение детской школы искусств п.Октябрьского. Экскурсия. Интервью с директором, преподавателями. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.

15

5



  1. Предполагаемые результаты реализации программы


Курс «Школа юного журналиста» даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.

Учащиеся смогут -

-определить тему или идею текста;

-составлять простой и подробный план текста;

-создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);

-оценивать чужую и свою речь;

-спорить, но не ссориться, аргументировать свои высказывания;

-сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;

-рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

-брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

-вести репортаж с места событий;

-составлять различные типы текстов газетной информации.

Учащиеся должны:

-понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

-уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

-уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

-уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

-формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты:

-овладение культурой общения с медиа,

-овладение навыками работы с различными источниками информации;

-развитие творческих и коммуникативных способностей;

-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Предметные результаты:

- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;

-овладение навыками работы с медиатекстом.


  1. Формы и виды контроля



  • Диагностическая работа

  • Участие в конкурсах

  • Письменные самостоятельные работы

  • Публикации статей в районной газете «Голос правды»

  • Творческий отчет

  • Тестовые задания

  • Творческая работа

  • Проектно-исследовательская работа



  1. Методические рекомендации


В кружок принимаются все желающие. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала). Каждая группа выполняет работу по своему направлению, на своём уровне, после чего результаты объединяются. Обучающиеся по желанию могут менять направление деятельности.

Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы кружка является публикация статей в районной газете «Голос правды».

С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.


VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса

Количество

1

Печатные пособия (электронный вариант):

Материалы для ученика:

Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2010г..

Русская речь. 5-7 класс. Никитина Е.И. Просвещение, 2009г.

Школьная риторика. 7 класс. Под ред. Ладыженской Т.А. М., 2009г.

Словарь журналиста. Словарь-справочник. М., 2010.

Газеты «Голос правды», «Кубанские новости» и др.

Материалы для учителя

Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 2008г..

Уроки развития речи. 7 класс. Методич.пособие для учителей-словесников по программе «Речь».М., Владос, 2011г.

Развитие речи: Теория и практика обучения. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С..Линка-пресс,2009г.

Речевые ошибки и их предупреждение. Сергеев Ф.П. Волгоград, 2009г.

Спирина Н.А. Журналистика в школе.- Учитель: М., 2010.



1

2

Технические средства обучения:

персональные компьютеры,

лазерный принтер;

цифровой фотоаппарат;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

выход в Интернет.


10

1

1

1

1





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 5

от__________ _____ 2014г. № 1

____________ Усалко Н.С.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________ Третьякова И.Н.

________________2014 г.



© 2010-2022