Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1

"Описание материала: Учитель: Соловьёва Ирина Михайловна Предмет: русский язык Класс: 9 Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1 Тип урока: развитие речи Приобретаемые навыки: развитие коммуникативной компетенции, формирование навыков построения текста-рассуждения, общеучебных навыков работы с текстом, развитие правильной монологической и диалогической речи учащихся. Оборудование: раздаточный материал с разными типами текстов, доска, Н.А. Сенина. Тренировочная тетрадь. Русск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1

Тип урока: развитие речи

Цели:

  1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку - сжатому изложению;

  2. учиться определять функционально-содержательные особенности текста - тип речи;

  3. учиться членить текст на смысловые части - микротемы;

  4. определять главную информацию каждой микротемы

  5. учиться находить композиционные части текста

  6. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

  7. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Оборудование: 1. раздаточный материал с текстами для анализа, 2. тренировочная тетрадь. Русский язык. Готовимся к ГИА на уроке и дома. 9 класс. - Легион, 2013. С. 15

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу с текстом, будем развивать умение членить текст на микротемы, определять главную информацию каждой микротемы, учиться находить композиционные части текста.

  1. Повторение.

    1. Какие типы текста вы знаете?

    2. Определите на слух, к какому типу текста относятся данные отрывки? (тексты читают учащиеся)

  1. Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженный ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей, малиновок.

Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.

(Аркадий Гайдар. Школа)


  1. Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. (А.С. Пушкин. Выстрел)


  1. Жизнь - это долгий и нелёгкий путь, который невозможно преодолеть в одиночку. Каждому человеку время от времени бывает необходимо дружеское плечо рядом. Некоторые утверждают, что им не нужны друзья, но они заблуждаются, просто им ещё не встретились те люди, которых стоит назвать друзьями.

Кто же такой настоящий друг и как его узнать? Первое и, наверно, главное качество, которое лежит в основании дружбы, - это честность. Независимо ни от чего настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу. Доверие - очень важный фактор в отношениях.

(По А. Постовому)


    1. По каким признакам вы распределили тексты между тремя типами речи?


    1. Как вы думаете, какие типы текста легче всего воспроизвести в пересказе? (повествование, рассуждение).



    1. Как вы думаете, какие типы текстов чаще всего предлагаются на экзамене? Почему?



  1. Изучение нового материала.

Сегодня на занятии мы будем работать с текстом-рассуждением, так как именно тексты именно этого типа речи чаще других встречаются на экзамене.


      1. Запись в тетради:


Структура текста-рассуждения:


ТПодготовка к написанию сжатого изложения часть С1Подготовка к написанию сжатого изложения часть С1езис Доказательства Вывод

Аргументы

Факты

Примеры

При пересказе текста необходимо видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой, так как это помогает правильно передать содержание текста и не исказить авторский замысел!

Логическая связь между элементами текста осуществляется при помощи союзов, частиц, вводных слов и эквивалентных им синтаксических конструкций.

Наша задача - научиться различать тезисы и аргументы, подбирать логические переходы от одной мысли к другой.


      1. Работа с текстом №1.

Прочитаем вслух текст.

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М. Гаспаров)

- О чём этот текст?

- Какова в нём основная мысль?

- Дайте определение значению слов громоздкий и бесполезный.

- Выделите маркером ключевые слова текста.

- Эти слова и будут тезисом. (Тезис - утверждение, доказываемое в рассуждении)

- Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому что или так как. Заменим повторяющееся словосочетание «железные деньги» местоимением они. (В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны)

- Перескажите этот текст сжато.


      1. Работа с текстом № 2

- Прочитайте текст.

Проблема счастья всегда занимала людей. Одним из первых мыслителей, задумавшихся о его природе, был древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что счастье рождается из деятельности души, которая стремится к добродетели. Многие потом не соглашались с ним. Некоторые пытались представить счастье как достижение достатка, материального благополучия. Ведь ради этого трудилось большинство людей. Другие замечали, что никакое богатство не может защитить от боли, и верили, что счастлив лишь тот, кому на роду написано. А значит, счастье - случайный, не зависящий от человека дар свыше. Споры о счастье не затихают до сих пор. Но с течением веков большая часть людей пришла к мысли о том, что единственный источник счастья находится не вне, а внутри тебя. Важно не столько то, что происходит с тобой, сколько то, как ты воспринимаешь происходящее. А твоё восприятие зависит от твоего настроя. Взгляни на мир добрым взглядом - и ты сумеешь увидеть то, что сделает тебя счастливым.

Задания:

  1. Определите тему текста.

  2. Какова основная мысль текста?

  3. К какому типу речи можно отнести текст? Почему?

  4. Разбейте текст на абзацы.

  5. Выделите маркером ключевые выражения текста.

  6. Сформулируйте тезисы.

  7. Заполните таблицу, проиллюстрировав каждый тезис примером:

Тезис

Аргумент

Пример

Проблема счастья всегда занимала людей.

Одним из первых этой проблемой занимался древнегреческий философ Аристотель.

Он считал, что счастье рождается из души.

С ним не соглашались.

Одни представляли счастье как достижение достатка, а другие верили, что счастье на роду написано.

Счастье - случайный дар.

Большая часть людей пришла к мысли, что счастье внутри нас.

Восприятие зависит от настроя.

Добрый взгляд на мир сделает счастливым.


  1. Объедините аргументы и примеры в одно предложение с помощью логических переходов. Прочитайте свои предложения.

  1. Подведение итогов.

  1. Что такое тезис?

  2. Что такое аргумент?

  3. Что такое логический переход? Чем он может быть выражен?

  4. Сколько тезисов может быть в тексте?

  5. Какова схема текста-рассуждения?


  1. Домашнее задание.

Составьте композиционную схему текста «О пути жизни» (Н.А. Сенина. Тренировочная тетрадь. Русский язык. Готовимся к ГИА на уроке и дома. 9 класс. - Легион, 2013. С. 15)

© 2010-2022