Притягивающая душу

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – закрепление изученного материала. Вид урока – урок-практикум.       При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, индивидуальные особенности детей.       Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.   В ходе урока, наряду идет повторение пройденного.       Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, наглядность, поисковый, практический и словесный методы. За всю продолжительность урока ученикам дается подсказка для выполнения домашнего задания.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предварительный анализ урока

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока - закрепление изученного материала. Вид урока - урок-практикум.

При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, индивидуальные особенности детей.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

В ходе урока, наряду идет повторение пройденного.

Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, наглядность, поисковый, практический и словесный методы. За всю продолжительность урока ученикам дается подсказка для выполнения домашнего задания.

Место проведения: МКОУ «Угольнинская СОШ» (малокомплектная школа), село Угольное, Верхнеколымский улус, Республика Саха (Якутия)

Класс: 7 (2 ученика)

Тема: «Притягивающая душу…»


Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте.

Развивающие: активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания; высказывать собственные суждения, делать выводы.

Воспитательные: приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе.

Ход урока:

1 этап. Мотивационно - мобилизующий этап. (3 минуты)

-Здравствуйте. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал. Какую часть речи мы с вами изучили? Правильно.

- Какую цель поставим перед собой?

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока. Будьте внимательны, к концу урока мы вернемся к теме нашего урока.

2 этап. Проверка домашнего задания. (7 минут)

Работа с таблицей. (наводящие вопросы)

- давайте, ребята, вспомним морфологические признаки причастия.

- Валера, прочитай, пожалуйста, стихотворение Майи Ефремовой

Летят на север стерхи,
Им видно Землю сверху,
И нас, живущих в царстве мерзлоты.
А главное богатство -
Содружество и братство,
На том стоим и вместе мы сильны,
Нас Север проверяет,
Ошибок не прощает,
Мы - россияне с Верхней Колымы.

- Нам нужно найти причастие. Правильно, живущих.

- Сейчас, ребята, мы должны выполнить морфологический разбор причастия «живущих». Я предлагаю вам подсказку:

Я, причастие действительное причастие ЖИВУЩИХ, происхожу из семьи глагола и имени прилагательного.

Мой отец (_глагол) оставил мне значение настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида.

Мать Имя прилагательное оставила в наследство вопрос какой?, свою синтаксическую роль определение, научила изменяться по родам, числам, падежам.

Сейчас я стою в форме множественного числа и винительного падежа. (ПИСЬМЕННО)

-Молодцы.

- Ира, скажи, пожалуйста, какие причастия мы называем действительными? Какие страдательными?

- предлагаю вам цифровой диктант. Вы видите слова на экране, а в тетради записываете только номер. Если это действительное причастие - 1, если страдательное, то - 2. (ПИСЬМЕННО)

3 этап. Практикум (10 минут)

-внимательно прочитайте предложения на экране и подумайте с какой целью мы рассматриваем эти предложения.

- правильно. Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

- Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений. (ПИСЬМЕННО)

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Физкультминутка (3 минуты)

- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные - действуют руки, страдательные - ноги

Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещенная, стоящий, напуганный, написанный, поющий

-Ребята, сейчас я вам предлагаю задание, которое нам встретится в КИМ-ах ГИА и ЕГЭ. Замените выделенную курсивом часть определением, выраженным причастным оборотом. Запишите в тетради.

Колыма - крупная полноводная река, протекающая на Северо - Востоке Якутии.

Замените один из глаголов - сказуемых с зависимыми словами причастным оборотом.

Снежные поля и ледяные массы, покрывавшие склоны холмов и вершин, ослепительно сверкают под лучами солнца.
Поднимается солнце, заливающее всё золотым сиянием.
Снег окрашивается в зелёные цвета, превращавшиеся в фиолетовые, розовые, огненно - красные.

-Молодцы.

- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Верим - не верим» и каждый ответ аргументируем.

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

- Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи? да

- Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные? да

- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? нет

- Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени? да

- Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? Есть у страдательных причастий

- Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов? нет

- Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения? да

- Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте? да

- Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола? (слайд) нет

- Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? (слайд). нет

Закрепление. (14 минут)

- Теперь мы используем знания в практике. Самостоятельная работа. Расставить недостающие буквы и знаки препинания.

Весенний лес - неиСЧерпаЕмый (страдат. прич. от чЕрпать, I спр.) источник пробуждаЮЩейся (действ. прич наст. вр. от пробуждаться, I спр.) жизни. Весна, долго задерживаЕМая (задерживать, I спр.) холодами, вдруг началась во всей красе своей. НевидИМые (видеть, II спр., искл.) глазом лучи солнца послали на землю свет и тепло, и снега тут же сползли со всех воЗВышЕННых (прилагат.) мест. ПропитываЕМая (пропитывать, I спр.) влагой земля кое-где покрылась первой зеленью. Воздух наполнился нежным запАхом (пАхнет) отогретой кедровой хвои, смешАННым (смешАть) с запахом оттаЯВШей (оттаЯть) земли. В вышине, в сверкаЮЩем (сверкать, I спр.) небе, стоит неумОлкаЕМый (умолкать, I спр.; замОлкнуть) гомон птиц. ПодгОняЕМые (подгонять, I спр.; гОнит) тёплым ветром, летят долгождаННые стаи скворцов. Человек, видЯЩий и слышАЩий (видеть и слышать, II спр., искл.) измЕнения (измЕна) в природе, никогда не остаётся равнодушным.

Домашнее задание. (3 минут)

- Сегодня наш урок был посвящен природе родного края. Причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.

Домашнее задание написать сочинение - миниатюру «Есть такое село», употребив одиночные причастия и причастные обороты.

Рефлексия. (5 минут)

-Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок? Для чего служат причастия?

Места у нас богаты,
таятся в недрах клады,
загадок полон северо-восток.
Едва весна настанет,
Наш флот на воду встанет
и в добрый путь, колымский уголек!

Вернемся к незавершенной теме нашего урока. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека она своя. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы никогда не забудем.
Для нас с вами малая родина - это Верхнеколымский район.

Самоанализ урока

Класс дружный (2 ученика - мальчик и девочка). Если оценивать возможности класса, то можно сказать, что возможности - средние. Процент качества знаний составляет 50%.

Представленный урок - урок закрепления изученного материала. Тема урока «Притягивающая душу…»

Я перед собой ставила следующие цели:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте.

Развивающие: активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания; высказывать собственные суждения, делать выводы.

Воспитательные: приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе.

Учитывая возрастные особенности семиклассников, я старалась в течение всего урока включать творческие и игровые задания. Например: игра «верю - не верю», цифровой диктант и др. Так как у них в этом возрасте наглядно-образное мышление в канву всего урока я привлекла мультимедийную установку.

Индивидуальные задания предлагались учащимся тоже не случайно, и содержания самих заданий, и выбор учащихся был продуман.

Так как это урок закрепления знаний, в конце урока была самостоятельная работа, которая привлекла учащихся, вызвал интерес, тем самым повысили мотивацию в обучении.

Все задания построены в соответствии с грамматическими и орфографическими требованиями.

Основным техническим средством обучения я выбрала мультимедийную установку, на которой демонстрация презентации (с фотографиями природы села Угольное). Кроме этого, на каждом рабочем месте ученика был подготовлен раздаточный материал (см. Приложение 1).

В течение всего урока я старалась создать психологически благоприятные условия при общении с каждым учеником.

В конце урока была проведена рефлексия, которая показала, что ученики усвоили тему «Причастие».

Оценки прокомментированы. Ирина Бояркина - 4 , Валерий Ботов - 4.

В целом, задачи, поставленные на уроке, были решены. В конце урока дети сами сформулировали тему урока - (вместе многоточия) «Притягивающая душу Родина». Домашнее задание вытекало из содержания и деятельности всего урока - написать сочинение - миниатюру «Есть такое село…».



Приложение 1

Я, ______________причастие ЖИВУЩИХ, происхожу из семьи_________________и_____________________________.

Мой отец ( _____________________) оставил мне значение___________________,___________________времени, ______________________ вида.

Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.

Сейчас я стою в форме _________________ числа и __________________ падежа.

Я, ______________причастие ЖИВУЩИХ, происхожу из семьи_________________и_____________________________.

Мой отец ( _____________________) оставил мне значение___________________,___________________времени, ______________________ вида.

Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.

Сейчас я стою в форме _________________ числа и __________________ падежа.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений. (ПИСЬМЕННО)

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений. (ПИСЬМЕННО)

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.


© 2010-2022