• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи»

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Московский областной техникум отраслевых технологий»











Доклад


На тему: «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».











Работу выполнила:

Ольшанникова Анна Алексеевна

студентка II курса, специальности

«Менеджмент» (по отраслям)

Руководитель:

Акиньшина Елена Петровна

преподаватель гуманитарных

дисциплин.


Люберцы

2012



Оглавление


I Введение ………………………………………………………………… 3

II Основная часть…………………………………………………………..6

  1. Информационные технологии при изучении русского

языка, литературы и культуры речи…………………………………..6

  1. Слово, его назначение в речи………………………………………….8

  2. Слово как выразительное средство речи…………………………….. 9

III Заключение……………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………… ..16

























Введение

Чтобы стать профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура - не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь. Ни одно предприятие, задуманное партнёрами, ни одно важное дело, планируемое людьми, не осуществится, если участники не договорятся, а переговоры ведутся на языке, которым пользуются люди с детства. Чтобы задуманное дело имело успех, необходимо чётко, точно и обстоятельно обсуждать все его детали; взаимопонимание во многом зависит от того, насколько хорошо собеседники владеют языком.

Цель работы - раскрыть возможности информационных технологий при изучении гуманитарных дисциплин; дать представление о слове как инструменте эффективного общения; познакомить со средствами художественной выразительности и заложить основы знаний средств художественной выразительности.

В данной работе мы будем говорить об использовании информационных технологий при изучении русского языка, литературы, культуры речи.

От приобретённых умений и знаний по русскому языку также зависит успешность обучения по другим дисциплинам, так как умение читать и понимать - одно из главных в процессе познания, а также в развитии личности в целом. Владение родным языком, культурой речи, знанием и умением применять информационные технологии в значительной мере позволит углубить познания в разных областях жизнедеятельности, расширить возможности овладения информацией, а, по словам древних философов,- кто владеет информацией, тот владеет миром.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.

Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы ? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство, как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования.

Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Языковая подготовка призвана решать не только обучающие, но и воспитательные задачи.

Знание языка, его законов, заложенных в нём возможностей, знание риторики позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие: Слово может спасти человека, может и убить; Слово не стрела, но пуще стрелы разит.









II Основная часть

  1. Информационные технологии при изучении русского языка, литературы и культуры речи

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для студента, и для преподавателя.

Задачи, стоящие перед преподавателем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других преподавателей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Преподавателю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Каждый преподаватель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

- создание преподавателем и студентами медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

- применение компьютерных технологий позволяет
наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
студентов;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

Наряду с обычными занятиями следует проводить уроки с использованием компьютера. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. В настоящий момент можно использовать в работе информационные технологии для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовать приложение Microsoft Word); подготовки учебных презентаций

В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, можно использовать:

- стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1,2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);

- программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);

- компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 - 11 класс);

-электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);

- справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);

- проектную деятельность учащихся, создание ими электронных докладов (11 класс), компьютерных презентаций.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность студентов. Выполнение работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ - новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования студентов, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации можно применять мультимедийный проектор.


  1. Слово, его назначение в речи.

Слово обладает необыкновенной силой. Об этом говорят пословицы. Слово может спасти человека, может и убить; Слово не стрела, но пуще стрелы разит. Рана, нанесённая мечом, - заживает, рана, нанесённая словом, - не заживает.

Слово по своей природе многозначно, оно может заключать в себе самую разнообразную информацию. Всё, что создаёт человек, изобретает, открывает, находит, познаёт, должно иметь название. Вот в чём заключается основное назначение слова - быть наименованием, знаком, выполнять номинативную функцию.

В результате каждое знаменательное слово имеет лексическое значение. Помимо лексического значения слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оценку и стилистическую окраску.

Слова русского языка имеют ещё одну особенность. Многие из них обладают образностью. Слово называет предмет и одновременно предмет его образ.


  1. Слово как выразительное средство речи.

Чаще всего в художественных, публицистических произведениях, в публичных выступлениях, поздравительных текстах и в речах как средство выразительности используется слово.

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».

Выступление на конференции «Использование информационных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры речи. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи».




III Заключение


Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы даёт как плюсы, так и минусы:

  1. Эффективность использования презентаций -

  • формирование навыков самостоятельной работы;

  • развитие познавательных способностей;

  • совершенствование коммуникативных навыков и ответственности за свою работу;

  • формирование информационных компетенций;

  • повышение культурного уровня.

2.Минусы использования презентаций -

  • недостаточность владения компьютерной программой;

  • неумение выбирать главное и структурировать материал;

  • несовпадение " картинки " и текста;

  • урок может "провалиться" из-за технических проблем или несовпадения форматов, поэтому необходимо все проверять накануне.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей студентов, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке учебных навыков рациональной организации труда;

- радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса;

- развитию самостоятельности учащихся;

- развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно:

а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);

б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

- непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На мой взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку, литературе и культуре речи выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Используя информационные технологии - презентацию - я осознала, что таким образом решаю не только задачу умения применять информационные технологии в своей деятельности, задачу развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку, литературе и культуре речи.





Список литературы

1.Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Изд. 6. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» ,2001.-544 с.

2. Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-384 с.

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т./ Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского.

4.pedsovet.org

5. nsportal.ru



© 2010-2022