ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?

Задачи урока:

1.Расширить знания учащихся о знаках препинания;

2.Выявить их функциональную принадлежность;

3.Проследить трансформацию функциональных особенностей знаков препинания в истории развития русского языка;

4.Продолжить работу над интонированием предложений;

5.Воспитывать осознанную потребность в знаниях, бережное отношение к языку

Ход урока:

Оргмомент. Здравствуйте, сегодня мы вновь окунёмся в глубины родного языка и откроем для себя его новые интересные грани, страницы.

Прочитайте текст (дети читают вслух).

СЛАЙД 1

Чтоможетбытьтишепадающегоснегавчеравесьденьпадалпушистыйневесомыйснегикакбудтоэтоонснебеспринёстишинуивсякийзвуктолькоусиливалеёпетухзакричалзаоралдятелзабарабанилсойказапелавсемиголосаминотишинаотвсегоэтогорослакакаятишинакакаяблагодать

  1. Написан ли этот текст по законам русского языка? (Нет) Почему?

  2. В Древней Руси в 15 веке, при царе Иване Третьем тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего….. отметить границы предложений. Так в 15 веке появилась точка_ - первый и основной знак членения текста.

  3. Давайте попробуем расставить эти точки, а поможет вам в этом также появившаяся в 15 веке заглавная буква:


  1. СЛАЙД 2

Чтоможетбытьтишепадающего снега. Вчеравесьденьпадалпушистый невесомыйснегикакбудто этоонснебеспринёс тишину. Ивсякийзвук только усиливалеё. Петухзакричалзаоралдятелзабарабанилсойказапела всеми голосаминотишинаотвсегоэтогоросла. Какаятишинакакая благодать.

СЛАЙД 3.

  1. Что же означала точка?Давайте подберем родственные слова. Оказывается,если посмотреть этимологический словарь( словарь, рассказывающий о происхождении слов) родственными ей словами в языке стали «ткнуть», «тыкать», «затычка», запишем это в тетрадь, выделите корень в словах, что укажет на ( запись в тетрадь). Для чего же был нужен этот самый главный знак препинания в русском языке? (ВЫВОД).

СЛАЙД 4.

6.Однако, точка - главный знак не только для нашего языка. Ведь даже раздел науки о языке, который изучает знаки препинания, называется «пунктуация», что с латинского"пунктум" переводится как «точка» ( запись в тетрадь). А это значит, что именно точка является главным знаком раздела. Недаром о ней сложено много фразеологизмов:

СЛАЙД 5.

точка в точку ( верно, точно)

дойти до точки (Попасть в безвыходное, бедственное положение)

поставить точки над I. (Окончательно все выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца).

( запись в тетрадь)

Как вы понимаете эти выражения?

Однако язык - явление постоянно меняющееся, поэтому в 17 веке, на основе точки возникли другие знаки…

  1. появился новый знак конца предложения, который передавал эмоции и чувства говорящего. Как вы думаете, какой? (Восклицательный).

  2. А в 18 веке появился знак вопросительный. Так предложения в русском языке не только получили разные знаки конца, но и правильную интонацию.

  3. Давайте попробуем использовать эти знания и проинтонировать текст в рамках законов русского языка 17-18 веков, то есть добавить вопросительный и восклицательный знаки. Где бы вы их поставили?

  4. Получившийся текст:

СЛАЙД 6.

Что может быть тише падающего снега? Вчера весь день падал пушистый невесомый снег и как будто это он с небес принес тишину. И всякий звук только усиливал ее. Петух заорал ворона звала дятел барабанил сойка пела всеми голосами но тишина от всего этого росла. Какая тишина какая благодать!

  1. Итак, о каких знаках препинания вы уже узнали? (, ! ?)

  2. Для чего они нужны? (Завершить, закончить предложение, правильно его проинтонировать).

  3. Но стал ли полностью ясен этот текст? (Нет) Нужны ли знаки ещё? Какие, на ваш взгляд? (Запятые).

  4. Где бы вы их расставили? Прочтите получившийся текст, правильно его интонируя.


  1. СЛАЙД 7.

Что может быть тише падающего снега? Вчера весь день падал пушистый, невесомый снег, и как будто это он с небес принес тишину. И всякий звук только усиливал ее. Петух закричал, заорал, дятел забарабанил, сойка запела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать!


  1. Зачем нужны были запятые? Какую роль они выполнили в этом тексте?(разделили однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, помогают сделать фразу легкой (посл предл), выделяют ключевые слова (тишина))

  2. Как вы думаете, какие слова родственны слову «запятая» (пята, пятка, пятиться, препятствие) ( запись в тетрадь) ?

СЛАЙД 8.

  1. Почему именно эти? На что это указывает? А в 15 веке запятую называли «отдохновение». Как вы думаете, почему? (выполняла функцию паузы, остановки).

  2. Таким образом, К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые - от латинского названия точки "пунктум" - принято называть знаками ….(.пунктуации). Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? Какие две функции знаков препинания вы уже знаете. (они помогают завершить предложение и правильно проинтонировать его, а также отделить части предложений или слова в самом предложении).

СЛАЙД 9.

  1. Как вы уже поняли тема нашего урока «Знаки препинания. Зачем они нужны?». Сегодня мы расширим наши знания о знаках препинания; выясним, зачем они нужны, продолжим учиться правильно расставлять знаки препинания, интонировать предложения и, конечно, продолжим открывать для себя родной язык.


  1. Какие родственные слова можно подобрать к слову «препинание»

СЛАЙД 10.

  1. (запинка, запнуться) ( запись в тетрадь). О чём они вам говорят? Для чего же нужны знаки препинания?

  2. Сделаем морфемный разбор этого слова. Из какого языка пришло оно к нам? Приставка ПРЕ, суффикс АНИ указывает на исконно-русское происхождение этого слова. ( запись в тетрадь)


  1. На каких уроках вы уже встречались со знаками?(математика ( плюс- сложение), минус (вычитание)Давайте вспомним известные вам знаки препинания в русском языке. А помогут вам в этом загадки Александра Шибаева:

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения!

Загораживает путь,
предлагает отдохнуть. (Точка)

Бурным чувствам
нет конца:
пылкий нрав
у молодца! (Восклицательный знак)

Вечно думая
над смыслом,
изогнулся
коромыслом. (Вопросительный знак)

Выйдет на дорожку всем
подставит ножку! (Запятая)

Стоят
три кумушки
рядком,
ведут беседу,
но - тайком,
какими-то
далёкими,
туманными
намёками... (Многоточие)

Двуглазое,
глазастое
ходит,
знаниями
хвастая:
так и хочется
ему
разъяснить нам,
что к чему... (Двоеточие)

Ляжет
палочкой
на строчку:
- Проходите
по мосточку... (Тире)

Всегда
подслушать
норовят
то,
что другие
говорят... (Кавычки)

Словам
раскрывают
объятья:
- Ждём в гости вас,
милые братья! (Скобки)


Вот что сказал о них А. С. Пушкин

СЛАЙД 11

  1. : «Они существуют, чтобы дать фразе легкость и правильное звучание, выделить мысль, привести слова в правильное соотношение». ( запись в тетрадь)

СЛАЙД 12 .

  1. На какие две группы вы разделили бы все знаки препинания?

ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ

. ! ? … , : ; «» ( ) - (в каких предложениях мы уже встречали эти знаки?)


  1. Мы обязаны бережно относиться к каждому из знаков препинания. И если со знаками завершения предложения у вас всё в порядке, то знаки выделения и разделения могут породить непоправимые порою ошибки, которые приведут к казусу, смеху а иногда и к драме. Давайте поупражняемся в их верной постановке.

В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильной постановки запятой». Вот эти истории:

СЛАЙД 13

  1. Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности заключил с Богом соглашение и пообещал за спасение поставить ему «статую золотую, пику держащую». Однако он был хитрым и очень жадным, и ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом? (просто переставил запятую). Проинтонируйте получившийся вариант.


СЛАЙД 14

  1. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить запятые. Когда клиенты заметили это, то хозяин цирюльни решил сам исправить написанное. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают локоны, завивают ногти, режут головы ...» Почему он вскоре разорился? Что должно было быть на вывеске? Прочтите верный вариант.


  1. Старайтесь не попасться на хитрости построенных вами предложений, внимательно вчитывайтесь в них, чётко следите за мыслью, не допускайте двусмысленности. Вот пример из сочинений моих прежних учеников. Попробуйте найти пунктуационную ошибку СЛАЙД 15

Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.

  1. К чему привела ошибка в употреблении запятой? (к двусмысленности предложения). Это самая распространённая ошибка в детских работах!



  1. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Что вы знали о знаках препинания?

О чем узнали на сегодняшнем уроке?

-Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?

- Перечислите знаки препинания.

-На какие группы они делятся?

- Для чего нужны знаки препинания?

27. Домашнее задание: теория - стр.149, упражнение 333, 334.

Оценки


Запись в тетради:

Точка, ткнуть, тыкнуть, затычка (корень слова выделить),

точка в точку

дойти до точки

поставить точки над I.

Пунктуация (от лат. «точка»)составить предложение (Раздел науки о языке, который изучает знаки препинания)

Запятая, пята, пятка, пятиться, препятствие (выделить корень)

Знаки препинания2, запинка, запинаться, запнуться.( выделить корень, морфемный разбор слова)

«Они существуют, чтобы дать фразе легкость и правильное звучание, выделить мысль, привести слова в правильное соотношение».

А.С. Пушкин

Восстановить текст (итог урока)

Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая… : «Они существуют, чтобы дать фразе легкость и правильное звучание, выделить мысль, привести слова в правильное соотношение»


© 2010-2022