- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Апольская А.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?
Задачи урока:
1.Расширить знания учащихся о знаках препинания;
2.Выявить их функциональную принадлежность;
3.Проследить трансформацию функциональных особенностей знаков препинания в истории развития русского языка;
4.Продолжить работу над интонированием предложений;
5.Воспитывать осознанную потребность в знаниях, бережное отношение к языку
Ход урока:
Оргмомент. Здравствуйте, сегодня мы вновь окунёмся в глубины родного языка и откроем для себя его новые интересные грани, страницы.
Прочитайте текст (дети читают вслух).
СЛАЙД 1
Чтоможетбытьтишепадающегоснегавчеравесьденьпадалпушистыйневесомыйснегикакбудтоэтоонснебеспринёстишинуивсякийзвуктолькоусиливалеёпетухзакричалзаоралдятелзабарабанилсойказапелавсемиголосаминотишинаотвсегоэтогорослакакаятишинакакаяблагодать
-
Написан ли этот текст по законам русского языка? (Нет) Почему?
-
В Древней Руси в 15 веке, при царе Иване Третьем тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего….. отметить границы предложений. Так в 15 веке появилась точка_ - первый и основной знак членения текста.
-
Давайте попробуем расставить эти точки, а поможет вам в этом также появившаяся в 15 веке заглавная буква:
-
СЛАЙД 2
Чтоможетбытьтишепадающего снега. Вчеравесьденьпадалпушистый невесомыйснегикакбудто этоонснебеспринёс тишину. Ивсякийзвук только усиливалеё. Петухзакричалзаоралдятелзабарабанилсойказапела всеми голосаминотишинаотвсегоэтогоросла. Какаятишинакакая благодать.
СЛАЙД 3.
-
Что же означала точка?Давайте подберем родственные слова. Оказывается,если посмотреть этимологический словарь( словарь, рассказывающий о происхождении слов) родственными ей словами в языке стали «ткнуть», «тыкать», «затычка», запишем это в тетрадь, выделите корень в словах, что укажет на ( запись в тетрадь). Для чего же был нужен этот самый главный знак препинания в русском языке? (ВЫВОД).
СЛАЙД 4.
6.Однако, точка - главный знак не только для нашего языка. Ведь даже раздел науки о языке, который изучает знаки препинания, называется «пунктуация», что с латинского"пунктум" переводится как «точка» ( запись в тетрадь). А это значит, что именно точка является главным знаком раздела. Недаром о ней сложено много фразеологизмов:
СЛАЙД 5.
точка в точку ( верно, точно)
дойти до точки (Попасть в безвыходное, бедственное положение)
поставить точки над I. (Окончательно все выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца).
( запись в тетрадь)
Как вы понимаете эти выражения?
Однако язык - явление постоянно меняющееся, поэтому в 17 веке, на основе точки возникли другие знаки…
-
появился новый знак конца предложения, который передавал эмоции и чувства говорящего. Как вы думаете, какой? (Восклицательный).
-
А в 18 веке появился знак вопросительный. Так предложения в русском языке не только получили разные знаки конца, но и правильную интонацию.
-
Давайте попробуем использовать эти знания и проинтонировать текст в рамках законов русского языка 17-18 веков, то есть добавить вопросительный и восклицательный знаки. Где бы вы их поставили?
-
Получившийся текст:
СЛАЙД 6.
Что может быть тише падающего снега? Вчера весь день падал пушистый невесомый снег и как будто это он с небес принес тишину. И всякий звук только усиливал ее. Петух заорал ворона звала дятел барабанил сойка пела всеми голосами но тишина от всего этого росла. Какая тишина какая благодать!
-
Итак, о каких знаках препинания вы уже узнали? (, ! ?)
-
Для чего они нужны? (Завершить, закончить предложение, правильно его проинтонировать).
-
Но стал ли полностью ясен этот текст? (Нет) Нужны ли знаки ещё? Какие, на ваш взгляд? (Запятые).
-
Где бы вы их расставили? Прочтите получившийся текст, правильно его интонируя.
-
СЛАЙД 7.
Что может быть тише падающего снега? Вчера весь день падал пушистый, невесомый снег, и как будто это он с небес принес тишину. И всякий звук только усиливал ее. Петух закричал, заорал, дятел забарабанил, сойка запела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать!
-
Зачем нужны были запятые? Какую роль они выполнили в этом тексте?(разделили однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, помогают сделать фразу легкой (посл предл), выделяют ключевые слова (тишина))
-
Как вы думаете, какие слова родственны слову «запятая» (пята, пятка, пятиться, препятствие) ( запись в тетрадь) ?
СЛАЙД 8.
-
Почему именно эти? На что это указывает? А в 15 веке запятую называли «отдохновение». Как вы думаете, почему? (выполняла функцию паузы, остановки).
-
Таким образом, К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые - от латинского названия точки "пунктум" - принято называть знаками ….(.пунктуации). Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? Какие две функции знаков препинания вы уже знаете. (они помогают завершить предложение и правильно проинтонировать его, а также отделить части предложений или слова в самом предложении).
СЛАЙД 9.
-
Как вы уже поняли тема нашего урока «Знаки препинания. Зачем они нужны?». Сегодня мы расширим наши знания о знаках препинания; выясним, зачем они нужны, продолжим учиться правильно расставлять знаки препинания, интонировать предложения и, конечно, продолжим открывать для себя родной язык.
-
Какие родственные слова можно подобрать к слову «препинание»
СЛАЙД 10.
-
(запинка, запнуться) ( запись в тетрадь). О чём они вам говорят? Для чего же нужны знаки препинания?
-
Сделаем морфемный разбор этого слова. Из какого языка пришло оно к нам? Приставка ПРЕ, суффикс АНИ указывает на исконно-русское происхождение этого слова. ( запись в тетрадь)
-
На каких уроках вы уже встречались со знаками?(математика ( плюс- сложение), минус (вычитание)Давайте вспомним известные вам знаки препинания в русском языке. А помогут вам в этом загадки Александра Шибаева:
Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения!
Загораживает путь,
предлагает отдохнуть. (Точка)
Бурным чувствам
нет конца:
пылкий нрав
у молодца! (Восклицательный знак)
Вечно думая
над смыслом,
изогнулся
коромыслом. (Вопросительный знак)
Выйдет на дорожку всем
подставит ножку! (Запятая)
Стоят
три кумушки
рядком,
ведут беседу,
но - тайком,
какими-то
далёкими,
туманными
намёками... (Многоточие)
Двуглазое,
глазастое
ходит,
знаниями
хвастая:
так и хочется
ему
разъяснить нам,
что к чему... (Двоеточие)
Ляжет
палочкой
на строчку:
- Проходите
по мосточку... (Тире)
Всегда
подслушать
норовят
то,
что другие
говорят... (Кавычки)
Словам
раскрывают
объятья:
- Ждём в гости вас,
милые братья! (Скобки)
Вот что сказал о них А. С. Пушкин
СЛАЙД 11
-
: «Они существуют, чтобы дать фразе легкость и правильное звучание, выделить мысль, привести слова в правильное соотношение». ( запись в тетрадь)
СЛАЙД 12 .
-
На какие две группы вы разделили бы все знаки препинания?
ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ
. ! ? … , : ; «» ( ) - (в каких предложениях мы уже встречали эти знаки?)
-
Мы обязаны бережно относиться к каждому из знаков препинания. И если со знаками завершения предложения у вас всё в порядке, то знаки выделения и разделения могут породить непоправимые порою ошибки, которые приведут к казусу, смеху а иногда и к драме. Давайте поупражняемся в их верной постановке.
В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильной постановки запятой». Вот эти истории:
СЛАЙД 13
-
Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности заключил с Богом соглашение и пообещал за спасение поставить ему «статую золотую, пику держащую». Однако он был хитрым и очень жадным, и ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом? (просто переставил запятую). Проинтонируйте получившийся вариант.
СЛАЙД 14
-
Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить запятые. Когда клиенты заметили это, то хозяин цирюльни решил сам исправить написанное. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают локоны, завивают ногти, режут головы ...» Почему он вскоре разорился? Что должно было быть на вывеске? Прочтите верный вариант.
-
Старайтесь не попасться на хитрости построенных вами предложений, внимательно вчитывайтесь в них, чётко следите за мыслью, не допускайте двусмысленности. Вот пример из сочинений моих прежних учеников. Попробуйте найти пунктуационную ошибку СЛАЙД 15
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
-
К чему привела ошибка в употреблении запятой? (к двусмысленности предложения). Это самая распространённая ошибка в детских работах!
-
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Что вы знали о знаках препинания?
О чем узнали на сегодняшнем уроке?
-Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
- Перечислите знаки препинания.
-На какие группы они делятся?
- Для чего нужны знаки препинания?
27. Домашнее задание: теория - стр.149, упражнение 333, 334.
Оценки
Запись в тетради:
Точка, ткнуть, тыкнуть, затычка (корень слова выделить),
точка в точку
дойти до точки
поставить точки над I.
Пунктуация (от лат. «точка»)составить предложение (Раздел науки о языке, который изучает знаки препинания)
Запятая, пята, пятка, пятиться, препятствие (выделить корень)
Знаки препинания2, запинка, запинаться, запнуться.( выделить корень, морфемный разбор слова)
«Они существуют, чтобы дать фразе легкость и правильное звучание, выделить мысль, привести слова в правильное соотношение».
А.С. Пушкин
Восстановить текст (итог урока)
Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая… : «Они существуют, чтобы дать фразе легкость и правильное звучание, выделить мысль, привести слова в правильное соотношение»