Урок развития речи по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по теме: «Чему бы я хотела научиться у героев повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

Цели: 1. Учить написанию текста на определённую тему.

2. Уметь анализировать текст.

3. Воспитывать патриотические чувства.

Ход урока.

  1. Работа над эпиграфом.

  2. Опрос.

Что такое эпиграф? Какую роль играет эпиграф в тексте?

Подбор подходящего эпиграфа о войне. Дать на выбор эпиграфы, ребята подбирают подходящий к теме сочинения, аргументируя свой выбор.

Герой тот, кто умно и храбро умер, приблизив час победы. Но дважды герой тот, кто сумел победить врага и остался жив.(В. И. Чуйков)

Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили. (А. Чаковский)

Как дитя, в трудах рожденное, -

Будет дважды дорога

Нам Земля, освобожденная

От заклятого врага. (С. Я. Маршак)

Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу наследственному - смерти. (Г. Гейне)

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)

Никто не сражается в войне с таким рвением, как в войне за родную страну. (Демосфен )

Сороковые роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России... (Д. Самойлов)

Мой друг, жизнь наша - лишь только искра

Всей жизни родины - страны побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В отчизне нашей ярче вспыхнет свет. (М. Джалиль)

  1. Работа над вступлением.

  2. Опрос.

Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Выразите мысли многих людей о войне

полно, отмечая самое главное?

  1. Основная часть. Анализ повести «А зори здесь тихие…»

Кто главные герои произведения? Как их охарактеризуете?

Расскажите о самых важных эпизодах произведения.

Когда вы переживали за героев повести? Кто из них вас взволновал? Почему?

  1. Какие мысли должны быть в сочинении главными, проходящими через весь текст?

Героизм девушек, желание их принести пользу Родине. Обычные девушки, отразившие натиск до зубов вооружённого врага. Добрые человеческие отношения, отеческая забота со стороны сержанта Васкова.

Что бы вы ещё добавили к сказанному?

Чему бы вы хотели научиться у героев повести?

  1. Заключение. Как бы вы закончили своё сочинение? Какую мысль бы вы оформили в заключении?

  2. Образец сочинения.

Мой друг, жизнь наша - лишь только искра

Всей жизни родины - страны побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

М. Джалиль.

Война…Самое страшное слово для мирного человека. Не измерить ничем страдания, горя народа, видевшего кровь, смерть, перенёсшего голод и разруху во время Великой Отечественной войны.

Весь советский народ от мала до велика поднялся на борьбу с фашизмом. Каждый считал своим долгом встать на борьбу с фашистами. Бойцы погибали за мирную жизнь на земле, освобождали свою землю от всемирного зла.

Я прочитала повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».Название необычное, как будто не о войне, а о мирных буднях, о великолепии природы. В ней нет батальных сцен, кровопролитных боёв с участием армий. Действие происходит в 1942 году на сто семьдесят первом разъезде. Главные героини-зенитчицы. Они пошли добровольцами защищать свою Родину: «Разве им носить мужские сапоги и гимнастёрки, разве им держать в своих руках автоматы? Конечно, нет». Им бы учиться, радовать родителей, влюбляться, создавать семью, растить деточек, мечтать и радоваться успехам детей.

Повесть меня потрясла удивительной живостью описанных характеров девушек, их биографий. Передо мной образ каждой девушки-зенитчицы как живой.И старшина Васков, много переживший, по- отечески заботливый, стал близким мне человеком. С каким терпением, душевной добротой он относится к своим подчинённым! Для Васкова устав прежде всего, но он жалеет девушек, не злится на них.

Мне не хотелось с ними расставаться. Несмотря на войну, на беды, какие они переносили в своей жизни, они молоды, жизнерадостны, и как будто нет войны, нет рядом врага. Девушки подшучивают над старшиной: «А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично.»

У каждой девушки своя судьба, свой характер: строгая Рита Осянина, жизнерадостная Комелькова Женя, фантазёрка Галка Четвертак, увлечённая литературой, языками Соня Гурвич, сильная, знающая лес, Лиза Бричкина..Таких разных и ещё не познавших жизнь объединила война.

Никто из них не был равнодушен к судьбе страны.

У Риты Осяниной муж-пограничник погиб на второй день войны «в яростном штыковом бою». Рите хочется отомстить за смерть мужа «Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но через день она снова появлялась в штабе укрепрайона». Рита «Жила затянутая ремнём». Остался сын с матерью, которые жили недалеко от военного разъезда. А подруги её, Женя и Галка, делились сахаром. Тихонько по ночам Рита ходила к родным. Тяжело ей было расставаться с сыном, но «шла война, распоряжаясь по своему усмотрению человеческими жизнями, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно».

У Риты Осяниной я бы училась мужеству, серьёзности, преданности памяти мужа, материнской жертвенности.

Красавица Женя Комелькова «несмотря на все трагедии была чрезвычайно общительной и озорной».

Выросшая в родительской любви и ласке, она никогда не унывала, любила всё красивое, возила с собой прекрасное женское бельё, любовалась им.

Мне, да и всем мила отчаянная Женя с жизнелюбием, лёгким характером и внешней красотой.

Я бы научилась у неё мужеству и весёлости, открытости и доброте.

Галя Четвертак «худющая, востроносая» из детдома. Она придумывала то, чего не было. Впечатлительная, выросшая без ласки, она подружилась с Ритой и Женей, которые опекали её. С богатым воображением, она мне понравилась, мне её жалко.

Соня Гурвич, переводчица, не знает, что стало с её родными во время войны. Семья жила дружно, но судьба евреев во время войны была трагичной.Она переводчица, любит поэзию. В Соне мне нравится её образованность, увлечение поэзией, начитанность и огромная любовь к семье, к родным. Она очень домашняя, добрая, искренняя.

Лиза Бричкина прожила трудную жизнь с больной мамой и отцом сложного характера. Личного счастья у неё не сложилось, а тут началась война. Лиза - сильная физически, всё хозяйство было на ней. Отец - лесник, и она хорошо знала лес. Мне хочется быть такой же сильной, как она, знать хорошо лес.

Пора юности - самая лучшая пора в жизни человека. Время надежд, первой влюблённости, интересной, полной новых впечатлений жизни. Но война всё разрушила. Только не их души, только

не их любовь к Родине и желание воевать, сражаться до конца ради освобождения земли от фашизма.

Старшина Васков, ему только тридцать шесть лет, но он заменил им отцов, стал их ангелом-хранителем «Противника не бойтесь. Он по вашим тылам идёт, - значит, сам боится». Его житейский опыт, крестьянская смекалка, воинская подготовка помогли в бою с немцами:

Галке Четвертак сделал онучи, провёл девушек по болоту, перевязывал рану Рите Осяниной, бережно заботился о каждой.

Мне нравится его мужество, его терпение, его надёжность, простота и огромная доброта к людям. Я бы училась у него правильному отношению к жизни.

Сержант Васков стесняется, что не обучился, не знает, как вести себя с городскими, всё время девчата подшучивают над ним. Привыкший жить по уставу, Васков старается поддерживать дисциплину. С трудной судьбой(отца медведь заломал, умер сын, жена ушла), сержант не сетовал на жизнь.

При встрече с немцами Васков как мог поддерживал девчат. Его доброты, заботы, внимательности хватило всем: «Ну, девчата, орлы вы у меня!» Как он хотел сберечь своих подопечных! Федот Евграфович стал им и командиром, и отцом, и братом.

Понимал он, как страшно девчатам противостоять жестокому фашисту, как трудно им, молоденьким девчонкам поверить что они погибнут. До последнего не могла поверить Женя Комелькова, что ранена, что погибнет.

Не ожидали бойцы, что немцев не двое, а шестнадцать. И пять девчат, один сержант против хорошо обученных, здоровых, опытных и жестоких фашистов не дрогнули, не растерялись, воевали до самого последнего вздоха.

Я сильно переживала, когда девушки придумали изображать лесорубов. Как же им было страшно! Ведь в любую секунду их могли расстрелять, безоружных. Но как они выполняют дерзко, смело задачу, справляются с волнением! Такое мужество -пример нам, будущему поколению.

Жалко Соню, отправившуюся за кисетом, принявшую страшную смерть. Так и не смогла дойти до своих Лиза Бричкина, потонувшая в болоте. Галя Четвертак убита. Жестоко ранена в живот осколком гранаты Рита Осянина. Поняв, что это всё, застрелится.

Женя Комелькова ценой своей жизни уведёт немцев от раненой подруги Риты немцев и погибнет так же гордо, как и жила «И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо».

Их мужеству, героизму, любви к Родине мы должны учиться.

В конце повести мне вместе с сержантом Васковым хотелось кричать: «Что, взяли?.. Взяли, да?

Пять девчат пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!»

Ничем девушки и сержант Васков не отличались от всех, жили в мирное время как все советские люди, много трудились, учились, строили планы. На войну они пришли добровольцами и смогли внести свою долю в победу над фашизмом.

Героизм погибших на войне останется в нашей памяти и в памяти наших будущих поколений навсегда.



© 2010-2022