Путешествие в княжество Существительное (5 класс)

Цели:    1) образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»; 2) развивающая – развитие речи учащихся (письменной и устной): составление предложений, текста; 3) воспитывающая – воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.                                                                         Форма: дидактическая игра-путешествие.                               Оборудование: карта путешествия, карточки  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Путешествие в княжество Существительное

(повторение изученного)

Цели:

1) образовательная - повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»;
2) развивающая - развитие речи учащихся (письменной и устной): составление предложений, текста;
3) воспитывающая - воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, карточки

Ход урока:

I .Организационный момент.

II .Сообщение темы и целей урока.

Учитель:- Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.

Грамматика - строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология - одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.

Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его - волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Это путешествие очень увлекательное, и займет не один урок.

III .Повторение изученного.

Учитель: Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте внимательны.

Первая остановка - станция Число.

-Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход.

а) Молоко, сахар, чай... (употребляются только в ед. ч.).
б) Консервы, макароны... (употребляются только во мн. ч.)
Дополните каждый из списков.

Задание: Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.

Степь звено

окно друг

поле мать

лисенок перо

дочь мастер

Задание: Поставьте существительные в ед. ч., подберите к ним прилагательные.

Образец: ежи--> колючий еж.

Щенята земли

Ключи деревья

Облака медвежата

Цыплята Утята

- Какие окончания могут иметь существительные во множественном числе?
- С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные множественного числа?
- Какой признак бывает трудно, а иногда и невозможно определить у существительных во множественном числе?

- Следующая наша станция- Склонение.

-Стоянка несколько минут. Вот и контролер...

- А что такое склонение?
- Как правильно определить склонение?
- Какие существительные относятся к I, II, III склонению?

Задание:Выпишите из стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта...» по 5 существительных каждого склонения( у детей на столах распечатки со стихотворением).

- Ребята, как думаете, почему контролер предложил именно это стихотворение?


IV. Минута релаксации.

- С заданиями справились, контролер никого не высадил.
Поезд отправляется дальше, а на улице, за окнами вагонов весна. Закройте глаза и попробуйте представить, что впереди весенний лес, который начинает просыпаться от яркого солнышка, появляются первые цветочки. теперь поделитесь со мной своими впечатлениями. Составьте небольшой рассказ из 4-5 предложений, используя существительные весна, солнце, лес, подснежник.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».)

- Посмотрите на эти проталинки, распустившиеся первоцветы, послушайте жаворонков. Составьте небольшой рассказ из 4-5 предложений, используя существительные весна, солнце, лес, подснежник.
-
Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд отправляется. Впереди станция Род. Стоянка - 6 минут. Контролер проверяет «билеты».

Задание:
Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение.

- Как называются противоположные по значению слова?

Враг тьма

день юг

радость вход

холод шум

утро небо

начало вход

Задание: Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.

Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.

Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.

Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.

Задание:

Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
(С.Маршак)

- Какого рода существительное капель? Докажите.
- Что мы знаем о роде существительных?

- Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся?

Задание: Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним - собственные.

Город
река
деревня
озеро
журнал

собака
поэт
сказочник
книга
имя

фамилия
газета
мультфильм

Задание: Какие существительные отвечают на вопрос кто? Как они называются? Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с ними предложения. Образец: Сережка носит в ухе сережку.

Поезд отправляется.

Следующая станция - Падеж, там живут братья-падежи. Вы не забыли, как их зовут?

А вот и станция. Здесь контролер строгий! На этой станции поезд простоит 10 минут.

- Как правильно определить падеж существительных?

Задание: Выпишите существительные, определите род, число, склонение и падеж существительных.

Карточка.

Вот и возвратилась к нам весна! Весною мы ходим по лугам и лесам. Шумят деревья, начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка. Может показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого. Даже деревья одинаковые. Только одни с листьями, а другие с иглами.

Задание: Поставьте существительные в родительном, дательном и предложном падежах:

I - лекция; II - санаторий; III - здание.

Задание: Вставьте пропущенные буквы и определите падеж, выделите окончания существительных.

I: Плыли на лодочк_
капало с крыш_
струился по долин_
сидит у речк_
появились на полянк_

- Когда у существительного I склонения в ед. ч. пишется окончание , а когда - ?

II: О весеннем денечк_
в зеленом наряд_
сидит на листик_
живет в скворечник_
говорил о дождик_

- Когда у существительных II склонения в ед. числе пишется , а когда - ?

III: Просил о помощ_
искал до ноч_
лежать на скатерт_
полосы от гряз_
беспокоиться о дочер_

- Расскажите о правописании падежных окончаний существительных III склонения.

Задание: Когда после шипящих в именах существительных пишется на конце мягкий знак, а когда он не пишется? Приведите примеры.

Цифровой диктант. Если нужно писать на конце слова после шипящих Ь,то пишем -1, если нет- 0. НОЧЬ, НОЖ, МИМО ДАЧ, ЛУЧ, ДОЧЬ, РЕЧЬ, КУЛИЧ, КАЛАЧ, С УДИЛИЩ, МЫШЬ.

Взаимопроверка. Ключ: 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1.

Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Существительное. Но мы должны преодолеть еще одно испытание, чтобы попасть во дворец, где живет существительное.

Задание: Произведите морфологический разбор существительного.

I: В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени.

II: Весенние ветерки пахли свежей травой и птичьими гнездами.

III: От каждого дерева тянется на снегу голубая лента.

Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.


© 2010-2022