• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ (выступление на августовской конференции учителей русского языка и литературы в 2015 году)

РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ (выступление на августовской конференции учителей русского языка и литературы в 2015 году)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лукинская основная общеобразовательная школа»

Администрации Бугурусланского района

461614 Оренбургская область, Бугурусланский район, п. Резвый, ул. Речная, 6

Телефон (35352) 56-6-35, e-mail: [email protected]



РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ

Доклад учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Прокофьевой Ольги Сергеевны

2015 год


Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы,

которые надо решить.

Роджер Левин

Введение.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: «чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое». В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Целью образования (согласно ФГОС) становится не накопление знаний, а способности к использованию их для решения постоянных задач (дети должны учиться применять полученные знания).

Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от «сформированности у них универсальных способов познания», мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС - идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности - дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Таким образом, учебный процесс в традиционной школе сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС же требует, что надо учить не знаниям, а работе.

ФГОС второго поколения предполагает реализацию компетентностного и коммуникативного подходов к школьному филологическому образованию.

Новые учебные задачи современного образовательного процесса: на первом месте формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии); а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания. Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя.

Роль учителя значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универсальные учебные действия. Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.

В настоящее время привычной стала такая картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с плеером, телевизионной приставкой, учащийся у компьютера. Дети сегодня проводят с техникой 5-6 часов в день. Это время пролетает для них незаметно, когда они усаживаются поиграть один на один или группой возле «мыслящего», но бессловесного и бесчувственного игрока. Посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным фактором в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, у школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как коммуникативная компетенция, без которой невозможно развитие современной личности, готовой реализовать себя в профессиональной, социальной и других областях современной жизни.
Огромную роль в создании и воспитании такой личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Они определены рядом документов, в частности - «Стратегией модернизации содержания общего образования».

Теоретические сведения.
Проблема компетенции и компетентности занимает особое место в научной литературе.
Дмитрий Николаевич Ушаков в «Толковом словаре русского языка» даёт такие определения: «Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом», «Компетентность - осведомлённость, авторитетность».
Таким образом, компетенция - это явление, круг вопросов, а компетентность - свойство личности. Компетенция - область знания, в которой человек может быть осведомлен; компетентность же предполагает обычно высокий уровень владения определенной областью информации.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Естественно, компетентностный подход к преподаванию предполагает формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций. На них следует остановиться подробнее.
Как уже сказано выше, формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Языковая компетенция - овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Языкознание», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Исходя из этого, компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами).
Необходимо также помнить, что итоговые аттестационные работы выпускников 9 и 11 классов содержат задания, проверяющие лингвистическую компетентность (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений) и языковую компетентность (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм).
Так что же может сделать учитель русского языка и литературы в процессе преподавания своих предметов, чтобы сформировать у ученика нужные компетенции?
Компетентностный подход к данной проблеме предполагает не только привычный для всех процесс передачи знаний от учителя ученику, но и создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться». В соответствии с этим требованием учитель должен использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые помогали бы ученику в формировании необходимых ему компетенций.

Анализ собственных научных результатов и их обобщение.
Так как языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции взаимосвязаны, я на своих уроках использую принцип: «Обучаться нужно, общаясь». Причём, общение должно происходить на двух уровнях: «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Поэтому нередко использую работу в парах и групповую. Такая работа очень эффективна в процессе дискуссий и соревнований. Дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы с одноклассниками. Главное - дети свободно говорят, спорят, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Формирование коммуникативной компетенции успешно проходит на уроках литературы, так как именно здесь ученик приобретает практику публичного выступления. Поэтому дети часто готовят сообщения о писателях, участвуют в уроках-диспутах, дискуссиях. Важным моментом на уроках литературы я считаю то, что ребёнок не должен бояться неправильно ответить на поставленный вопрос. Боязнь ошибиться часто не позволяет высказать своё мнение. Поэтому на уроке должна быть доброжелательная обстановка, чтобы ученики свободно высказывались и сообща находили правильный ответ.
Литература тесно связана с другими видами искусства. Это позволяет проводить интегрированные уроки, на которых формируется коммуникативная компетенция учащихся. Так, в 8 классе возможно проведение интегрированного урока «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (литература - искусство) после подробного анализа текста произведения ученики выполняют работу в парах, в процессе которой при помощи красок и цветной бумаги создают «портрет» полковника, а затем аргументируют выбор его цветовой гаммы и формы. На уроке по произведению А.Грина «Алые паруса» дети знакомятся и с одноимённым фильмом, а затем высказывают своё мнение о повести и киноверсии, делают вывод о том, что хотел сказать писатель читателям. Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Чацкий. Победитель или побеждённый?», «Можно ли считать Дубровского преступником?», «Современны ли произведения А.С.Пушкина?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Таким образом, мы отказываемся от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащаем школьника способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, преобразуем ученика как объекта воздействия в субъекта интеллектуального труда.
На уроках русского языка, начиная с 5 класса, сообщая тему занятия, прошу ребят сформулировать задачи, которые будем решать. Кроме того, использую диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать категорию состояния самостоятельной частью речи?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания. А это и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения.
Формирование языковой компетенции является важнейшей задачей на уроках русского языка, так как от неё зависит грамотность учащихся. Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.
Существует много приёмов формирования языковой компетенции. Но мне хотелось бы остановиться на тех, которые отвечают требованиям компетентностного подхода.
Приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова) заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало «круг»). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый» и «бордовый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась «багр», и поэтому первые два слова надо писать с буквой А, а третье - с буквой О.
Приём преемственности в обучении особенно эффективен в 5 классе, когда дети постепенно пополняют знания, полученные в начальной школе, новым материалом. Причём старый материал должен активно использоваться. Например, на уроке «Грамматическая основа предложения» ребята вспоминают, как они называли подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), а затем узнают, что их можно назвать по-другому (грамматическая основа). В данном случае используется приём новизны. Затем подводим итог о вариантах названия подлежащего и сказуемого, то есть формулируем вывод (используется логический приём).
Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках я реализую проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению.
Начинать формировать лингвистическую компетенцию нужно уже с 5 класса. Так как данная компетенция тесно связана с терминологией, то на этой ступени обучения уместно применение игровых форм. Известно, что неотъемлемой частью любого урока являются физкультминутки. Детям больше нравятся не простые упражнения, а тематические, связанные с предметом. Они заставляют двигаться и одновременно совершать мыслительные операции. Например, когда я называю слово, являющееся именем существительным, дети должны хлопнуть в ладоши, глагол - присесть, прилагательное - подпрыгнуть и т.д. То есть в этой игровой ситуации формируется лингвистическая компетенция - дети соотносят слова и части речи.
В старших классах уместно предлагать детям задания следующего характера: подготовка сообщений об учёных-лингвистах, написание сочинений на лингвистическую тему, в предложенных отрывках из литературных произведений найти примеры языковых явлений и т.д.

Выводы.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать их уровень умений работы с учебным материалом, реализовать творческие возможности, учить детей самостоятельно получать информацию. Говоря другими словами, современная школа должна использовать компетентностный подход к формированию у учащихся образовательных компетенций, в том числе - коммуникативной, языковой и лингвистической, которые являются одними из главных. Это необходимо, чтобы нынешние школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.


Список литературы
1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М., 2003.
2. «Стратегия модернизации содержания общего образования».-М.,ООО «Мир книги», 2001.
3. Д.Н.Ушаков. «Толковый словарь русского языка».- М., 2000.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // РГПУ. - Ростов на Дону, 2007.

6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. - 2003, № 10. - с. 26.


© 2010-2022