ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Риторика. Культура речи

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки "Риторика. Культура речи".  Данный курс соответствует возможностям 9-классников и, предоставляя возможность опыту работы на уровне повышенных требований, развивает учебную мотивацию.  На занятиях риторики учащиеся познакомятся с разными видами речевой деятельности, научатся слушать информационную речь, правильно вести беседу и даже спорить, научатся читать учебную книгу. Кроме того, ребята узнают много ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










































ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку

для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки




Риторика. Развитие речи.




Количество часов - 11










Пояснительная записка

С самого своего рождения мы овладеваем речью. Вначале произносим отдельные слова, потом короткие предложения и даже тексты.

В школе проводятся специальные занятия, чтобы наша речь стала разнообразнее, ярче, чище, правильнее. Эти занятия проводятся на всех уроках, но больше всего на уроках русского языка и чтения. И называется эта работа развитием речи. В итоге наша речь становится богаче, развивается словарь, грамматический и интонационный строй нашей речи.

Риторика тоже служит развитию речи - но совсем иначе: риторика учит нас успешно общаться, ориенти -роваться в том, с кем, с какой целью, для чего, что мы говорим, слушаем, читаем, пишем, чтобы выбрать самые подходящие слова, тон, манеру поведения.

Риторика учит речевому поведению в определён -ных речевых ситуациях: при проведении деловой беседы, при написании автобиографии. Риторика учит оставаться вежливым, отказывая в просьбе, как поздравить взрослого или сверстника и т.д. Конечно, при этом разви-

вается, обогащается речь, но мы научимся ориентиро -ваться в ситуации, научимся уместному выбору словесных и несловесных средств, чтобы добиться

контакта, взаимопонимания, решения определённой

коммуникативной задачи.

Риторика научит эффективному, успешному общению.

Цели и задачи учебной дисциплины


Данная дисциплина раскроет суть общения, его значение в жизни, докажет, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств.

На занятиях риторики учащиеся познакомятся с разными видами речевой деятельности, научатся слушать информационную речь, правильно вести беседу и даже спорить, научатся читать учебную книгу. Кроме того, ребята узнают много нового о таких речевых жанрах, как автобиография, письмо, афиша, дневниковые записи, статья в газету, отзыв, конспект, рецензия, послесловие, интервью и т.п.

Данный курс предполагает развить у учащихся интерес к дисциплинам гуманитарного цикла; умение самостоятельно приобретать и применять знания; развить творческие способности; умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Тема №10 (1 час)

Красна речь с притчею. Бывальщины.

1. Без притчи века не изживёшь.

2. Выдуманные истории.

3. КВН «Небывальщины»

Тема №11 (1 час)

Итоговая конференция. Вспоминаем, узнаём новое.

1. Беседа и прослушивание индивидуальных исследовательских работ.

2. Подведение итогов курса.

ИТОГО: 11 часов





Данный курс соответствует возможностям 9-классников и, предоставляя возможность опыту работы на уровне повышенных требований, развивает учебную мотивацию.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- самостоятельно приобретать и применять знания;

- предоставлять результаты исследований в виде таблиц, схем и схематических рисунков;

- делать выводы, обобщать;

- обсуждать результаты исследований.

Целесообразно изучение курса завершить конференцией, посвящённой беседе по результатам исследований, проведённым учащимися.



Тема №5 (1 час)

Отзыв. Предисловие.

1. Изобретаем…речь.

2. Предисловие.

3. Викторина «Полезный топик».

Тема №6 (1 час)

Личное письмо.

1. Виды писем.

2. Творческая работа «Меж собеседниками - мост».

Тема №7 (1 час)

Дневниковые записи. Первые опыты.

1. Что записываем? Как? Зачем?

2. Творческая работа «Дневничок».

Тема №8 (1 час)

Комплимент и похвальное слово.

1. Комплимент.

2. Похвальное слово.

3. Семинар «Закончи фразу».

Тема №9 (1 час)

Интервью в нашей жизни.

1. Назовём вещи своими именами.

2. Как подготовиться к интервью?

3. Тестирование «Хороший ли я интервьюер?»




Учебно-тематический план

№ п/п

тема

к-во

часов

форма контроля

1

С кем ты общаешься?

Общение. Виды общения.

1

Викторина

2

Виды речевой деятельности.

1

Участие в семинаре

3

Узнай меня. Речевые жанры.

1

Тестирование

4

Аннотации бывают разные...

1

Самостоятельная работа

5

Отзыв. Предисловие.

1

Викторина

6

Личное письмо.

1

Творческая работа

7

Дневниковые записи. Первые опыты.

1

Творческая работа

8

Комплимент и похвальное слово.

1

Участие в семинаре

9

Интервью в нашей жизни.

1

Тестирование

10

Красна речь с притчею.

Бывальщины.

1

Игра-КВН

11

Итоговая конференция. Вспоминаем, узнаём новое.

1

Исследовательская

работа


Содержание

Тема №1 (1 час)

С кем ты общаешься? Общение. Виды общения.

1. Сигналы речи.

2. Официальное - неофициальное общение.

3. Викторина «Великая сила голоса».

4. Жесты.

Тема №2 (1 час)

Виды речевой деятельности.

1. Устная речь.

2. Учимся слушать информационную речь.

3. Семинар «Побеседуем?»

4. Можно ли управлять спором?

5. Учимся читать учебную книгу.

6. Учимся отвечать.

Тема №3 (1 час)

Узнай меня. Речевые жанры.

1. Как мы различаем речевые жанры?

2. Вторичные тексты.

3. Тестирование «Узнай меня».

Тема №4 (1 час)

Аннотации бывают разные...

1. Что такое аннотация?

2. Аннотируем новые издания.

3. Самостоятельная работа «Аннотируем любимую книгу».










© 2010-2022