Мастера важные, да умы продажные». Анализ рассказа А. Аверченко «Виктор Поликарпович». 11 класс

Данная работа нацелена на заострение внимания выпускников на проблеме коррупции в нашем обществе. В начале занятия, во время литературной разминки, заостряется внимание на том, что эта проблема не нова в нашем обществе. Проблема взяточничества и коррупции поднималась в литературе уже в 17 веке. Прослеживая развитие этой проблемы, отмечаем своеобразие подхода А.Аверченко к этой проблеме. Урок построен в форме беседы с элементами анализа литературного произведения.В ходе занятия используются разли...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

МО «Барышский район» Ульяновской области









Конспект урока литературы в 11 классе

по теме «Проблема коррупции в произведениях русской литературы»

«Мастера важные, да умы продажные».

Анализ рассказа А.Аверченко «Виктор Поликарпович»

учителя 1 квалификационной категории

Широниной Елены Юрьевны























2012 год



Тема: «Мастера важные, да умы продажные».

Анализ рассказа А.Аверченко «Виктор Поликарпович»

Цель: показать учащимся актуальность проблемы взяточничества в российском обществе

Задачи: 1) продолжить знакомство с творчеством Аркадия Аверченко на примере рассказа

«Виктор Поликарпович»;

2) развивать умение анализировать текст, видеть его художественное построение;

3) способствовать воспитанию духовно - нравственных качеств личности, гражданской

позиции

Оборудование: портрет А.Аверченко, «Современный толковый словарь русского языка», текст рассказа «Виктор Поликарпович».

Тип урока: - учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности

(по цели урока);

- сочетание различных форм занятий (по способу проведения)

Вид урока: урок - беседа















Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою -
не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Ю. Левитанский

Ход урока.

1. Мотивация.

Учитель: - Сегодняшний урок не случайно хочется начать со слов

Ю. Левитанского. Почему? (ответы учеников)

Учитель: - Думаю, что эти слова уместны перед изучением каждого литературного произведения. Это бесценный опыт прошедших поколений, человеческих взаимоотношений, культуры. Мы должны на этом учиться.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Учитель: - По традиции обращаемся к теме урока: «Мастера важные, да умы продажные». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учеников)

Обратимся к Современному толковому словарю русского языка. Каково лексическое значение слов «мастер», «важный», «продажный»?

Ученики: - «Мастер» - слово многозначное, одно из значений - «руководитель отдельного специального участка какого - либо производства».

«Важный» - слово многозначное, для понимания смысла пословицы применим значение - «занимающий высокое положение, должность».

«Продажный» - слово многозначное, одно из значений - «такой, который ради денег готов на бесчестные поступки».

Учитель: - Итак, о какой общественной проблеме мы будем размышлять сегодня? (ответы учеников).

Учитель: Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.

  1. Подай, Фелица! наставленье:
    Как пышно и правдиво жить,
    Как укрощать страстей волненье
    И счастливым на свете быть?
    Меня твой голос возбуждает,
    Меня твой сын препровождает;
    Но им последовать я слаб.
    Мятясь житейской суетою,
    Сегодня властвую собою,
    А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)



  1. Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)



  1. В то время образовалось сильное общество контрабандистов

обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.

Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить,

сказавши сухо: "Еще не время".

Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу,

сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог

получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель: - Прослушайте рассказ А.Аверченко «Виктор Поликарпович», ответьте на следующие вопросы:

1) реминисценцией какого произведения 19 века является рассказ А.Аверченко? (пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор»)

2) какова проблема, поднятая в рассказе? (проблема взяточничества, коррупции)

3) в чём особенности композиции рассказа? ( повествование ведётся на двух уровнях. Это рассказ о ревизии и поведение «ангелов - хранителей».

5. Этап применения изученного.

Учитель: - Выполните пообразный анализ, заполнив таблицу

Реальные герои, особенности поведения

Метафорические образы, действия

Главный ревизор - подошёл к столу, <…> нагнулся каменным, бесстрастным, как сама судьба, лицом к какой - то бумажке, и лязгнул отрывистым, как стук гильотинного ножа, голосом …

Городовой Дымба - «Ты не кричи, брат, так. <…> Кричать после будешь …»

Ангел городового Дымбы заплакал

Пальцын - «-Из…ззволилизвать?

Теперь уже заливались слезами два ангела: городового и его высокородия

Павел Захарыч - говорит осторожно, обдумывая каждое слово («Гм… Это взыскание», «Это - с… во исполнение распоряжения его превосхоительства»)

Ангел его плакал так жалобно и потрясающе, что мог тронуть даже хладнокровного ревизорова ангела

Его превосходительство - ведёт себя спокойно; «обидчиво усмехнулся»

-« Ангел … плакал солидно, с таким видом, что нельзя было со стороны разобрать: плакал он или снисходительно улыбается».

- «Ангел его превосходительства притих и смотрел на всё происходящее широко открытыми глазами, выжидательно и спокойно».

Все ангелы засмеялись, кроме Дымбинского

6. Этап обобщения и систематизации изученного.

Учитель: - В чём своеобразие обращения к проблеме взяточничества в рассказе А. Аверченко «Виктор Поликарпович»?

Ученик: - Хотя автор обращается к традиционной для русской литературы проблеме, однако раскрывает её глубже писателей 18- 19 веков. Это достигается тем, что Аркадий Аверченко показывает не только поведение своих героев, но и обращается к их «состоянию души», описывая поведение ангелов - хранителей. Оказывается, и на земле есть силы, которые не подвластны «судьбе» в лице ревизора - некий Виктор Поликарпович.

Учитель: - В раскрытии образа ревизора особое место занимает описание его рук. Почему? (индивидуальное задание «Роль детали в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»)

Ученик: Роль деталей в раскрытии замысла А.Аверченко нельзя переоценить. Это и поведение ангелов - хранителей, через которых показывается внутреннее состояние героев рассказа, и своеобразие речи героев. Остановимся на анализе описания рук ревизора. Их действия постоянно меняются: при получении ревизором жалобы он «потёр руки», при встречи с Дымбой отмечаем усиление действия - «потёр руки профессиональным жестом ревизующего сенатора», при разговоре с Пальцыным - «с головокружительной быстротой замелькали трущиеся одна об другую ревизоровы руки», в начале разговора с высокоблагородием «руки ревизора замелькали, как две юрких белых мыши», а в конце «ревизор разглядывал с пытливостью и интересом свои руки». Из этих выписок видно, что уверенность ревизора возрастает, когда он углубляется в историю вопроса о морском сборе, выявляя более высокопоставленных виновников взяточничества. Кульминацией рассказа является начало разговора с высокопревосходительством:

«Его высокопревосходительство обидчиво усмехнулся:

- Очень странно: проект морского сбора разрабатывало нас двое, а арестовывают меня одного.<…>

- Ага! Так, так … Вместе разрабатывали? С кем? - Его превосходительство улыбнулся.

- С одним человеком. Не здешний. Питерский, чиновник.

- Да-а? Кто же этот человечек?

Его превосходительство помолчал и потом внятно сказал, прищурившись в потолок:

- Виктор Поликарпович. - Была тишина. Семь минут».

После этого диалога руки ревизора замерли, он начала их разглядывать «с интересом и пытливостью».

Учитель: - Почему не только местных чиновников, но и беспристрастного ревизора можно назвать продажным»?

Ученик: - Ревизор является продажным, потому что он тоже взяточник, вот только взятки он берёт в более крупных размерах. Обратимся к финалу рассказа: «…свернул в трубку жалобу на Дымбу и, приставив её к глазу, посмотрел на стол с документами…».

7. Рефлексия.

Учитель: - Вернёмся к теме сегодняшнего урока: «Мастера важные, да умы продажные». Как вы думаете, почему этой пословицей я озаглавила нашу беседу о рассказе А.Аверченко «Виктор Поликарпович»? (ответы учеников)

8. Этап информации о домашнем задании.

Учитель: 1. прочитать рассказ А.Аверченко «Робинзоны»;

2. реминисценцией какого произведения 19 века является это произведение?

3. определить проблему, которую поднимает автор рассказ. Насколько она актуальна в

наши дни? (приведите 2 аргумента в защиту своей точки зрения)



© 2010-2022