Исследовательская работа

ВведениеЕсть имена, которые олицетворяют страну, целый народ. При слове Италия в нашем сознании мгновенно вспыхивает Данте. При слове Англия – Шекспир. Со словом Россия неразрывно связано имя Пушкина. Всё истинно казахское вмещает в звучное слово – Абай. Это как символ. Знамя народа на разноплеменной планете. Кровная связь с родиной и подлинная народность, горячая любовь ко всему живому и предельная искренность, удивительная лиричность. Эти качества характерны для творчества двух великих поэтов,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Есть имена, которые олицетворяют страну, целый народ. При слове Италия в нашем сознании мгновенно вспыхивает Данте. При слове Англия - Шекспир. Со словом Россия неразрывно связано имя Пушкина. Всё истинно казахское вмещает в звучное слово - Абай. Это как символ. Знамя народа на разноплеменной планете.

Кровная связь с родиной и подлинная народность, горячая любовь ко всему живому и предельная искренность, удивительная лиричность. Эти качества характерны для творчества двух великих поэтов, русского и казахского, - Александра Сергеевича Пушкина и Абая Кунанбаева.

Пушкин и Абай - два великих таланта, два светила на горизонте поэзии.

Вчитываясь в поэтические творения Абая и Пушкина, видишь, с одной стороны, созвучие их лирики, идейное родство тематики, духовную близость двух художников слова, а с другой - яркость личности, самобытность и индивидуальность каждого поэта.

Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, открывший новые пути развития родной литературы. О месте и роли великого поэта в современной жизни говорил наш президент Н.А.Назарбаев: «С возрастом начинаешь мудреть, набираешься жизненного опыта, возникает потребность возвращаться к стихам Абая. Океан его мыслей настолько богат, что каждый

человек всю жизнь вновь и вновь как бы открывает Абая и всю жизнь его познаёт…» [1].

Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. Абай рано задумывается над высоким назначением человека, хочет найти себе настоящее дело и для этого считает необходимым овладение знаниями. Он занимается самообразованием, много читает.

Пристрастие к книгам помогает ему проникнуть в мир Пушкина. Он полюбил Пушкина, стал приемником и достойным его учеником. Влияние Пушкина на Абая огромно. Оно прослеживается в его взглядах на жизнь, на общество, на достоинство человека, на роль поэта в жизни народа.

В творчестве Абая много приёмов, напоминающих пушкинские средства художественного изображения при всей их национальной самобытности.

А.С.Пушкин - великий русский поэт, оставивший человечеству огромное поэтическое наследие, созданное им всего за два десятилетия. Он, как и Абай, стал первым истинно народным поэтом.

Пушкин - «солнце русской поэзии». [2]

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэтов с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в их лирике.

Лирика обоих поэтов богата по содержанию: эти стихотворения на социально-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке.



Исследовательская работа

[1]- Н.А.Назарбаев «На пороге ХХІ века» Алматы, Өнер, 1996 г. стр 41

[2]- В.А.Грехнёв «Лирика Пушкина» Горький, 1985 г. стр 132


  1. Исследовательская часть

    1. Вольнолюбивая и социальная тематика в лирике поэтов.

Рассмотрим некоторые из них. К вольнолюбивой лирике Пушкина относятся стихотворения «К Чаадаеву», «Арион», «В Сибирь» и многие другие.

«К Чаадаеву» - это одно из лучших стихотворений, оно посвящено другу юности, имевшему на поэта большое влияние. Оно звучит как призыв.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванья.

Мы ждём с томлением упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

(1826 г).

В стихотворении содержится обращение не только к Чаадаеву. Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, ко всему молодому поколению, своему народу - посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Здесь прекрасные строки о горячей вере в свободу, о том, что придёт время, когда народ будет счастлив, когда тёмные силы будут одолены правдой жизни: «Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья!».

Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества, раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей и властвующих чиновников. В стихотворении «О, казахи мои, мой бедный народ!» поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, «из-за денег и власти кипит вражда». Поэт обращается к народу:

О, казахи, мой бедный народ!

Жёстким усом небритым прикрыл

ты рот,

Кровь на правой щеке, на левой -

жир…

Где же, правда? Твой разум не разберёт.

Қалын елім, қазағым, қайран жұртым

өстарасыз аузыңа түсті мұртың.

Жақсы менен жаманды айырмадың,

Бірі қан, бірі май боп енді екі ұртың.

(1886 ж.)

Обнажая социальные противоречия, поэт-реалист смело обличает корыстолюбие и подлость правящей верхушки. От него ждать нечего, сила народа - в нем самом: [3]

Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд

Изуродовал душу твою, народ,

Не надеюсь на исправленье твое,

Коль судьбу свою в руки народ не берёт.

Величие стихов Абая и Пушкина на политические, социальные темы проявилось и в том. Что в условиях царского самодержавия, в условиях феодально-патриархальной реакции, под гнетом власти, стремившейся затормозить развитие самостоятельной, живой мысли, почти лишенные единомышленников, они явились выразителями духа народы, смелыми заступниками его чаяний. В этом их большое сходство.


Исследовательская работа

[3]- З.Кабдулов «Арна» Алматы, жазушы, 1988 г. стр. 22

1.2. Тема природы, Родины в лирике поэтов

Как и Пушкин, Абай - певец родной природы. Пушкина и абая объединяет реалистическое изображение родной природы, глубокий лиризм. Человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек - велишайшее создание природы, субьект мироздания. Это, естественно, находило отражение в искусстве и литературе. Эта тема, как и тема Родины. Является основной в творчестве любого художника.

Природа - это жизнь, мы наблюдаем её красоту и величие, а поэт находит слово и звук, чтобы запечатлеть это в образе. Бывает и так, мы проходим мимо берёзы и не замечаем её красоты. А поэт видит в ней красивую стройную девушку с зелёными серёжками и шёлковыми косами.

Давайте же войдём в мир природы вместе с Пушкиным и Абаем, посмотрим на природу их глазами через переживания героев их лирики.

Природа в стихах Пушкина живёт естественной жизнью. Она окружает человека, создаёт настроение, рождает думы: «взошла заря, блистаев бледный день»; «редеет облаков летучая гряда»; «буря мглою небо кроет»; «на небесах печальная луна встречается с весёлою зарёю».

Легко, точно, кратко создаёт поэт природные картины.

Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

(«19 октября»)

О зиме:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(«Зимнее утро»)

О весне с грустью:

Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель, вонь, грязь- весной-

я болен...

В этом стихотворении проявляется пушкинская особенность беседовать с читателем, доверять ему свои раздумья и чувства.

Об осени с любовью:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(«Осень»)

Стихотворение «Осень» дорого тем, что именно в нём поэт как бы приоткрывает нам тайну своего поэтического творчества. Природа, познание

и творчество у Пушкина неразделимы.

Гармония пушкинского стиха идёт от гармонии поэтического ощущения им красоты мира [4]. Природа у Абая неразделима с социальными контрастами. В его поэзии нашли отражение разнообразные картины народной жизни: бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота, внутренний мир людей разных поколений, разных характеров.

Стихотворения о временах года «Весна», «Лето», «Осень» являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии. Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живёт его народ.

Стихотворение «Осень» (Күз). Сурова осень в степи: «Тучи серые, хмурые, дождь недалёк. Осень. Голую землю туман заволок». Оголённые деревья стоят, как нищие старцы. Но еще более мрачен вид дырявых юрт бедняков.

Сұр бұлт түсі суық қатпайды аспан,

Күз болып дымқыл тұман жерді басқан.

Білмеймін тойғаны ма,тоңғаны ма,

Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан?

Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрыңғыдай,

Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.

Ғайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп,

Жапырағынан айырылған ағаш қурай.

(1888 ж.)

Исследовательская работа

[4]- В.А.Грехнёв «Лирика Пушкина» Горький, 1985 г. стр. 139

В стихотворении «Ноябрь - преддверие зимы»(Қараша, желтоқсан сол бір екі ай) рисуется тяжкая доля бедноты. Уже поздняя осень над степью «воют» холодные ветры, бушуют снежные бураны. Но бай не спешит на зимовку, «чтоб окрестные луга до снега не топтать». Ему нет дела до того, что пастухи и беззащитные семьи мёрзнут, голодают.

И для ребенка нет костра, и в юрту натекло,

И улетучилось давно последнее тепло;

А старикам - совсем беда, ложись и помирай:

И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всём её разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа. [5]

Сравнивая стихи о природе, мы видим, что для обоих поэтов любовь к природе, к родине естественна как дыхание. Тепло и преданность, ласка и признание, излучаемые в стихах заставляют каждого из нас быть более отзывчивыми, откровенными, внимательными и чуткими к окружающему миру, к жизни вообще.



Исследовательская работа

[5]- З.Кабдулов «Арна» Алматы, жазушы, 1988 г. стр. 26

1.3. Любовная лирика

Главное назначение поэзии - воспитание человеческих чувств.

Высокую оценку стихам Пушкина о любви дал всем известный поэт Р.Рождественский, говоря что «Стихи поют и сияют. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную полноту счастья - любовь». [6]

О могучей силе любви и красоты, преображающей человека, писал и Абай. В чём же близость стихов о любви Пушкина и Абая?

Любовь в стихах обоих поэтов возвышенна и благородна. Степень глубины и искренности, красоты любви зависит от богатства духовного, нравственного мира человека - такая глубокая мысль вложена в стихи поэтов.

Сравним стихотворения «Я вас любил» А.С.Пушкина и «Жарқ етпес қара көңілім не қылса да» Абая.

А.С. Пушкин был влюблён в Анну Алексеевну Оленину, сделал ей предложение. Но получил отказ, поскольку родители девушки были против этой связи. [7]. Именно ей Пушкин посвятил своё стихотворение «Я вас любил».

Я вас любил: любовь ещё быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Исследовательская работа

[6]- Р.Рождественский. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина г.Москва

[7]- Н.Раевский «Портреты заговорили». Историко-литературные исследования. Алматы. Жазушы, 1986 г. стр. 210

Абай не смог соединить свою судьбу с любимой Тогжан и посвящает ей лирическое послание «Жарқ етпес қара көңілім не қылса да».

Жарқ етпес қара қоңлім не қылса да,

Аспанда ай менен күн шағылса да,

Дүниеде, сірә сендей маған жар жоқ,

Саған жар менен менен артық табылса да.

Сорлы асық сарғайса да, сағынса да,

Жар тайып, жақсы сөзден жаңылса да,

Шыдайды риза болып жар ісіне,

Қорлық пен мазағына табынса да.

Эти стихотворения очень похожи друг на друга, так как выражают неразделенное чувство. Истинная любовь - сама по себе уже счастье. Она делает человека лучше, даже если его любовь безответна.

Шедевром мировой лирики Пушкина является стихотворение, начинающееся словами «Я помню чудное мгновенье». Оно посвящено Анне Петровне Керн, молодой красавице, с которой Пушкин встретился в Петербурге.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревоге шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты…

И у Абая мы находим проникновенные стихи - признания в любви любимой женщине - «Көзімнің қарасы» (Ты - зрачок моих глаз),

посвященной красавице Айгерим (Шукман)

Көзімнің қарасы,

Көңімнің санасы.

Бітпейді іштегі,

Ғашықтық жарасы.

Жүректен қозғайын,

Әдептен озбайын.

Өзі де білмейме,

Көп сөйлеп созбайын.

Оба поэта, посвящая стихотворения любимым женщинам в разные периоды жизни, как бы переживают это чувство впервые. Читая их ещё раз убеждаешься, что каждая любовь не похожа на другие. Она неповторима.

Стихам Абая и Пушкина свойственны полнота чувств, глубокая, покоряющая душу искренность.

Мухтар Ауезов писал: «В Абае много пушкинских черт - и в лирических раздумьях в понимании любящего женского сердца». [8]

Пушкинское «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Письмо Татьяны», «Сожженное письмо»; стихотворения Абая - «Айттым сәлем, қаламқас», «Қатпаған ақ күмістей кең маңдайлы», «Көзімнің қарасы» разве не наводят нас на чистые, благородные чувства, на покоряющую душу искренность, на благородные поступки во имя любви?!

И поэзия Пушкина, и поэзия Абая были, есть и будут воспитателями добрых чувств и высокой нравственности.

Исследовательская работа

[8]- З.Кабдулов «Арна» Алматы, жазушы, 1988 г. стр. 47

1.4. Поэты о значении поэзии в жизни человека и общества

Почти все великие поэты посвятили немало задушевных, проникновенных произведений роли и значению поэзии в жизни человека и общества. И у Абая мы находим цикл стихотворений - «Поэзия - властитель мира» (1987 г.), «Не для забавы я слагаю стих» (1989 г.), «Поэт» (1896 г.) и многие другие.

Художественное слово имело исключительное значение в жизни казахского народа. В условиях кочевой жизни не могли развиться такие виды искусства, как живопись, архитектура, театр. Поэтому поэтическое слово и музыка ценились необычайно высоко. Читая стихотворную речь, поэзию «властителем», языка, высшим родом искусства, Абай пишет:

Поэзия - властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка,

И слух ласкает красота речений.

Өлең сөздің патшасы, сөз сарасы,

Қиыннан қиыстырар ер данасы.

Тілге жеңіл, жүрекее жылы тиіп,

Тепөтегіс жұмыр калсын айналасы.

(1887 ж.)

В стихотворении «Не для забавы я слагаю стих» Абай высказывает мысль о том, что правду жизни, народную мудрость, вложенную в звучное слово, нелегко понять. Поэзия доступна лишь людям, у которых «зрячие сердца», тем «кто ценит слово».

Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін,

Жоқ - барды, ертегіні термек үшін.

Көкірегі сезімді, тілі орамды

Жаздым үлгі жастарға бермек үшін.

(1888 ж.)

Стих - узор словесный, стих - что кружева

Пригнанные тесно в нем поют слова.

Если слово звучно, если мысль верна, -

Не отвергнуть песни, песня век жива...

Мастерство и правда - в этом цель певца,

Чтоб раскрыть не только очи, но сердца,

Дать примеры юным, просветить невежд,

Даже нет и в мыслях - забавлять глупца!

Для лирики Пушкина также характерен самоанализ. Лирический герой его стихотворений, который не всегда, но часто сливается с астором, постоянно вспоминает свою жизнь, поступки, чувства, встречи. Автор и его лирический герой как бы познают себя в процессе творчества. Вершиной такого самопознания является одно из последних стихотворений поэта: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Это стихотворение как завещание, наказ поэта своим потомкам. Памятником он называет свою поэзию, которую оставил людям. Поэт уверенно говорит о том, что его будут читать, что его поэзия была и будет союзницей всех, кто борется за свободу и справедливость.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век

Восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(1836 г.)

Поэт оказался прав. Он вечно будет любим народом, как вечно его поэзия будет пробуждать в людях добрые и светлые чувства.


Заключение


Итак, соспоставив лирические произведения Абая и Пушкина, я пришла к выводу, что не только блтзки мотивы их лирики, но и созвучны сердца поэтов.

Пушкин - поэт, в стихах которого соединились такие трудносовместимые понятия, как порядок и свобода. У одних поэтов есть раскованность, но нет божественной гармонии, у других есть порядок, строй, не нет тайной свободы. Пушкину удалось их соединить и поэтому он весь - пророчество, он весь устремлен в будущее.

Абай - это великий пример гармонии между личностью и окружающим её миром, между словом и поступком, между желаниями и возможностями. Об Абае нельзя сказать двумя - тремя словами, его нельзя чем - то измерить, потому что он сам мера всему.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэтов с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в их лирике. Неслучаен выбор мной данной темы. Мы, молодежь, должны уметь чувствовать художественное слово, любить поэзию, поэзию, которая окрыляет человека, делает его лучше, чище, воспитывает высокие нравственные качества, учит любить жизнь, людей. Нет, я не сравниваю шедевры двух великих поэтов. Поэтическим гениям Абая и Пушкина можно лишь благоговейно и благодарно внимать.

В своей работе я хотела показать великое созвучие сердец Пушкина и Абая. Ведь гении всегда и во все времена созвучны и дополняют друг друга.

Мы коснулись поэзии Пушкина и Абая… это всего лишь капля в океане неисчерпаемых шедевров двух великих поэтов. А в центре всего этого бесценного богатства - близкие нам с детства, бесконечно родные и бесконечно любимые Абай и Пушкин.

Аннотация

Работая над темой: «Созвучие лирики А.С.Пушкина и Абая Кунанбаева», я хотела раскрыть истоки поэзии двух художников слова, их идейное родство и духовную общность, и, в то же время, яркость личности и индивидуальность каждого поэта.

Пушкин - поэт, в стихах которого соединились такие трудносовместимые понятия, как порядок и свобода. У одних поэтов есть раскованность, но нет божественной гармонии, у других есть порядок, строй, но нет тайной свободы. Пушкину удалось их соединить и поэтому, он весь устремлён в будущее.

Абай - это великий пример гармонии между личностью и окружающим её миром, между словом и поступком, между желаниями и возможностями. Об Абае нельзя сказать двумя - тремя словами, его нельзя чем - то измерить, потому что он сам всему мера. О месте и роли великого казахского поэта в совреманной жизни хорошо сказал наш президент Н.А.Назарбаев: «Слова Абая будто бы обращены к нам сегодняшним, к молодёжи. Такие понятия как честь, совесть, доброта, целеустремленность всегда должны оставаться главной субстанцией человека».

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэтов с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в их лирике. Поэтому я хотела показать, насколько богаты по содержанию и тематике лирические творения, как тесно перекликается и сливается в одно русло их поэзия. Не случаен выбор мной данной темы.

Мы, молодежь, должны уметь чувствовать художественное слово, любить поэзию, поэзию, которая окрыляет человека, делает его лучше, чище, воспитывает высокие нравственные качества, учит любить жизнь, людей.

Нет, я не поставила перед собой цель сравнить шедевры двух великих поэтов. Поэтическим гениям Абая и Пушкина можно лишь благоговейно и благодарно внимать.

В своей работе я хотела показать великое созвучие сердец Пушкина и Абая. Ведь гении всегда и во все времена созвучны и дополняют друг друга.


Отзыв


Работая над темой: «Созвучие лирики А.С.Пушкина Абая Кунанбаева», ученица поставила перед собой цель раскрыть истоки поэзии двух великих поэтов, их идейное родство и духовную близость.

Ученица хотела показать, насколько богаты по содержанию и тематике шедевры двух мастеров слова. Ведь именно в лирике особенно ярко выражаются отношения поэтов к окружающей действительности, их внутренний мир.

Тема раскрыта. Автор приводит примеры созвучия пушкинской и абаевской лирики.

Работа написана грамотно, в соответствующем стиле. Содержание отвечает теме.

Глубокое знание материала позволило автору в полной мере показать общность проблематики стихотворений двух поэтов, близкие мотивы их лирики.

Научный руководитель: Ж.К.Калдыбаева

17

© 2010-2022