- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Василова О.Л. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по русскому языку»
Разработала
Василова О.Л.,
учитель русского языка и литературы
г. Тарко - Сале
2012 г.
Моя система работы, как учителя русского языка и литературы, складывалась постепенно и продолжает формироваться в настоящее время. Для этого, я считаю, необходимо находиться в постоянном поиске, совершенствовать методы и формы работы, знакомясь с опытом других педагогов. В своей работе руководствуюсь основными нормативными документами, определяющими приоритетные направления развития образования: Законом РФ «Об образовании», ключевыми направлениями развития нашего образования в рамках проекта «Национальная образовательная инициатива модернизации российского образования на период до 2010 года», приказами департамента образования Администрации Пуровского района.
В работе использую методические пособия : Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Н.В. Егорова, А.П. Золоторёва и В.И. Золотарёв «Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ»; настольными книгами стали «Современные открытые уроки русского языка» 5,7 класс, «Нестандартные уроки русского языка в 5-8 классах», «Открытые уроки русского языка и литературы в старших классах», пособие В.Н. Александрова, О.И. Александровой, Т.В. Соловьёвой «Единый государственный экзамен» (Челябинск: «Взгляд», 2003 г.), а также - различные дидактические материалы ко всему курсу русского языка среднего полного общего образования.
По теме «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку» работаю с 2007 года.
Цель:
-
Создавать условия для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Задачи:
-
Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся;
-
Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся;
-
Формировать коммуникативную компетентность учащихся;
-
Проводить комплексный анализ текста.
Подготовку выпускников к ЕГЭ осуществляла по всем основным содержательным линиям школьного курса.
Безусловно, для успешной сдачи ЕГЭ учащимся требуется особая подготовка, которая не только вооружит их разными способами работы с информационными источниками, но и поможет преодолеть психологический барьер перед аттестационными испытаниями.
Считаю, что работать с тестами учащимся необходимо, начиная с 5 класса, соответственно - и контроль знаний осуществлять в формате ЕГЭ наряду с другими формами работы: устным опросом, диктантом, изложением, сочинением, многоаспектным анализом текста.
Подготавливая учащихся к ЕГЭ и являясь организатором на экзамене, убеждаюсь в том, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную. Преимущества тестов по сравнению со всеми возможными формами контроля можно свести к следующему:
-
все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения в усвоении учебного материала;
-
за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.
Используя проверочные задания на уроках, я учитываю их обязательную соотнесённость с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. Следовательно, могу понять:
-
освоил ли обучающийся систему знаний о языке и его устройстве;
-
овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка , умениями познавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
-
умеет ли работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию.
Контроль качества обучения - обязательный компонент учебного процесса. При подготовке учащихся к экзамену в формате ЕГЭ я использую технологию тестового контроля, опираясь на психолого-педагогическую диагностику, я планирую работу так, чтобы в результате была положительная оценка.
Ситуация успеха может быть представлена в виде достаточно простой последовательной цепи: установка на деятельность ↔ обеспечение хода учебной работы ↔ сравнение полученных результатов с предполагаемыми, что возможно при использовании данной технологии.
Состоит она из нескольких этапов:
-
Проведения тестирования.
-
Заполнение таблицы: в ячейках таблицы ставится пометка о правильности ответа на каждый вопрос у каждого учащегося в части А, В, С текста.
-
Подсчитывается сумма баллов по тесту у каждого учащегося и сумма правильных ответов по каждому вопросу.
-
Строится график зависимости суммы правильных ответов от количества вопросов в тексте.
-
Выбираются номера вопросов, которые «западают» у учащихся в целом и у каждого в отдельности.
-
По «западающим» вопросам провожу дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов знаний.
Анализ тестовых заданий превращает работу в стимул, а осознанный мотив для следующего учебного занятия способствует развитию волевых качеств, что важно при подготовке к ЕГЭ.
Технология тестового контроля даёт достоверную информацию об объёме усвоенного материала, позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, т.е. возможность индивидуальной проверки и самопроверки знаний.
Назначение экзаменационной работы определяют её структуру: в неё входят задания различного уровня сложности.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку, выявленные недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют говорить о необходимости нам, учителям - словесникам, более последовательно реализовывать сознательно - коммуникативный принцип обучения в курсе русского языка, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков.
Главная цель изучения русского языка в школе состоит в том, чтобы помочь ученику понять систему русского языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и категорий, яснее осознать смысл слов и фразеологизмов, и на этой основе овладеть нормами литературного языка в устной и письменной форме.
Уже в 6-7 классах мы учим систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова к той или иной части речи, умению видеть не только лексическое значение слова, но и морфологические признаки его, видеть форму слова и части слова, а также знать синтаксическую роль. Хорошую помощь в систематизации этих знаний оказывают разработанные таблицы: «Морфологические признаки частей речи», «Члены предложения, «Стили речи». Большое внимание уделяю и формированию орфографических навыков.
Тестовые формы контроля я применяю не только на уроках русского языка, но и литературы. Мною накоплен банк тренировочных и контрольных тестов по творчеству русских писателей XVIII - XIX вв.
Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.
Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку?
Задания по лексике предполагает работу со словом, а следовательно, проверяет не только знания основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умения пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.
Задания по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами.
Допускаются ошибки в заданиях на постановку ударения в словах. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.
Задания по словообразованию предназначены для проверки умений морфемного и словообразовательного анализа слова, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нём окончания. Именно этот первый шаг является самым трудным для большинства учащихся. Здесь необходимо усвоить знания об изменяемых и неизменяемых частях речи. Следующий этап морфемного анализа - вычленение морфем в основе. Трудности выделения корней кроятся в исторических чередованиях звуков, их наличие способно до неузнаваемости видоизменить облик корня. Поэтому необходимо дать список основных исторических чередований звуков в русском языке.
Сложным для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.
С целью формирования коммуникативной личности, умеющей свободно владеть нормативной речью, я вела элективный курс «Лингвистический анализ текста».
Работа была организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Данный курс был рассчитан на 17 часов и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагал использование таких форм занятий, когда создаётся творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащегося, атмосфера духовного общения.
Программа курса предполагала развитие следующих умений и навыков:
-
Умение проводить лингвистический анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия; определить стиль текста, тип речи, доказать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
-
Умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
-
Умение производить сопоставительный анализ текстов различных функциональных стилей;
-
Совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
-
Создать свой текст;
-
Писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.
На уроках русского языка большое внимания я уделяю работе с языковыми средствами художественной изобразительности, помогающих учащимся видеть ценность текста.
Традиционными на уроке становятся задания типа:
-
в каком предложении используется метафора?
-
в какой из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности?
-
какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и др.
Необходимы и такие задания, как «Составим план», «Запишем свои мысли», «Допишем текст», «Сформулируй свою точку зрения по теме текста».
Предлагаю и такую работу: «Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приёмы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите своё сочинение по предложенному тексту».
В основе такой работы лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию части С: от анализа исходных текстов - к успешному ответу на задания части А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений - к сочинению - рассуждению.
Чтобы подготовиться к написанию сочинения - рассуждения, ученику необходимо:
-
вспомнить, что такое сочинение - рассуждение, в чём его особенности;
-
определить последовательность анализа исходного текста;
-
знать требования к композиции сочинения - рассуждения;
-
познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривает автор текста;
-
пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения - рассуждения;
-
научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения;
-
познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления.
В сочинении - рассуждении нужно:
-
сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);
-
сформулировать позицию автора;
-
аргументировать свою точку зрения, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт;
-
убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
-
изложить свои мысли грамотно и связно.
Чтобы написать сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чём пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чём хочет убедить его, т.е. правильно прочитать исходный текста.
Как работать с исходным текстом?
Внимательно читаем предложенный текст.
Определяем его тему (о чём говорится в тексте).
Составляем план и определяем микротему каждого микротекста.
Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).
Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.
Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.
Что такое рассуждение и как его построить.
По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение - рассуждение, которое имеет особую композицию.
-
Рассуждение - тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой - либо мысли.
-
Строение текста - рассуждения:
- тезис;
- доказательства, т.е. аргументы;
- вывод.
-
Тезис - это высказанная мысль, т.е. выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: какая мысль обосновывается?
-
Аргументы и выводы - это исходные или теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос на вопрос: С помощью чего ведётся обоснование тезиса?
-
Аргументы должны быть убедительными. Цифры и факты - самые убедительные аргументы. В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.
Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов учебной работы. В этой связи интересным и перспективным для меня представляется опыт учителей и методистов г. Челябинска, разработавших так называемую «методику пошагового опросника».
Вся проводимая работа помогает не только эффективно организовывать текущий контроль знаний, но и формировать у школьников навыки выполнения заданий разного уровня сложности в формате ЕГЭ.
Вышесказанное не является эталоном для любого учителя - словесника при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.