«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»

Моя система работы, как учителя русского языка и литературы, складывалась постепенно и продолжает формироваться в настоящее время. Для этого, я считаю, необходимо находиться в постоянном поиске, совершенствовать методы и формы работы, знакомясь с опытом других педагогов. В своей работе руководствуюсь основными нормативными документами, определяющими приоритетные направления развития образования: Законом РФ «Об образовании», ключевыми направлениями развития нашего образования в рамках проекта «На...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»




«Система подготовки учащихся к ЕГЭ

по русскому языку»







Разработала

Василова О.Л.,

учитель русского языка и литературы


г. Тарко - Сале

2012 г.

Моя система работы, как учителя русского языка и литературы, складывалась постепенно и продолжает формироваться в настоящее время. Для этого, я считаю, необходимо находиться в постоянном поиске, совершенствовать методы и формы работы, знакомясь с опытом других педагогов. В своей работе руководствуюсь основными нормативными документами, определяющими приоритетные направления развития образования: Законом РФ «Об образовании», ключевыми направлениями развития нашего образования в рамках проекта «Национальная образовательная инициатива модернизации российского образования на период до 2010 года», приказами департамента образования Администрации Пуровского района.

В работе использую методические пособия : Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Н.В. Егорова, А.П. Золоторёва и В.И. Золотарёв «Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ»; настольными книгами стали «Современные открытые уроки русского языка» 5,7 класс, «Нестандартные уроки русского языка в 5-8 классах», «Открытые уроки русского языка и литературы в старших классах», пособие В.Н. Александрова, О.И. Александровой, Т.В. Соловьёвой «Единый государственный экзамен» (Челябинск: «Взгляд», 2003 г.), а также - различные дидактические материалы ко всему курсу русского языка среднего полного общего образования.

По теме «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку» работаю с 2007 года.

Цель:

  • Создавать условия для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Задачи:

  • Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся;

  • Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся;

  • Формировать коммуникативную компетентность учащихся;

  • Проводить комплексный анализ текста.

Подготовку выпускников к ЕГЭ осуществляла по всем основным содержательным линиям школьного курса.

Безусловно, для успешной сдачи ЕГЭ учащимся требуется особая подготовка, которая не только вооружит их разными способами работы с информационными источниками, но и поможет преодолеть психологический барьер перед аттестационными испытаниями.

Считаю, что работать с тестами учащимся необходимо, начиная с 5 класса, соответственно - и контроль знаний осуществлять в формате ЕГЭ наряду с другими формами работы: устным опросом, диктантом, изложением, сочинением, многоаспектным анализом текста.

Подготавливая учащихся к ЕГЭ и являясь организатором на экзамене, убеждаюсь в том, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную. Преимущества тестов по сравнению со всеми возможными формами контроля можно свести к следующему:

  • все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения в усвоении учебного материала;

  • за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.

Используя проверочные задания на уроках, я учитываю их обязательную соотнесённость с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. Следовательно, могу понять:

  • освоил ли обучающийся систему знаний о языке и его устройстве;

  • овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка , умениями познавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

  • умеет ли работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию.

Контроль качества обучения - обязательный компонент учебного процесса. При подготовке учащихся к экзамену в формате ЕГЭ я использую технологию тестового контроля, опираясь на психолого-педагогическую диагностику, я планирую работу так, чтобы в результате была положительная оценка.

Ситуация успеха может быть представлена в виде достаточно простой последовательной цепи: установка на деятельность ↔ обеспечение хода учебной работы ↔ сравнение полученных результатов с предполагаемыми, что возможно при использовании данной технологии.

Состоит она из нескольких этапов:

  1. Проведения тестирования.

  2. Заполнение таблицы: в ячейках таблицы ставится пометка о правильности ответа на каждый вопрос у каждого учащегося в части А, В, С текста.

  3. Подсчитывается сумма баллов по тесту у каждого учащегося и сумма правильных ответов по каждому вопросу.

  4. Строится график зависимости суммы правильных ответов от количества вопросов в тексте.

  5. Выбираются номера вопросов, которые «западают» у учащихся в целом и у каждого в отдельности.

  6. По «западающим» вопросам провожу дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов знаний.

Анализ тестовых заданий превращает работу в стимул, а осознанный мотив для следующего учебного занятия способствует развитию волевых качеств, что важно при подготовке к ЕГЭ.

Технология тестового контроля даёт достоверную информацию об объёме усвоенного материала, позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, т.е. возможность индивидуальной проверки и самопроверки знаний.

Назначение экзаменационной работы определяют её структуру: в неё входят задания различного уровня сложности.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку, выявленные недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют говорить о необходимости нам, учителям - словесникам, более последовательно реализовывать сознательно - коммуникативный принцип обучения в курсе русского языка, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков.

Главная цель изучения русского языка в школе состоит в том, чтобы помочь ученику понять систему русского языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и категорий, яснее осознать смысл слов и фразеологизмов, и на этой основе овладеть нормами литературного языка в устной и письменной форме.

Уже в 6-7 классах мы учим систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова к той или иной части речи, умению видеть не только лексическое значение слова, но и морфологические признаки его, видеть форму слова и части слова, а также знать синтаксическую роль. Хорошую помощь в систематизации этих знаний оказывают разработанные таблицы: «Морфологические признаки частей речи», «Члены предложения, «Стили речи». Большое внимание уделяю и формированию орфографических навыков.

Тестовые формы контроля я применяю не только на уроках русского языка, но и литературы. Мною накоплен банк тренировочных и контрольных тестов по творчеству русских писателей XVIII - XIX вв.

Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку?

Задания по лексике предполагает работу со словом, а следовательно, проверяет не только знания основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умения пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.

Задания по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами.

Допускаются ошибки в заданиях на постановку ударения в словах. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.

Задания по словообразованию предназначены для проверки умений морфемного и словообразовательного анализа слова, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нём окончания. Именно этот первый шаг является самым трудным для большинства учащихся. Здесь необходимо усвоить знания об изменяемых и неизменяемых частях речи. Следующий этап морфемного анализа - вычленение морфем в основе. Трудности выделения корней кроятся в исторических чередованиях звуков, их наличие способно до неузнаваемости видоизменить облик корня. Поэтому необходимо дать список основных исторических чередований звуков в русском языке.

Сложным для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

С целью формирования коммуникативной личности, умеющей свободно владеть нормативной речью, я вела элективный курс «Лингвистический анализ текста».

Работа была организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Данный курс был рассчитан на 17 часов и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагал использование таких форм занятий, когда создаётся творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащегося, атмосфера духовного общения.

Программа курса предполагала развитие следующих умений и навыков:

  1. Умение проводить лингвистический анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия; определить стиль текста, тип речи, доказать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

  2. Умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;

  3. Умение производить сопоставительный анализ текстов различных функциональных стилей;

  4. Совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

  5. Создать свой текст;

  6. Писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.

На уроках русского языка большое внимания я уделяю работе с языковыми средствами художественной изобразительности, помогающих учащимся видеть ценность текста.

Традиционными на уроке становятся задания типа:

  • в каком предложении используется метафора?

  • в какой из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности?

  • какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и др.

Необходимы и такие задания, как «Составим план», «Запишем свои мысли», «Допишем текст», «Сформулируй свою точку зрения по теме текста».

Предлагаю и такую работу: «Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приёмы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите своё сочинение по предложенному тексту».

В основе такой работы лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию части С: от анализа исходных текстов - к успешному ответу на задания части А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений - к сочинению - рассуждению.

Чтобы подготовиться к написанию сочинения - рассуждения, ученику необходимо:

  • вспомнить, что такое сочинение - рассуждение, в чём его особенности;

  • определить последовательность анализа исходного текста;

  • знать требования к композиции сочинения - рассуждения;

  • познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривает автор текста;

  • пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения - рассуждения;

  • научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения;

  • познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления.

В сочинении - рассуждении нужно:

  • сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

  • сформулировать позицию автора;

  • аргументировать свою точку зрения, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт;

  • убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

  • изложить свои мысли грамотно и связно.

Чтобы написать сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чём пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чём хочет убедить его, т.е. правильно прочитать исходный текста.

Как работать с исходным текстом?

Внимательно читаем предложенный текст.

Определяем его тему (о чём говорится в тексте).

Составляем план и определяем микротему каждого микротекста.

Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).

Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.

Что такое рассуждение и как его построить.

По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение - рассуждение, которое имеет особую композицию.

  1. Рассуждение - тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой - либо мысли.

  2. Строение текста - рассуждения:

- тезис;

- доказательства, т.е. аргументы;

- вывод.

  1. Тезис - это высказанная мысль, т.е. выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: какая мысль обосновывается?

  2. Аргументы и выводы - это исходные или теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос на вопрос: С помощью чего ведётся обоснование тезиса?

  3. Аргументы должны быть убедительными. Цифры и факты - самые убедительные аргументы. В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.

Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов учебной работы. В этой связи интересным и перспективным для меня представляется опыт учителей и методистов г. Челябинска, разработавших так называемую «методику пошагового опросника».

Вся проводимая работа помогает не только эффективно организовывать текущий контроль знаний, но и формировать у школьников навыки выполнения заданий разного уровня сложности в формате ЕГЭ.

Вышесказанное не является эталоном для любого учителя - словесника при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»


© 2010-2022