- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мастерко Г.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской»
Прохладненского муниципального района
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО с заместителем директора по УР приказом №_______
протокол №____ от «____»____2015г. «____»_____________2015 г. от «____»__________2015 г.
Руководитель МО________ Ковалева С.Н. ___________ Евсейченко М. С. Директор ОУ______
Герасименко Т. Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 3 «Б» КЛАССА (базовый уровень)
учителя начальных классов
Мастерко Галины Александровны
ст. Солдатская
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Об учебной программе.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа (сост. Е.С.Савинов) - 2-е перераб. - М: Просвещение,2010г , авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования.
-
О количестве учебных часов.
Примерная программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). Рабочая программа также рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 140.
Количество часов в неделю - 4.
Количество часов в I четверти - 36.
Количество часов во II четверти - 28.
Количество часов в III четверти - 40.
Количество часов в IV четверти - 36.
За год:
Контрольных диктантов - 10
Контрольное списывание - 2
Развитие речи:
Изложения - 5
Сочинения - 2
Словарных диктантов - 17
-
Об используемом учебно-методическом комплекте.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
-
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях - М.: Просвещение, 2015.
-
Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
-
Никифорова В. В. Русский язык 3 класс: Контрольно-измерительные материалы- М. ВАКО, 2015.
-
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку- М. ВАКО, 2015.
Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (работа индивидуальная, в группах и др.) и вне урока (кружки, факультативы, конкурсы и др.).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
-
Цели и задачи, основные принципы.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности
чистоты;
-
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
-
Планируемый результат.
Личностные
-
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Использование знаково-символических средств представления информации.
-
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
-
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
-
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
-
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
-
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные
-
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
-
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
-
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
-
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
-
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
-
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
-
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
-
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
-
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -60 слов), включающий изученные орфоргаммы;
-проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
-производить звуковой и звуко- буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
-распознавать части речи и их грамматические признаки;
-интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
-вычленять в предложении основу и словосочетания;
-производить элементарный синтаксический разбор предложений;
-определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;
-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
-
работы со словарем (алфавит);
-
соблюдения орфоэпических норм;
-
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
-
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
-
Система контроля оценивания.
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающем учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно используются тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Важнейшей задачей учителя является проверка и оценка результатов обучения как в процессе усвоения курса, так и по его завершении. «На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
-
качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-
степень сформированности учебной деятельности младшего школьника;
-
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать задачу);
-
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности.»
В соответствии с методическим письмом МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г) представлен как текущий (в процессе и в конце изучения темы), так и итоговый контроль (за определённый достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год)
Контрольные работы
(базового уровня знаний - текущий контроль и итоговый - в конце четверти и года)
-
диктанты с грамматическими заданиями
-
контрольные изложения
-
контрольные сочинения
Словарные и терминологические диктанты (3 класс 10-12 слов)
«4» за 1 ошибку,
«3» - за 2 ошибки,
«2» - за диктант с 3 ошибками
Диктант
«5» (отлично) ставится за диктант, в котором пег орфографических и пунктуационных ошибок на текущий и ранее изученный материал. Допускается не более одного недочета: «отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы, неправильное и верное написание одного и того же слова при наличии в работе нескольких таких слов на одно и то же правило».
«4» (хорошо) ставится за диктант, в котором допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более двух ошибок по изученному ранее материалу.
«3» (удовлетворительно) ставится за 4-6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее материалу.
«2» (плохо) ставится за семь ошибок по текущему материалу или за шесть ошибок по изученному ранее материалу.
В текущих работах вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы, учитываются также аккуратность выполнения всей работы, четкость исправлений, красота оформления и расположения материала.
За исправления учащихся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).
Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.
За списывание без задания критерии оценки следующие:
Класс
Оценки
«5»
«4»
«3»
«2»
3
Без ошибок
1 ошибка
2 ошибки
3 ошибки
Изложение
При выставлении отметки за изложение учитываются точность передачи авторского текста (без искажений и пропусков важного), а также орфографическая и пунктуационная грамотность.
«5» (отлично) - полно и логично передано содержание текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается не более одного недочета (отсутствие красной строки, неточное использование слова и т. д.).
«4» (хорошо) - полно и логично передан авторский текст с незначительными нарушениями последовательности изложения, неточностями в использовании слов и построении предложений: возможны четыре лексических недочета или 2-3 ошибки (две орфографические и одна пунктуационная).
«3» (удовлетворительно) - есть отклонения от авторского текста, искажающие его смысл и логику, неточности в построении предложений; употребление слов без учета их оценочной окраски; нарушения сочетаемости слов; неоправданные повторы одного и того же слова; использованы диалектные, просторечные слова (беден словарь); неполно раскрыто содержание. Количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок - 4-6.
«2» (плохо) - за обучающие изложения не ставится.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах
-
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
-
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
-
наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
-
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
-
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
-
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
-
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
-
отсутствие "красной" строки;
-
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
-
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы".
Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
-
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
-
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать
результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Дата проведения
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты освоения материала
Универсальные учебные действия
План
Факт
I четверть- 36 ч
Язык и речь (2 ч)
1.
1.1
Наша речь. Виды речи.
1
Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.
Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
02.09
2.
1.2
Наш язык.
1
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
Объяснять назначение языка и его выбор в соответствии с цепями и условиями общения. Использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности.
03.09
Текст. Предложение. Словосочетание (9 ч.)
3.
2.1
Текст. Типы текстов.
1
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение. Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение
Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
07.09
4.
2.2
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
1
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.
Объяснять, что такое предложение, разъяснять постановку разных знаков препинания в конце предложений.
Называть виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Объяснять постановку знаков препинания в конце предложений.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Поиск и выделение необходимой информации.
08.09
5
2.3
Виды предложений по интонации.
1
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Называть виды предложений по интонации.
Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
09.09
6.
2.4
Предложение с обращением.
Словарный диктант №1.
1
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.
Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
10.09
7.
2.5
Главные и второстепенные члены предложения.
1
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Понимание текста, извлечение необходимой информации.
14.09
8.
2.6
Главные и второстепенные члены предложения.
1
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
Называть главные и второстепенные члены предложения. Определять распространённые и нераспространённые предложения.
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
15.09
9.
2.7
Простое и сложное предложение.
1
Составлять из двух простых предложений одно сложное.
Различать простые и сложные предложения.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
16.09
10.
2.8
Контрольный диктант № 1 по теме "Предложение"
1
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи
17.09
11.
2.9
Работа над ошибками. Словосочетание.
1
Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Классифицировать ошибки по орфограммам. Различать словосочетание и предложение.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
21.09
Слово в языке и речи (18 ч)
12.
3.1
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Понимать слова как единство звучания и значения. Объяснять лексическое значение слова.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
22.09
13.
3.2
Синонимы и антонимы.
1
Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Использовать синонимы и антонимы в речи, объяснять их лексическое значение.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
23.09
14.
3.3
Омонимы.
Словарный диктант №2.
1
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
Использовать омонимы в речи, объяснять их лексическое значение.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
24.09
15.
3.4
Слово и словосочетание.
1
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
28.09
16.
3.5
Фразеологизмы.
1
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.
Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
29.09
17.
3.6
Р/р: Обучающее изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».
1
Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.
Подробно излагать текст.
Понимание текста, извлечение необходимой информации.
30.09
18.
3.7
Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное
1
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Узнавать имя существительное среди других слов и в предложении, приводить примеры слов. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Объяснять, по каким признакам определяют части речи.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
01.10
19.
3.9
Имя прилагательное.
1
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
Различать в тексте изученные части речи.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
05.10
20.
3.10
Глагол.
1
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
Различать в тексте изученные части речи.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
06.10
21.
3.11
Что такое числительное?
1
Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных.
Приводить примеры слов - имён числительных.
Находить в тексте имена числительные по значению и по вопросу. Находить в тексте имена числительные по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи.
Анализ объектов с цепью выделения признаков (существенных, несущественных).
07.10
22.
3.12
Однокоренные слова.
1
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова- синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень.
Анализ объектов с цепью выделения признаков (существенных, несущественных).
08.10
23.
3.13
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с цепью выделения признаков (существенных, несущественных).
12.10
24.
3.14
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Словарный диктант №3.
1
Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
13.10
25.
3.15
Звонкие и глухие согласные звуки.
1
Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
14.10
26.
3.16
Разделительный мягкий знак.
1
Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.
Объяснять написание разделительного мягкого знака. Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
15.10
27.
3.17
Разделительный мягкий знак.
1
Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.
Объяснять написание разделительного мягкого знака. Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
19.10
28.
3.18
Проект "Рассказ о слове".
1
Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Объяснять значение выбранного слова. Понимать, как пишется словарная статья.
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
20.10
Состав слова (14 ч)
29.
4.1
Что такое корень слова?
1
Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
Классифицировать ошибки по орфограммам. Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь однокоренных слов).
Умение аргументировать своё предположение. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
21.10
30.
4.2
Как найти в слове корень? Словарный диктант №4.
1
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Объяснять лексическое значение однокоренных слов.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
22.10
31.
4.3
Сложные слова.
1
Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
Объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
26.10
32.
4.4
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
1
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Объяснять образование форм одного и того же слова. Понимать значение слова «окончание».
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
29.10
33.
4.5
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
1
Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
Писать правильно приставки с гласной о и с гласной а. Называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
09.11
34.
4.6
Контрольный диктант № 2 по теме "Слово в языке и речи"
1
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания снова с изученными орфограммами.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
27.10
35.
4.7
Работа над ошибками. Значения приставок.
1
Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
Находить приставку в слове. Определять, какое значение имеют приставки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
28.10
36.
4.8
Что такое суффикс?
1
Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.
10.11
II четверть- 28 часов
37.
4.9
Как найти в слове суффикс?
1
Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.
11.11
38.
4.10
Значения суффиксов.
1
Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
Находить суффикс в слове. Определять, какое значение придают словам суффиксы.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
12.11
39.
4.11
Что такое основа слова? Словарный диктант №5
1
Выделять в словах основу слова. Наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.
Находить и выделять в слове основу и окончание.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.
16.11
40.
4.12
Проект "Семья слов".
1
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.
Называть слова по аналогии с данным объектом.
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
17.11
41.
4.13
Обобщение знаний о составе слова.
1
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
18.11
42.
4.14
Контрольный диктант № 3 по теме "Слово".
1
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
19.11
Правописание частей слова (22 ч)
43.
5.1
Работа над ошибками.
В каких значимых частях речи есть орфограммы?
1
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении19 проблем поискового характера.
23.11
44.
5.2
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Объяснять написание безударной гласной в корне.
Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
24.11
45.
5.3
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Объяснять написание безударной гласной в корне.
Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
25.11
46.
5.4
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Объяснять написание безударной гласной в корне.
Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
26.11
47
5.5
Р/р: Обучающее изложение с элементами сочинения «Лебеди»
1
Письменно излагать содержание текста- образца по самостоятельно составленному плану.
Определять тему текста и его частей. Излагать по самостоятельно составленному плану.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
30.11
48.
5.6
Работа над ошибками.. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
01.12
49.
5.7
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
02.12
50.
5.8
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Словарный диктант №6.
1
Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
02.12
51.
5.9
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
03.12
52.
5.10
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
07.12
53.
5.11
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких - в месте соединения корня и суффикса.
Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
08.12
54.
5.12
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких - в месте соединения корня и суффикса.
Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
09.12
55.
5.13
Правописание суффиксов и приставок.
1
Группировать слова по типу орфограмм, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной
работы.
Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
10.12
56.
5.14
Правописание суффиксов и приставок.
Словарный диктант №7.
1
Группировать слова по типу орфограмм, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной
работы.
Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
14.12
57.
5.15
Правописание суффиксов и приставок.
1
Группировать слова по типу орфограмм, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной
работы.
Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
15.12
58.
5.16
Правописание приставок и предлогов.
1
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.
Понимать, как отличать приставку от предлога.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
16.12
59.
5.17
Контрольный диктант № 4 по теме "Правописание частей слова".
1
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
17.12
60.
5.18
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
21.12
61.
5.19
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
22.12
62.
5.20
Разделительный твёрдый и мягкий знаки
Словарный диктант №8.
1
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Оценивать результаты выполненного задания.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
23.12
63.
5.21
Разделительный твёрдый и мягкий знаки
1
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.
Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака.
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
24.12
64.
5.22
Проект "Составляем орфографический словарь".
1
Участвовать в презентации своей работы.
Формировать умение подбирать текстовую информацию. Выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.01
III четверть - 40 ч
Части речи (65 ч)
65.
6.1
Части речи.
1
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
Называть известные части речи. Приводить их примеры.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
12.01
Имя существительное (29 ч)
66.
6.2
Имя существительное и его роль в речи.
1
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.
Писать правильно слова «самолёт», «комната». Находить в тексте имена существительные. Понимать, что обозначает имя существительное. Ставить слова в начальную форму.
Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
13.01
67.
6.3
Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.
1
Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
Называть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
14.01
68.
6.4
Р/р: Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану «Мал, да удал».
1
Письменно излагать содержание текста- образца по самостоятельно составленному плану.
Определять тему текста и его частей. Излагать по самостоятельно составленному плану.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
18.01
69.
6.5
Работа над ошибками. Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.
1
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Различать среди однокоренных слов имена существительные.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Оценивать результаты выполненного задания.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
19.01
70
6.6
Собственные и нарицательные имена существительные.
Словарный диктант №9.
1
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Различать собственные и нарицательные имена существительные.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
20.01
71.
6.7
Проект "Тайна имени"
1
Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
21.01
72.
6.8
Контрольный диктант № 5 по теме " Имя существительное".
1
Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
25.01
73.
6.9
Работа над ошибками. Число имён существительных
1
Записывать окончания имён существительных в зависимости от вопроса. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Уметь изменять окончание имён существительных.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
26.01
74.
6.10
Число имён существительных.
1
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.
Изменять имена существительные по числам.
Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.
27.01
75.
6.11
Род имён существительных. Словарный диктант №10.
1
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Писать правильно слово «кровать». Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Актуализировать свои знания для решения учебной задачи
28.01
76.
6.12
Род имён существительных.
1
Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.
Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
01.02
77.
6.13
Контрольное списывание №1.
1
Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.
Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
02.02
78.
6.14
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
1
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
03.02
79.
6.15
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
1
Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.
04.02
80.
6.16
Падеж имён существительных. Что такое склонение имён существительных?
1
Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.
Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.
Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного.
08.02
81.
6.17
Падеж имён существительных.
Склонение имён существительных.
1
Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.
Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.
Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного.
09.02
82.
6.18
Р/р Контрольное сочинение по картине И.Я. Билибина "Иван -царевич и лягушка-квакушка"
1
Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).
Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
10.02
83.
6.19
Работа над ошибками.. Именительный падеж.
1
Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное по падежному вопросу. Оценивать результаты выполненного задания.
Находить имена существительные в именительном падеже и объяснять, каким членом предложения они являются.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
11.02
84.
6.20
Родительный падеж.
1
Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Находить имена существительные в родительном падеже.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
15.02
85.
6.21
Дательный падеж.
Словарный диктант №11.
1
Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Находить имена существительные в дательном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
16.02
86.
6.22
Винительный падеж.
1
Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (И.п. и В.п., Р.п. и В.п. одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).
Находить имена существительные в винительном падеже. Понимать, как различаются именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных.
Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рас- суждений. доказательство.
17.02
87.
6.2
Творительный падеж.
1
Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Находить имена существительные в творительном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
18.02
88.
6.24
Предложный падеж.
1
Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Находить имена существительные в предложном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
22.02
89.
6.25
Все падежи.
1
Распознавать все падежи, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
24.02
90.
6.26
Р/р: Обучающее сочинение по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"
1
Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).
Составлять рассказ.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
25.02
91.
6.2
Работа над ошибками. Обобщение знаний по падежам.
1
Проверять письменную работу. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.
Находить нужную орфограмму на допущенную при письме ошибку. Оценивать результаты выполненного задания.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
29.02
92.
6.28
Проект "Зимняя страничка"
1
Подбирать слова - имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.
Проводить исследовательскую работу, составлять словарь слов.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
01.03
93.
6.29
Контрольный диктант № 6 по теме "Имя существительное"
1
Писать диктант и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
02.03
Имя прилагательное (15 ч)
94.
7.1
Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Находить имена прилагательные в предложении.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
03.03
95.
7.2
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
Находить имена прилагательные в предложении.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
07.03
96.
7.3
Роль прилагательных в тексте. Словарный диктант №12.
1
Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
Находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные. Распространять предложения с помощью имён прилагательных.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
09.03
97.
7.4
Текст -описание. Отзыв по картине М. А. Врубеля "Царевна-лебедь".
1
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Рассматривать репродукцию картины и высказывать своё отношение к ней.
Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. Писать отзыв к картине. Оценивать результаты выполненного задания
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
10.03
98.
7.5
Род имён прилагательных.
1
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.
Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
14.03
99.
7.6
Контрольное списывание №2.
1
Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.
Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
15.03
100.
7.7
Изменение имён прилагательных по родам.
1
Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
Писать правильно слово «сирень». Объяснять написание окончаний имён прилагательных.
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
16.03
101.
7.8
Число имён прилагательных.
Словарный диктант №13.
1
Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
Указывать число имён прилагательных.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
17.03
102.
7.9
Число имён прилагательных.
1
Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
Указывать число имён прилагательных.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
21.03
103.
7.10
Контрольный диктант № 7 по теме " Имя прилагательное"
1
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
22.03
104.
7.11
Работа над ошибками. Обобщение знаний.
1
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
23.03
105.
7.12
Изменение имён прилагательных по падежам.
1
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам».
Называть падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, с которым оно связано.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
24.03
IV четверть - 32 ч
106.
7.13
Изменение имён прилагательных по падежам.
1
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.
Называть падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, с которым оно связано.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
04.04
107.
7.14
Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.
Называть падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, с которым оно связано.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
05.04
108.
7.15
Проект "Имена прилагательные в загадках"
1
Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.
Проводить исследовательскую работу, подбирать загадки с именами прилагательными.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
06.04
Местоимение (5 ч)
109.
8.1
Личные местоимения.
1
Распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
Понимать, что такое местоимение. Называть личные местоимения.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
07.04
110.
8.2
Изменение личных местоимений по родам.
1
Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица ед. ч.).
Называть лицо и число местоимений в единственном числе.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
11.04
111.
8.3
Местоимение.
1
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
Называть лицо и число местоимений в единственном числе.
Использование критериев для обоснования своего суждения.
12.04
112.
8.4
Контрольный диктант № 8 по теме «Местоимение».
1
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
13.04
113.
8.5
Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении.
1
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
14.04
Глагол (15ч)
114.
9.1
Значение и употребление глагола в речи.
1
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.
Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
18.04
115.
9.2
Значение и употребление глагола в речи.
1
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.
Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
19.04
116.
9.3
Неопределённая форма глагола.
1
Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.
Находить в предложениях глаголы. Называть лексическое значение глаголов. Называть глаголы в неопределённой форме.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
20.04
117.
9.4
Число глаголов.
Словарный диктант №15.
1
Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.
Изменять глаголы по лицам и числам.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
21.04
118.
9.5
Времена глаголов.
1
. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
Называть времена глаголов. Изменять глаголы по временам, лицам и числам.
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
25.04
119.
9.6
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
1
Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
Изменять глаголы по временам, лицам и числам.
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
26.04
120.
9.7
Изменение глаголов по временам.
1
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
Называть время и число глаголов.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
27.04
121.
9.8
Р/р: Контрольное изложение «Лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается»
1
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Подробно излагать текст задания. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
28.04
122.
9.9
Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.
1
Проверять письменную работу. Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.
Редактировать текст.
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
02.05
123.
9.10
Род глаголов в прошедшем времени.
1
Определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.
Понимать, что род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. Изменять глаголы прошедшего времени по родам.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
03.05
124.
9.11
Род глаголов в прошедшем времени.
Словарный диктант №16.
1
Определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.
Понимать, что род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. Изменять глаголы прошедшего времени по родам.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
04.05
125.
9.12
Правописание частицы не с глаголами.
1
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Понимать, что частица не с глаголами пишется раздельно.
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
05.05
126.
9.13
Правописание частицы не с глаголами.
1
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Понимать, что частица не с глаголами пишется раздельно.
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.
10.05
127.
9.14
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».
1
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
11.05
128.
9.15
Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.
1
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
12.05
Повторение (8часов)
129.
10.1
Части речи.
1
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на Знаниях.
16.05
130.
10.2
Р/р: Обучающее изложение «Соловьиное гнездышко» (упр.242)
1
Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Оценивать результаты выполненного задания.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
17.05
131.
10.3
Работа над ошибками.. Обобщение изученного о слове и предложении.
1
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
18.05
132.
10.4
Правописание окончаний имён прилагательных.
Словарный диктант №17.
1
Писать правильно родовые окончания имён прилагательных
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
19.05
133.
10.5
Правописание приставок и предлогов.
1
Писать правильно родовые окончания имён прилагательных
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
19.05
134.
10.6
Итоговый контрольный диктант № 10.
1
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
23.05
135.
10.7
Работа над ошибками. Правописание безударных гласных.
1
Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
24.05
136.
10.8
Правописание значимых частей слов.
1
Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.
Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
25.05
ИТОГО: 136 ч