Урок по повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классе

Урок, в ходе которого можно подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому и литературе благодаря многочисленным параллелям с другими произведениями русской литературы.Урок рассчитан на 2 часа. Для эффективности урока необходимо не только прочтение всеми учащимися книги, но и  выполнение индивидуальных заданий. В конце урока дается творческое письменное задание , проверяющее осмысление учениками прочитанного и услышанного. Урок был подготовлен и проведен  в рамках защиты на высшую категорию и заслужил в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по повести В.Распутина Живи и помни"

в 11 классе


Нравственный закон, которым держится жизнь


Предмет - Литература

Класс 11

Характеристика темы и место урока в образовательном процессе - урок внеклассного чтения.

Тип урока: урок - размышление

Форма урока: урок - беседа

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повысить уровень восприятия художественного текста.

  2. Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон.

Развивающие:

  1. Воспитать вдумчивого читателя.

  2. Развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку.

  3. Обогащать учащихся народной мудростью.

Воспитательные:

  1. Помочь услышать нравственное звучание повести

  2. Развивать в детях чувство ответственности за свои слова и поступки

Цели урока:

1) побудить интерес учащихся к изучению творчества писателя;

2) помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику повестей Распутина;

3) воспитывать чувство благодарности матерям, ответственности за семью, за детей;

Задачи урока:

1) развивать навыки самостоятельного анализа прочитанных произведений;

2) помочь выделить основную проблему, правильно её сформулировать;

3) развивать навыки составления развёрнутого ответа;

4) умение использовать цитаты из текста повести для доказательства своей точки зрения

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор;

- смарт-доска

- компьютер;

Методические приёмы:

- вступительное слово учителя;

- беседа с анализом ключевых эпизодов;

- применение ИКТ (Презентация MS Power Point);

Методы: беседа с классом, аналитическое чтение.

1 урок


В течение 2-х уроков мы должны найти ответ на вопросы:


  • Причины гибели Настены и Андрея Гуськова

  • Кто виноват в этом: сами герои, окружающие их люди или , может быть , война?

Ответ на эти вопросы связан с осмыслением 2-х ключевых проблем :

1. Проблема преступления и нравственного наказания

2. Проблема соотношения в человеке духовного , нравственно-природного, и животного начала

1. Жизнь героев до войны - обыкновенная, как у многих, жизнь

Однако жизненные обстоятельства до брака складывались у них по-разному

группа 1. Жизнь Андрея до женитьбы ( обеспеченность семьи, благополучная , спокойная жизнь) гл. 2

группа 2:

а) Жизнь Настены до замужества ( смерть родителей, голод 33-го года, ответственность за сестру, жизнь в работницах у тетки) гл. 2;

б) Жизнь Настены в доме Гуськовых ( все хозяйство на ней, сварливая свекровь, бьющий муж) гл. 2

- Какие черты характера Настены являются основными ( трудолюбие , терпение)

- Это индивидуальные черты Настены или типичные для русской женщины? (типичные)

- С какими литературными героинями можно сопоставить Настену? ( героини Некрасова)

-Что дает нам такое сопоставление? ( типичность положительного образа Настены, понимание ее дальнейшего поведения)

Вывод : Уже с первых глав выявляется различие в характерах героев

Андрей - индивидуалист, привыкший думать только о себе

Настена - преданность , самоотдача, душевная чистота

2. Возвращение Андрея.

- Завязка сюжета начинается с пропажи топора в бане. Топор - не просто инструмент, грамотного читателя он сразу отсылает к известному произведению

( к роману роману Ф.М.Достоевского , где является орудием убийства)

- Как можно предугадать финал по этой детали?

(Можно сразу почувствовать драматический накал и предугадать трагический финал произведения)

Именно Настена догадалась, кто взял топор. В ней сработало инстинктивное , животное начало

(гл.1) тема "зверя", ("зверюшка")

- Состояние Настены во время первой встречи ( гл. 3). Ведущий мотив - мотив сна , оцепенения.

-Сравните с состоянием Раскольникова в сцене преступления ("Преступление и наказание", ч.1, гл.7, последние 3 абзаца) Ведущий мотив - мотив оцепенения.

Просмотр фрагмента фильма

Вывод: Такая контекстная связь с преступником помогает понять , что , еще не понимая, не осознавая умом, Настена уже чувствовала себя преступницей перед людьми.

В ней начинается внутренняя борьба между животным инстинктом ( зверюшка) и нравственностью

( свидание =преступление)

В ходе произведения два героя расходятся по разным полюсам нравственности.

Еще одна подсказка ,как поведут себя герои:

1. Андрей в госпитале. Указание на подсознательное , животное начало, инстинкт ( гл.4)

"в лазарете его прохватил звериный, ненасытный аппетит"

2. Подписка на заем. Голос совести ( гл.5)

"Может , хотела облигациями откупиться за мужика своего.."

3. Поведение Настены при известии о дезертирстве Андрея.

- (гл.7) Какие типичные женские национальные качества здесь сказались?

- Сравните поведение Настены с поведением жен декабристов у Некрасова

Инд Д.З.: (Волконская, гл.3; кн. Трубецкая, ч.2)

(преданность, сочувствие, понимание, готовность разделить судьбу)

Вывод: Настена не обвиняет и не упрекает Андрея, а чувствует свою вину перед ним, свою ответственность за него. Готова взять эту вину на себя

Этот мотив проходит через всю повесть :"Давай вместе. раз ты виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать. Если бы не я, этого , может быть , и не случилось бы. И ты на себя одного вину не бери"

Просмотр фрагмента фильма

- В связи с этим напрашивается еще одна параллель с романом "Преступление и наказание"

- Расскажите о том , как казнит себя Соня перед умирающей Катериной Ивановной

Инд: ("Преступление и наказание", ч.4, гл.4)

Вывод: Обостренное чувство собственной вины перед другими - одна из отличительных черт русского женского характера

4. Правильно ли поступает Настена? Был ли у нее другой выход?

Для ответа на этот вопрос нужно подумать:

Что несет в мир женщина, в чем проявляется ее мудрость?

( главное - любовь, доброта , милосердие, сострадание, способность к самопожертвованию)

Настена мечтала о счастье и любви: " ...причем в любви Настена с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать - на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь"

2-ой урок

5.Образ Гуськова

Что сближает Гуськова с Раскольниковым и в чем их принципиальное отличие?

А) с каким чувством уходит Гуськов на фронт? ( гл.4)

"Невольная обида на все , что оставалось на месте, от чего его отрывали.."

Б) причина дезертирства (гл.4)

"Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возврашало его обратно на войну.."

В) на основании предыдущих пунктов выделите 3 ведущих чувства в Гуськове ( обида, злость, страх)

Какие из них ведущие? ( НЕ страх)

Общее:

1)Такие же чувства испытывает и Раскольников ( злобу на весь мир)

2)Совершив преступление, оба героя поставили себя вне людей, вне общества

Инд Д.з.: Докажите , что оба героя испытывают психологическую несовместимость с людьми

(«Пр. и нак.», ч2, гл. 1 «Раскольникову показалось…» и «Живи..» , гл. 7, 10

3) единственной ниточкой, связующей их с людьми, сохранявшей надежду на спасение, была женская любовь.

Гуськов: «Ты у меня свет в окошке»

Раскольников, придя к Соне на 4-ый день после преступления, будет бродить в темноте, и Соня встретит его со свечой в руке. И для Раскольникова Соня - свет, спасение, единственная надежда

Соня пошла за Раскольниковым на каторгу

Настена: « Я бы пошла с тобой куда угодно, на какую хошь каторгу»

Обе героини воплощают высший тип русского национального характера. Они находят дорогу не умом , а сердцем. Именно "ум сердца" помогает им найти верную дорогу, подсказывает , ак жить, а этот так называемый нравственный инстинкт

Почему же кроткая Соня сумела спасти Раскольникова , а Настена оказалась бессильной?

Для ответа на этот вопрос обратимся к отличию между Гуськовым и Раскольниковым. найти различия нам помогут сны героев

- Какова функция сна в литературном произведении?

( сон играет роль пророчества или это форма психологического анализа героя)

Работа над текстом "Сон Настены и сон Гуськова" - двойной сон (гл.10)

- Найдите в снах предвестие трагического финала

( "И ни разу ты меня с ребятенком не видел.. ..... Нет , ни разу..")

- Функция этого сна?

(пророческий)

Вспомним сон Раскольникова (ч.1. гл. 5)

Вывод:

во сне Раскольникова отчетливо видна нравственная основа героя ( сострадание, любовь, пренебрежение чувством страха)

во сне Гуськова - отчужденность , безразличие, равнодушие

Роль сна в повести - выявить основу , суть Гуськова.

-Найдите примеры , доказывающие обесчеловечивание Гуськова

( гл.8 - выл по-волчьи, гл.15-бычок)

Образ волка, его символическое звучение

( в Гуськове действительно просыпается нечто "волчье")

Борьба между волком и человеком мучительна, но исход ее предопределен.

Вывод:

Позиция Распутина связана с мыслью толстого о противоестественности войны. Война приводит к трагическому конфликту социального и природного в человеке. слабые духом люди не выдерживают, в них умирает все человеческое и пробуждается низменное, животные инстинкты.

Война сделала из Гуськова , хорошего работника и солдата, "волка", "зверюгу лесную" И этот процесс мучителен.

6. Образ Настены

Если в Гуськове борьба между волком и душой заканчивается победой животного начала, то в Настене в полный голос о себе заявляет "душа".

-Докажите текстом, что Настена остро чувствует свою вину перед людьми ( с 9гл..)

Это чувство роднит ее с еще одной героиней русской лит-ры - Катериной из "Грозы".

-Найдите общие черты в поведении и чувствах Настены и Катерины

( осознание греха перед людьми, невозможность с ним дальше жить, смерть)

Вывод:

Катерина и Настена сами судят себя высшим судом, нравственным, судом своей совести.

Именно совесть - нравственное ядро русского человека

-Нет ли вины окружающих в смерти Настены?

( есть , люди виноваты лишь отчасти. они только подтолкнули ее к тому, к чему она уже была готова)

- А что станет с Гуськовым? Есть ли хоть малая надежда на то. что смерть Настены "спасет" его¸ подтолкнет к раскаянию? Или, озверившись, он будет безжалостно мстить людям?

( финал открытый)

-Какие ключевые нравственные категории можно выделить в повести?

( стыд, совесть . вина, память)

Именно нравственное начало определяет поведение человека . его судьбу , связь с бытием народа.

Главный урок, который мы должны вынести - осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

Домашнее задание:

1. Написать сочинение - рассуждение по повести В.Распутина "Живи и помни, человек. О чем?"

2.Написать сочинение - рассуждение "Какие чувства вызвало у вас это произведение?"

© 2010-2022