Урок-игра по пьесе А. В. Вампилова Свидание (7класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Сахарова В.А. МБОУ «Тарасинская СОШ»

Класс: 7

Предмет: литература

Тема урока: Пьеса А.В.Вампилова «Свидание»

Тип: изучение новой темы

Вид: игра- путешествие

Форма: работа над текстом, статьёй об А.В.Вампилове, чтение по ролям

Оборудование: портрет драматурга, учебник, мел, кубики, игровое поле, модели машинок, маршрутная карта, опознавательные цвета ( кружочки красного, зелёного, жёлтого цветов), караоке «Смуглянка»

Цели:

-привлечь внимание учащихся к творчеству нашего земляка А.В.Вампилова, драматурга нашего времени;

-совершенствовать культуру общения и культуру поведения

Задачи:

-подготовить учащихся к анализу прочитанного;

-помочь разобраться в мотивах человеческих поступков, соизмерять прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.

Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по пьесе А.В.Вампилова «Свидание». Задумаемся, что же означает слово «свидание», каким оно бывает. ( проблемная ситуация)

Для Вампилова тема любви, взаимопонимания, верности, сердечной чуткости была, пожалуй, главной.

На пути встретятся подъёмы, спуски, повороты в виде рисунков, слов, заданий, содержание которых надо объяснить. А преодолеть их поможет чтение по ролям, знание текста, статьи о Вампилове, ваше мнение, ваша находчивость в трудных ситуациях, взаимовыручка, умение быстро мыслить и , конечно же, культура общения, поведения, соблюдение правил дорожного движения на литературной дороге. Так что путь будет интересным и долгим с остановками для отдыха.

Чтобы получить официальное разрешение на выезд, машины должны пройти техосмотр, а водители сдать экзамен на знание правил дорожного движения, потому что они несут персональную ответственность за безопасность движения по дороге, за жизнь своих пассажиров, за исправное состояние транспорта.


  1. Групповая работа. Выразите своё отношение.

1 группа. «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». В.Гёте

2 группа. «Путём зла не доходят до добра». В.Шекспир.

3 группа. «Счастье - это когда тебя понимают». (Из кинофильма «Доживём до понедельника».

(мнения учащихся по заданиям)

-В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Главное, я думаю, это взаимопонимание, умение «входить в положение» других людей.

4. Итак, начинается наше путешествие.

(см. эпиграф) По литературной дороге езжайте,

Но правила движения соблюдайте.

Маршрут наш начинается и заканчивается в нашем селе Тараса. Заезжаем в город Иркутск, побываем в родном посёлке драматурга Кутулике, на пароме переплывём Ангару, отдохнём в районном центре Бохан.

Не забываем про светофоры - это означает , что вы получили оценки. Физминутки.

Итак, кто самый смелый. ( выбирает машинку, кидает кубик и начинает путь) Время для подготовки 5-10 секунд. Отвечаем по очереди, объясняя значения слов и рисунков.

( звучит музыка)

Эрудиция

1

рисунок рыцарь 2

35 ?

3

штиблеты

4

тротуар

5

30+10

2 6

Отчаяние

12

Сапож-

11 ник

рисунок

10 часы

невежа

9

Кутулик

8

рисунок 7телефон

Завуч

13

Воспитание

14

Мастер

15

Порядоч-

ность 16

«3» светофор17

Счастье

18

Пенсионер

24

рисунок 23пират

Талант

22

Диагноз

21

Студент

20

рисунок 19любовь

Язык

25

Вежливость

26

«4» светофор27

Хам

28

рисунок памятник29

Патриарх

30

Совесть = (х+у…) 36

рисунок гитара 35

«5» светофор34

273; 1; 6;11? 33

Бурят

32

Саша

31

( Объяснение значений слов. Группа приводит примеры из текста. Вопросы для беседы при необходимости)

1. О ком так сказано: «Человек большой эрудиции»? (об отце Саши)

2. Кто такой рыцарь? (издавна считалось, что мерилом мужского достоинства является отношение к женщине)

3. О чём говорит эта цифра? (35 - годы жизни Вампилова 1937- 1972)

5. Для чего нужен тротуар?

6. Что означают эти цифры? (чтение по ролям - стр. 284)

8. Где находится этот посёлок? Назовите все районы округа.

10. Для чего понадобились они? А вам нужны?

11. А что означает: «Сапожник без сапог»?

12. А есть ли выход из него?

13. Кто в нашей школе завуч? Чем занимается завуч?

14. А воспитанность?

17, 27 и 34. Физминутка Погода прекрасная и настроение хорошее. Отправляемся дальше

19. А вы испытали такое чувство?

20. А вы хотите стать студентом в будущем? Наш герой какой?

21. Вы какой диагноз поставите?

23. Почему студент так говорит?

24. А у вас есть пенсионеры?

25. Культура речи.( от добрых слов человеку приятно, тепло на душе. Необходимо бороться за чистоту русского языка. К сожалению, некоторые ребята используют бранные слова. Жаргон- испорченный язык, неправильная речь…

26. Все ли люди соблюдают эти правила?

29. Ухаживаете ли вы за памятником?

30. Кого называют патриархом?

31. В честь кого назван? Есть ли в ваших семьях Саши? Что означает это имя?

32. Как называется наш округ?

33. Что означают эти цифры? 273- новеллы, 1- роман, 6 -пьесы, 11- писательская судьба оказалась короткой

34. (отдых) Можно ли представить школу без улыбок и смеха детей?

-Я хлопну в ладоши и скажу предложение, а вы, дорогие мои, повернётесь друг к другу и мило улыбнётесь. Итак, какие хорошие и любознательные дети сидят в этом классе! (все улыбаются). Продолжаем наш путь.

35. А кто из вас умеет играть на гитаре? Какого исполнителя этот атрибут? (бард - автор-исполнитель)

36. Совесть- внутренний голос человека = вежливость+ чуткость.


  1. -Наше непростое время повлияло на традиционные представления о счастье, долге, о смысле жизни. Люди стали другими: жестокими, грубыми, чёрствыми, равнодушными.

Замечаешь иногда, что грубых и самоуверенных ценят больше, чем воспитанных. Такие чаще всего сейчас и побеждают, а интеллигентный, скромный человек остаётся в стороне, а иногда даже подвергается унижению и оскорблению.

И всё же человек должен быть вежливым, порядочным со всеми окружающими, независимо от того, кто они. Но в то же время нужно уметь постоять за себя, не дать себя в обиду.

Вернёмся к главному вопросу нашего урока: что же означает слово «свидание»? Каким оно бывает? (ответы учащихся) ( встреча людей, также заранее условленная встреча двух влюблённых).

- У девушки и студента состоялось первое свидание, но не такое, каким они себе его представляли.

Пьеса «Свидание» заставляет нас задуматься о многом: как мы относимся к своим родным, знакомым, к незнакомым людям.

Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, вежливость, совестливость должны быть всегда.

Автор оставляет финал открытым, и мы, исходя из своего жизненного опыта, додумываем эту историю, судьбы персонажей. Драматург подвергает нас нравственному испытанию: какими мы будем в такой ситуации, есть ли у нас культура общения, уважение друг к другу.

6.Оценки.

7. Домашнее задание. Напишите отзыв об уроке: что понравилось, что нет

- Вот и закончилось наше путешествие по литературной дороге драматурга А.В.Вампилова. Я думаю, что у нас с вами состоялось свидание, деловая встреча. Спасибо. Молодцы!

До свидания! (посылаю воздушный поцелуй


© 2010-2022