Исследовательская работа по литературе Своеобразие структуры романа М. Шолохова Тихий Дон

Работа содержит подробную информацию по структуре произведения, которую можно использовать на уроке литературы в 11 классе, посвященных изучению романа М.Шолохова "Тихий Дон". В исследовательской работе есть приложение, в котором дано тематическое своеобразие глав по книгам и список использованной литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Чамеровская средняя общеобразовательная школа

Весьегонского района Тверской области








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Своеобразие структуры

романа М.Шолохова «Тихий Дон»




Выполнила

учитель русского языка и литературы

Москвина Елена Васильевна





2015

Роман М.Шолохова «Тихий Дон» - сложное, многоструктурное произведение, состоящее из четырех книг - восьми частей. В таком формальном признаке, как деление на части, «получила свое отражение историческая основа»i. « Тихий Дон» имеет около девяноста печатных листов, - рассказывал писатель до войны корреспонденту «Известий» Исааку Экслеру, одному из первых приоткрывая завесу над историей создания романа. - Всего же мною написано около ста листов. Удалить пришлось листов десять... А вообще материала было так много, что одно время я подумывал о пятой книге романа»ii. Что это именно так, подтверждает четвертый том «Тихого Дона», наиболее объёмистый, в нем печатных страниц на сто больше, чем в ранее вышедших томах. Произведем несложный подсчет. В собрании сочинений М.А.Шолохова (изд-во «Правда», 1980) четыре книги романа составляют свыше 1800 страниц печатного текста. Книга первая включает в себя три части, вторая - четвертую и пятую, третья - шестую, четвертая - седьмую и восьмую. Все книги и части примерно равны по объему, за исключением четвертой книги и шестой части, которые превышают остальные. Третья книга имеет только одну часть (шестую), которая насчитывает 65 глав, и почти в два раза больше всех остальных частей произведения. Роман состоит из двухсот тридцати двух глав, среди которых есть главы исторические - 69 , главы, рассказывающие об истории семьи Мелеховых - 95, вставные главы - 70, главы с любовным сюжетом - 8 и т.д. (см. таблицу 1). Количество исторических глав возрастает по мере создания текста, и больше всего их во второй и третьей книгах, так как в них рассказывается об империалистической войне, революционном движении и гражданской войне. С введением в роман событий первой мировой войны бытовые и семейные сцены не исчезают со страниц «Тихого Дона», их примерно равное количество во всех книгах, они начинают чередоваться с батальными эпизодами. Например, во второй книге части четвертой первые четыре главы посвящены описанию империалистической войны: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой»iii, а в пятой, шестой и седьмой главах рассказывается о семье Мелеховых и некоторых других семьях хутора Татарского: «Сбочь хутора Татарского, по небу, изморщенному седой облачной рябью, колесило осеннее солнце.»iv; далее снова продолжается повествование о войне: «Первую бригаду одной из пехотных дивизий, находившуюся в резерве Юго-Западного фронта...»v. Такое структурное строение глав свойственно всему роману.

Дальнейшее расширение рамок повествования, все более широкий охват событий войны и революции продолжает совмещаться с пристальным вниманием автора к местному колориту, к тем изменениям бытового и семейного уклада, которые определялись условиями переломной революционной эпохи. Своеобразие структуры романа, чередование глав исторических и семейно-бытовых показывают, как распадается веками складывавшийся быт, ломается казавшийся незыблемым традиционный уклад. И в этом коренном изменении привычного образа жизни казачества ощущается отзвук исторических событий, революционный, переломный характер эпохи, крутые изломы судеб, сознания и психологии героев.

Уже в первых двух частях «Тихого Дона» задается особая мерность композиционного решения огромного художественного текста: рассказ движется небольшими главками (от одной до шести страниц объемом), каждая из которых - завершенный эпизод, сценка, картина, этюд - сгущает поток жизни в избранные моменты и коллизии, созидающие в целом разнообразное, живое полотно существования хутора Татарского, семей Мелеховых, Астаховых и т.д. Экскурсия в предысторию, камерные сцены выразительно чередуются с массовыми, хоровыми, где в динамическом контрапункте выплескиваются народные голоса и мнения в самом широком и живописном диапазоне или рисуются своего рода этюды коллективной жизни, то мирной, то пошатнувшейся, осиротелой, военной, а то и вовсе порушенной на корню гражданским противоборством и остервенением.

В романе «Тихий Дон» «действие начальных глав развивается медленно, ибо внимание автора сосредоточено на тщательном, порой на этнографически точном описании быта казацкого хутора, целых семей, различных по своему социальному положению. И охват событий здесь ограничен (в первых двух частях) преимущественно жизнью хутора Татарского и поместья Ягодного»vi. Художественным пространством первой части становится, кроме дома Мелеховых, луг, поле, Дон, поместье Ягодное.

Преимущественно закрытое, замкнутое пространство первой и второй частей сменяется открытым историческим пространством - империалистической войны в третьей части, завершающей первую книгу «Тихого Дона». «11-я кавалерийская дивизия после занятия Лешнюва с боем прошла через Станиславчик, Радзивилов, Броды и 15 августа развернулась возле города Каменка - Струмилово»vii - так начинается Х11 глава третьей части. А ХУ11 глава этой же части начинается описанием дома Мелеховых: «Мелеховы на двенадцатый день после известия о смерти Григория получили от Петра два письма сразу»viii. В тексте романа видно, как Шолохов использует принцип «пульсирования»: пространство то сужается до изображения хутора, дома, комнаты, сеней и т.д., то расширяется до описания огромных пространств. Этот своеобразный принцип организации художественного пространства передает ритм трагического времени, его «пульс». Противоречивая фигура донского казака поставлена перед лицом этого события общенационального и всемирно-исторического значения, перед лицом широких народных масс, участвующих в войне. Выдвижение на первый план событий начала войны было вместе с тем выдвижением на авансцену Григория Мелехова как центрального героя «Тихого Дона» и тесно связанного с линией Григория фронтового казачества, а также проблемы взаимодействия человека и истории, вины исторических обстоятельств перед судьбой личности. Об этом говорит А.Хватов: «Проблема «человек и история» ставится в «Тихом Доне» как проблема ответственности личности перед историей и истории перед личностью»ix.

Особенностью художественной структуры третьей части является так же и то, что образ Григория в своей главной тональности здесь предельно сближен с образом повествователя. Нельзя недооценивать значение дневника погибшего в бою безымянного студента, оригинально использованный Шолоховым. «Дневник использован для развития основных тем романа»x.

Этот документ интеллигентского сознания прекрасно работает как фон, перебивка планов, своеобразная фигура сравнения, рельефно выделяющая главное - народный тип чувства и переживания.

По мнению Гуры В., «принцип двуплановости становится с конца первой книги характерной структурной особенностью «Тихого Дона». Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои. Как и в «Войне и мире» Л.Толстого, картины мира в романе Шолохова перемежаются картинами военных действий»xi.

Начиная со второй книги (четвертой части), развитие действия «Тихого Дона» резко убыстряется, структура второго тома опять-таки определяется логикой исторического развития, движения народных масс в революции.

«В шестой части «Тихого Дона» Шолохов отходит от прямого изображения исторических событий и утверждает такой способ повествования, при котором углубленный психологический анализ отдельных характеров уже играет определяющую роль (что вовсе не противоречит эпичности повествования)»xii. Шолохов всматривается «в детали психологических переходов у своих персонажей ( впрочем, далеко не у всех)»xiii, особенно в шестой части. Например, «Григорий всегда, сталкиваясь с неприятелем, находясь в непосредственной от него близости, испытывал все то же острое чувство огромного, ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться»xiv. В связи с таким структурным строением объём шестой части превышает все остальные.

В седьмой и восьмой частях рассказывается о судьбе Григория Мелехова и истории семьи Мелеховых. Эти части составляют четвёртую, завершающую книгу, которая, как уже говорилось выше, превышает по объёму все книги эпопеи.. А по количеству глав четвертая книга самая маленькая ( их в ней всего 47). Для сравнения: в первой - 68, во второй - 65, в третьей - 51. «Седьмая часть романа построена на сопоставлениях, а восьмая - на контрасте межу Мелеховым и хуторянами. Двухплановость и контрастность - характерные черты построения последней части романа»xv. Последние две книги отличаются тем, что в них наибольшее количество вставных конструкций. В третьей книге их - 26, в четвертой -25. « Система вставок - от крупных глав до мелких эпизодов - вообще характерна для шолоховской художественной структуры романа . Шолоховские вставные новеллы являются ограниченной частью образной системы. Эти вставки так тесно связаны с повествованием, что их нельзя вынуть, серьёзно не нарушая основной сюжет. В ещё большей степени это относится к «вставным» главам (например, глава о Наталье, («рассекающая» встречу Степана с Григорием на охоте). Органичность вставок с обрамляющими эпизодами достигается единством тематики или персонажей или того и другого вместе»xvi.

Существует прямая связь между шолоховской вставной новеллой и замедлением и ускорением повествования. Все это взаимосвязано и взаимообусловлено. Обращаясь к приему вставной новеллы - рассекая ту или иную ситуацию и заполняя «разрыв» новым эпизодом - писатель замедляет повествование. Прием замедления вошел в структуру и стиль «Тихого Дона» из самой жизни.

Обширная эпопея Шолохова проникнута чувством движения. На наших глазах совершается исторический процесс. Это движение истории не только определяет построение эпопеи, проявляется в общих картинах, судьбах героев, оно влияет на структуру повествовательного языка автора.

Якименко Л. говорит о том, что «Шолохов широко использует в «Тихом Доне» авторский рассказ - предварение. Повествуя об определенных конкретных событиях, писатель часто указывает на то значение, которое эти события могут иметь в будущем»xvii. Такой прием изображения создает ощущение эпичности исторического движения. А форма рассказа - обобщения дает возможность писателю, сохраняя всю конкретность повествования, свести воедино многие явления жизни. В такой форме повествования наиболее отчетливо видно влияние исторически значимых событий на жизнь народа.

В романе идет течение обыденной общей жизни (как в первых частях) или хроникально-историческое повествование ( четвертая, пятая, шестая части), и в них накаляются точки эмоционального сгущения, вспыхивают особенно заряженные места текста, производящие наибольшее впечатление. Это сцены любви, межчеловеческих отношений в семье, в малом социуме хутора или военного отряда, вообще весь ареал эроса в широком смысле слова: страсть, нежность, ревность, страдание, дружба, солидарность, переплетение человеческих характеров и судеб, например, сцена свидания в полночь Григория и Аксиньи в книге первой, части первой главе девятой, Это проводы казаков в майские лагеря в книге первой части первой главе третьей, описание отношений в семье Мелеховых в книге второй части пятой главах восьмой и девятой и т.д.; это и эпизоды индивидуального и массового насилия, издевательств над человеком и людьми, жестокости и убийства - сфера смерти, трупная изнанка жизни. Таковы полюсы романа - эрос и смерть: их противостояние, а временами и схождение - сюжет особый и важнейший; в нем чаще всего и выявляется глубинная авторская мысль о человеке вообще.

Лирические описания, развернутые диалоги, дневники (записная книжка студента, которую находит Григорий Мелехов в книге первой части третьей главе одиннадцатой), письма (пишут домой многие герои романа: Петр и Григорий Мелеховы, Евгений Листницкий и т.д.) приказы, исторические документы, многообразие действующих лиц, главных и эпизодических (а всего их в романе по подсчетам С.М.Семанова, восемьсот семьдесят человек), - все это художественно едино выражает основную, проходящую красной нитью через весь роман идею: раскрыть закономерности войны и революции, как трагических поворотных событий, показать их влияние на все стороны человеческой жизни. Разрешение основных конфликтов произведения при трагическом завершении сюжета свидетельствует о композиционном искусстве Шолохова, показавшего противоречивые судьбы героев как участников всемирно-исторических событий, дела людей, в муках и крови ищущих истину.

По мнению А.И.Солженицына, «нагруженные своды такой размашистой эпопеи требуют во многих местах - художественных опор»xviii. И Шолохов предусматривает это, и расставляет более или менее равномерно вдоль повествования. Такие художественные опоры, как пейзажи, портреты персонажей и черты их характеров, внутренние и внешние жесты героев, немногие любовные сцены.

Шолохов постоянно проявляет зоркую наблюдательность за реальными фактическими деталями, явлениями, бытовыми предметами - мелкие предметные наблюдения щедро рассыпаны по книгам, автор настойчив а сборе таких наблюдений и сохранении их. «Это дает повествованию крепкую плоть»xix. «Сухо чмокнув, лопнула толстая леса», «скрипит люлька» (кн.1, ч.1, гл.3), «внезапный клекочущий и близкий крик ворона в лесу» (кн.1, ч.2, гл. 8) и т.д. Вот «плыло в синеватой белизне солнце». Вот «млело поле с нескошенными делянами жита, с жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного столба»xx.

Единство художественной структуры романа-эпопеи определяется развитием всего широкого сквозного потока общего действия, основывающегося на многоконфликтном, многоплановом повествовании, на богатых и развитых общественных связях героев, в соотношении характеров которых и раскрывается основная идея произведения. Многообразие сюжетных линий или многоплановой композиции неизбежно, ибо только такое многообразие способно охватить широкий круг людей и выразить единую концепцию произведения как художественного целого.

По словам А.Бритикова, «структура романа-эпопеи не копирует историческую хронику действительности. Она вбирает историю народа, переплавленную в человеческих страстях, закодированную, так сказать, в индивидуальных судьбах. Важнее всего поэтому движение героя внутреннее - постижение им сути исторической жизни»xxi.

Структура романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» разнообразна, многопланова. Используя разнообразные принципы построения художественного произведения, автор создает образ главного героя, Григория Мелехова, и показывает влияние истории на судьбу человека.

iЯкименко Л. «Тихий Дон» М.Шолохова. М. 1958. стр. 494-495

ii Шолохов М. Собр. соч. в восьми томах, т.8 М. 1986. стр.184.

iii Шолохов М.А «Тихий Дон» М.1991. кн.2 ч.4 гл.1 стр.310.

iv Там же кн.2 ч.4 гл.5 стр.349

v Там же кн.2 ч.4 гл.8 стр. 367

vi Маслин Н. Роман Шолохова. М. 1963. стр.62-63

vii Шолохов М.А. «Тихий Дон» книга М.1991.1, часть 3, гл. Х11. стр. 252

viii Там же к.1 ч.3 гл. ХУ11. стр.274

ix Хватов А.И. На грани в борьбе двух начал // Художественный мир Шолохова. М. 1978. стр.246

x Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова М. 1964. стр.123 - 124

xi Гура В. Как создавался «Тихий Дон» М. 1997. стр.133-134

xii Маслин Н. «Роман Шолохова» М. 1963. стр. 68

xiii Солженицын А. Приемы эпопей // Новый мир №1. 1998. стр.181

xiv Шолохов М.А. «Тихий Дон» М.1991. к.3 ч.6 гл.1Х стр.509

xv Лежнев И. Путь Шолохова М. 1958. стр.339 - 342.

xvi Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М. 1964. стр.125 - 127

xvii Якименко Л. «Тихий Дон» М.Шолохова. М. 1958. стр 507 - 509

xviii Солженицын А.И Приёмы эпопей // Новый мир .1998. №1 стр.189

xix Там же стр.182

xx Шолохов М. Тихий Дон М.1991. кн.1 ч.3 гл.5 стр.207

xxi Бритиков А.Ф. Мастерство М.Шолохова. М. Л. 1964. стр.108




П р и л о ж е н и е 1.

Таблица 1

Сводная таблица о количестве тематических глав в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».

Темы глав

1

книга

2

книга

3

книга

4

книга

Всего

в

романе

Исторические

4

28

26

11

69

Об истории семьи Мелеховых

16

7

16

20

60

О судьбе Григория Мелехова

10

3

11

12

35

Вставные главы

8

11

26

25

70

С любовным сюжетом

5

-

2

3

10

Дневники

1

-

-

-

1


© 2010-2022