Генезис понятия «диалог» в философии и литературоведении

This essay is about new way of educational technologies such as dialogue technology and Socratic Method of teaching. It is considered as instrument of teaching and way to make an individual, developing person with ability to express his own thoughts, ideas. This technology helps student to communicate without any problems – create and express his thoughts logically, grammatically and stylistically correctly, and also make a good listener, which is very hard nowadays. There you can find the histo...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Генезис понятия «диалог» в философии и литературоведении

Диалог, как инструмент воздействия на человека и его ход мыслей, и как литературный прием, разрабатывался уже в 3-2-м тысячелетиях до н.э. В философских и литературных трудах Древнего Египта, Междуречья, в «Торе», «Ригведе», «Упанишадах», «Махабхарате», «Илиаде», «Одиссее» диалог использовался довольно часто.

В «Шицзине» Конфуций умело вплетает «диалог» между строк, который виден читателю при внимательном прочтении песен и гимнов. В это же время диалог нашел отражение в Библии, точнее в притчах Соломона, и получил название - «спорный» [8, с. 23-45]. Так, Рольф Байер, немецкий исследователь, писатель, историк, считал, что притчи были рождены в горячем споре царя Соломона и царицы Савской. Как известно, в те времена, словесные поединки в Передней Азии устраивались часто, в особенности между старейшинами различных племен [9, с. 67-68].

В первой половине 1-го тысячелетия до н.э. известный философ Сократ, подвел итог всех идей, мыслей, аксиом в развитии диалога. Сократ - основатель майевтики - это особый метод диалога. Данный метод используется и в наши дни и получил название сократический метод обучения, которые мы рассмотрим далее.

Б. Рассел, английский ученый XX века, выделил у Сократа два типа ведения диалога: «диалог равных» и «диалог неравных» [44, с. 27].

«Диалог равных» вели мудрецы, чтобы ознакомиться с доктринами разных школ. Такие диалоги в истории бывали редки. Философы встречались и встречаются ради того, чтобы одержать победу или уничтожить соперника. «Диалоги равных» - исключительное достижение Сократа в реализации потенциала развития собеседника [8, с. 24-33].

В качестве примера диалога равных можно привести древнеиндийский эпос «Махабхарата», в котором диалог носит дискурсивно-дискуссионный характер, где две противоборствующие стороны, Кауравы и Пандавы, по очереди высказывают свои мысли относительно проблемы войны между родственными кланами рода Бхаратов раздора [13, с.12-18]

В диалоге неравных собеседниками являются, как правило, учитель и ученик. Такие диалоги вели Конфуций, Мэн цзы, Мо Ди и другие мудрецы Китая, Индостана, Центральной Азии, Междуречья, Средиземноморья. Эти уроки были организованы по принципу: вопрос ученика - ответ учителя. Учитель задавал вопрос, ученик отвечал на него, а затем учитель давал свой ответ. Иногда вопрос задавал представитель другой школы в присутствии учеников, и учитель отвечал на него, как бы показывая пример ученикам. Софисты, спорщики (бяньчжэ) и апоретики продумывали заранее вопросно-ответные ходы, задавали вопросы неискушенным ученикам и вели их по проторенным дорожкам к часто парадоксальным целям- выводам. Например, апория Гунсунь Луна «О белой лошади» [13, с. 18-19].

Диалоги неравных гораздо чаще, нежели диалоги равных, использовались и используются в педагогических целях [7].

Итак, проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи Эллинизма - Эпикур, Демокрит, Зенон. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом.

В средние века диалог использовался преимущественно в нравственных целях. Внутренне диалогичен философский трактат Абеляра "Да и нет"(1122 г.). А в другом своем сочинении "Диалог между философом, иудеем и христианином" он предвосхитил не только диалог конфессий, но и диалог культур [6, с. 98-103].

Хотя диалог, как форма межчеловеческого общения, существует с очень давних времен, но по-настоящему проблемами диалогических отношений занялись немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг около 200 лет назад. В это время они исследовали проблемы субъекта и его познающих возможностей, субъективных и межсубъективных отношений. Далее, развивая идеи Фихте об инаковости и взаимообусловленности "я" и "другого", Л. Фейербах дает начало исследованию диалога начала XX века [64, с. 53-59].

И.Гердер считал способом взаимодействия культур сохранение культурного многообразия. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Мы согласны с его мнением, что изменения не должны затрагивать "ядра" культуры. Современные культуры сформированы в результате многочисленного и длительного культурного взаимодействия. В историческом плане обращение к диалогу всегда является свидетельством смены научной парадигмы. Возникновение диалога в античности было показателем того, что мифологическое сознание сметалось философско-дискурсивным, критическим сознанием. Диалоги эпохи Возрождения показывали, что формируется новая парадигма, новый тип сознания [64, с. 156-160]. Cложность и многомерность диалога дает неисчерпаемые возможности для его исследования. В начале XX века этой проблемой занимались М. Бубер, Ф.Гогартен, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Коэн, Ф. Эбнер и другие. Классиком теории диалога считается Мартин Бубер. Его труд о диалоге "Я и ты" вышел на русском языке только в 1993 году. Центральная идея философии М. Бубера - бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Диалог созидателен и спасителен, когда он осуществляется при посредстве Бога, его заповедей о нравственности и любви. Именно в этом диалоге выявляется жизненность и самого Бога. Исходным пунктом концепции М. Бубера служит диалогический принцип. Человек обретает собственную сущность, только вбирая в себя всечеловеческое, соотнося себя с другими людьми [25, с. 5-9].

Проблемами диалога занимались в социолингвистике (Л.Щерба, Л.Якубинский, литературной и философской герменевтике (Х. Гадамер), феноменологии (Х. Гуссерль, М. Мамардашвили), фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер), литературоведении и семиотике (А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Лакшин, Ю. Лотман), в основах коммуникации (А. Моль, В. Борев) и т.д. Взаимодействие культур исследовали К.Леви-Стросс, Г.Хершковец, С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, Н.Иконникова и другие. Межкультурное общение складывается по мере предметных пересечений, выстраиваемых деятельностью языка. Согласно Х.Гадомеру диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого [46, с. 110-112].

М. Бахтин наметил новую методологию гуманитарного знания, утвердил центральное значение диалога в культуре, многоголосия культур, способствовал появлению ряда исследователей диалога культур ( А. Баткин, Г. Бирюкова, М. Каган, В. Маклин, Н. Перлина и другие) [11, с. 38-39]. Появилась "школа диалога культур" (В.Библер). В трудах В. Библера тема диалога истолковывается как диалогическая настроенность на взаимодействие противоположностей. Коммуникативная этика Ю.Хабермаса предполагала, что в диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания [14, с. 3-7].

До недавнего времени диалогу придавалась преимущественно литературно-философская форма. Как философский термин "диалог" начал выделяться только в самое последнее время. В Новейшем философском словаре, изданном в Минске в 1999 году, диалог понимается как "...информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание" [64, с. 111-120]. Мы согласны с Г. Бирюковой, которая, в своем диссертационном исследовании «Диалог: социально-философский анализ» даёт следующее определение: "Диалог есть самонастраивающаяся адаптивная система коммуникации, где возникает феномен "пространства коммуникативной соотнесенности" и, стало быть, возникает само понимание... диалог предстает собой способ выяснения и понимания индивидами идей общего блага с целью обеспечения совместных условий для самореализации" [16, с. 23-29].

Таким образом, анализ научных работ дал возможность выделить самые важные аспекты изучаемой проблемы, в отдельности выяснить, что метод использования диалога как основное средство познания сущности вещей известен еще с Античности. Идея познания мира и открытие истины принадлежит Аристотелю, и его теория про познание продолжил раскрывать Платон. Познание сущности вещей с помощью единства мышления и общения (диалога) пребывало в центре внимания мыслителей периода Возрождения, в частности М. Кузанского и Г. Галилео. Способ познания сущности вещей был широко разработан в немецкой классической философии ( И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Ученые-философы гуманитарной герменевтики Е. Гуссерль, Ф. Шлейэрмахер, В. Дильтей сосредоточивали внимание на человеке (читателе), который в результате творческой встречи с автором произведения вступает с ним в диалог [1, с. 20-22].

В последнее время достаточно активно исследовались различные аспекты диалогового взаимодействия в образовательном процессе: педагогические приемы организации диалога на уроке (Балакина Л.Л.,), организация профессионального общения педагогов в процессе повышения их квалификации (Казачкова Т.Т.), организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации (Горовая В.И.), подготовка учителей к развивающему педагогическому диалоговому взаимодействию с учащимися, формирование культуры диалога специалиста социально-культурной сферы (Ускова Н.Г.), педагогические возможности диалога в образовании (Седов В.А.) и др. [42, с. 70-72].

Из выше сказанного следует, что применение диалога в зависимости от поставленных задач, является эффективным в учебной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутин А.В. Диалог о диалогике / А.В.Ахутин // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 142-147

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г.Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 218 с.

  3. Библер В.С. Диалог культур / В.С.Библер // Управление школой. - 1987. - № 3. - С. 35-43.

  4. Бирюкова Г.М. Диалог: Социально-филосовский анализ: автореф. Дис. Соискание на науч. степень док. ф. наук: спец. 09.00.11. «Социальная философия» / Г..Бирюкова. - Иваново, 2000. - 28 с.

  5. Бородай Т.Ю. Историка-стилистическая специфика основной терминологии диалога Платона «Тимей»: автореферат. Дисс…соискание на науч. степень канд. пед. наук: спец. 88.91.22 «прикладная педагогика» / Т.Ю. Бородай. - Воронеж, 2008. - 321 с.

  6. Головко М.В. Загальні тенденції та псилохолого-педагогічні проблеми запровадження сучасних технологій навчання / М.В.Головко // Новітні технології навчання; науково-методич. зб. - К., 2003. - С. 82-92.

  7. Даль В.И. Толковый словар живого великоруського язика / Владимир Иванович Даль: в 4-х т. - М.: Просвещение, 1989.

  8. Диалог в культуре и истории: конф. Молодых ученых. - М., 1993. - 198 с.

  9. Диалогическая речь основы и процесс: І Международный симпозиум. - Йена-Тбилиси, 1980. - 260 с.

  10. Диалог о диалоге: Межвузовский сборник научных трудов . - Саранск, 1991. - 200 с.

  11. Диалог. Теоретические проблемы и методы исследования: сб. науч. аналитич. обзоров. - М., 1991. - 176 с.

  12. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс / Виктор Андреевич Канке. - М.: Логос, 1997. - 450 с.

  13. Король А.Д. Эвристический диалог в проектировании содержания образования / А.Д. Король // Качество образования: материалы VI междунар. науч. метод. конф. / под общ. ред. Н.В.Пустового. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2005. - С. 644-646.

  14. Король А.Д. Педагогическая сущность диалога в реформируемом образовании / А.Д. Король // Труды научного семинара «Философия-образование-общество» / под ред. В.А.Лекторского. - М.: изд-во НГТУ, 2007. - .4 - С. 67-77.

  15. Новейший философский словарь / под ред. А.А.Грицанова. - Минск,: Научное издание, 1999. - 603 с.

  16. Словарь иностранных слов / под ред. И.В.Лехина. - М.: Альта-Гринт, 2008. - 544 с.

  17. Словарь современного русского языка / под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: Просвещение, 1995. - 507 с.

  18. Apel, K-O. (1987). The problem of philosophical foundations in light of a transcendental pragmatics of language. In Kenneth Baynes, James Bohman, & Thomas McCarthy (Eds.), After philosophy: End or transformation? (pp. 250-290). Cambridge, Mass.: MIT Press.

  19. Burbules, N. C. (1993). Dialogue in Teaching: Theory and Practice. New York: Teachers College Press.


© 2010-2022