Интегрированный урок по чтению и музыке в 4 классе на тему: Первый снег

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по чтению и музыке в 4 классе

Тема урока: Первый снег глазами поэта и композитора.

Цели урока:

1) расширить знания учащихся о творчестве В.Я.Брюсова; П.И. Чайковского, ознакомить с русской народной песней;

2) воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе; содействовать воспитанию культурного, высоконравственного человека.

3) развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

Языковой материал: Учебник «Чтение. 4 класс. Авторы: Давлетбаева Р.Г., Сахипова З.Г., Азнабаева Ф.Ф., Гималова Л.Г.»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись музыкального материала П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (ноябрь), запись русской народной песни, раздаточный материал (снежинки из цветной бумаги со стихотворениями, карточки для пробы пера), наглядный материал (карточки со словами для задании «Ассоциации», снежинка).

Ход урока

Начало урока

1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке все для нас,

За работу, в добрый час!

2. Приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-Сегодня у нас необычный урок, почему необычный мы узнаем, прочитав эпиграф (слайд)

"Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный" (Ульям Шекспир)

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.

Учитель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о поэзии и музыке. А к теме нашего урока мы приблизимся угадав загадку (слайд 2):

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла … (Зима)

-Давайте проверим наш ответ: правильно зима

- Ребята скажите, что вы представляете перед собой, когда слышите слово зима?

Ассоциации: снег, холод, лёд, Новый год, санки, каникулы

- Какая, по-вашему, бывает зима? Отвечаем по одному. Каким бывает снег? Какой лёд вы видели?

Учащиеся:

Зима (о характере погоды, о наличии снега): белая, вьюжная, метелистая, морозная, мягкая, пуховая, седая, серебряная, суровая, туманная.

Снег: белый, искристый, лучистый, ослепительный, пепельно-серый, сверкающий, слепящий, чистый, яркий, скрипучий, шершавый, нежный, пушистый.

Лёд: белый, голубой, мутный, серый, стеклянный, хрустально-прозрачный, гладкий, колкий, хрупкий, ломкий, тонкий, блестящий.

Учитель: Откуда мы узнаём о приближении зимы?

Учащиеся: Становится холодно, идет первый снег, реки начинают покрываться льдом.

Учитель Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова «первый снег», а также послушаем музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (ноябрь) и ознакомимся с русской народной песней.

Основная часть

1. Знакомство с биографией и творчеством поэта.

Учитель: Итак, ребята посмотрите на экран (портрет поэта, слайд 3), - это Валерий Яковлевич Брюсов. Он в 3 года научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Так говорят о человеке, который много читает. Именно с таких людей нужно брать для себя пример. Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк. Сочинять он стал с 8 лет, 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. В 1900 году был напечатан сборник стихотворений В. Брюсова «Третья стража», который принес ему признание.

2. Словарная работа

Учитель: Прежде чем прочитать его стихотворение «Первый снег», мы познакомимся с новыми словами (слайд 4)

Грёзы - мечта (аудирование, орфограмма, синоним (О чём вы мечтаете?)

Экипаж-повозка (аудирование, орфограмма, синоним (Что можно погрузить в повозку?)

Лазурь - синева (аудирование, орфограмма, синоним) (небо синего цвета)

Воплощение - исполнение (аудирование,орфограмма, синоним) (чего? Желаний. Какие желания у вас исполнились? Когда обычно исполняются желания?)

3. Чтение стихотворение учителем

Учитель: Какие чувства появились у вас после чтения данного стихотворения?

(чувство ожидания праздника, ощущения себя в сказочном мире)

4. Разминка. Работа над дикцией

- А теперь поработаем над дикцией


Сад в снегу и лес в снегу, а по лесу я бегу. (слайд 5)

5. Работа над выразительностью

Учитель: Расставьте паузы, логическое ударение и прочитайте про себя

6. Чтение про себя.

7. Физминутка для глаз (слайд 6)

8. Чтение стихотворения учащимися

9. Анализ по вопросам

Учитель: - Главная тема стихотворения? (первый снег)

- С чем сравнивает автор первый снег?(серебром,жемчугами)

- О чем хотел сказать автор написав это стихотворение (В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.)

- В каких строках мы видим ощущение сказки? (волшебством озарены)

- Главная мысль? (показать красоту первого снега и связывает его с волшебной сказкой, со сном)

10. Поэтическая разминка (работа по парам)

Учитель: Ребята скажите, что такое рифма? (рифма-созвучие в конце стихотворных строк)

- Выделим рифму (Рифма в 1-3 и 2-4 строках) на стихотворении показать

-А теперь мы с вами будем работать по парам, нужно подобрать рифмованные слова к слову

Снежинка

Корзинка

Пушинка

Травинка

Росинка

Картинка

Косынка

-Проверяем, с каждой пары по одному читают слова .

- А теперь давайте немного отдохнём

11 . Физкультминутка

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Поспешили на прогулку (шаги на месте)

Взрослые и дети.

12. Проба пера

« Ожившие снежинки»

- Я предлагаю вам снежинки, в которых написаны стихи, но вам нужно самим правильно подобрать и дописать нужные слова и прикрепить снежинку на доску" и у нас получится наш снегопад.

1)Выпал беленький снежок,
Он похож был на пушок.
Падает и (кружится),
И замерзли лужицы".

2) "Наступили холода,
Зима снежная (пришла).
Белым снегом все одела
И морозы принесла"

3) . "Вот зима пришла седая
И метели посылает,
Выпал беленький (снежок,)
Рады мы: я и Дружок!"

4) "Снежная зима пришла
И морозы принесла,
Одевает всем ………..,
Ждет с детьми игры в снежки!"

5) "Снег летает и кружится,
Белая вся улица.
Хоть и холодно сегодня,
Мы не будем хмуриться!"

( Ребята читают, выходят и прикрепляют снежинки на доску и получился «Снегопад»)

- У нас Горбунов Роберт сам написал четверостишье и теперь к вашему вниманию прочитает его. Молодец! Ребята вам понравилось?

- Домашнее задание по чтению будет у вас проба пера и вы попробуйте написать четверостишье о зиме.

13. Прослушивание музыка из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года» (ноябрь), в сопровождении просмотра картины А.П. Пластова «Первый снег»

Учитель: Ребята посмотрите на экран. Вы видите картину Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» (слайд 7).

- А сейчас, предлагаю вам очутиться в этой картине и заново вспомнить чувства, которые появились при виде первого снега. И нам в этом поможет музыка (музыка).

-Вам понравилась музыка?

- Какие чувства у вас появились?(чувство праздника)

- Что вы себе представили?( представляем зимние игры: катание на санках, на лыжах,

как дети лепят снежную бабу, игры в снежки)

- Это была музыка из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года» (ноябрь) (портрет, слайд 8).

- Ноябрь хоть и осенний месяц, но зима уже предстаёт в своём обличье. Чайковский сказал:

«Стоят морозы, но солнце ещё немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами» и поэтому написал эту прекрасную музыку

14. Прослушивание и анализ песни «Здравствуй, гостья-зима!» (слайд 9) Учитель: Сейчас к вашему вниманию я предлагаю русскую народную песню «Здравствуй, гостья-зима!», а вы ребята внимательно прослушайте и подумайте, к какому жанру она относится, и какие средства музыкальной выразительности здесь услышите?

(прослушивание)

(Показать наглядности про китов, рисунки характера музыки)

- Как вы думаете, какому жанру по назначению относится данное произведение? (песня-танец)

- Ребята, скажите какой характер данной песни? (весёлая)

- Какая мелодия? (отрывистая)

-Темп какой? (умеренный)

- По способу исполнения, что вы можете сказать? (соло)

-Что вы можете сказать о музыкальных инструментах исполняющие данную песню? Как называем, когда исполняют много инструментов? (оркестр)

15. Исполнение песни

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим песню о снежинках.


Заключительная часть урока

1.Объяснение и запись домашнего задания

Учитель: Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание:

- написать четверостишье о зиме

- прослушать русские народные песни о зиме

2. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 10)

- Поговорим об уроке. Перед вами выражения, и используя их составьте предложения.

  • сегодня я узнал (а)…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал(а), что…

  • урок дал мне для жизни…

  • я попробую…

  • я научился(лась)…

3. Выставление и мотивация оценок.

Учитель: Сегодня на уроке я довольно вашими ответами. Особенно активно участвовали ……….. я ставлю оценку «5», а …………………… нужно немного подтянуться ставлю «4» и «3»оценку



© 2010-2022