ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ Тема: ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

План-конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Простое осложненное предложение Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями; 2.закреплять умение   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения;  3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения 4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.   Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран,  компьютер, презентация.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План-конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: Простое осложненное предложение


Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.

1. - На уроках литературы мы часто с Вами говорим об ассоциативном мышлении, сегодня урок русского языка я хотела бы начать с этого же. Я назову слово, а Вы скажите, какие ассоциации у Вас возникли. Итак, слово «дверь».

(Вход, открытие. Дверь - препятствие, которое нужно преодолеть)

2. Слайд «Зеркало настроения»

- Посмотрите на доску, перед вами 4 двери: какую вы выберете и почему?

(первый слайд презентации)

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

- Какую же дверь мы должны с вами сегодня открыть, какое препятствие преодолеть? Тема нашего урока спряталась в ребус, отгадав его, вы поймёте, о чём мы будем говорить и над чем работать?

(тема прикрыта ребусом)

- Молодцы, тема нашего урока - «Простое осложнённое предложение».

- На доске дано предложение - расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

(второй слайд презентации)

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

- Как осложнено данное предложение? (в предложении имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

- Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать. Определите цели нашего урока.

(пятый и шестой слайды презентации)

  1. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения)

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

Вводные слова

Члены предложения


(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова - вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 - члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

1. Проверка домашнего задания:

- Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют)

2. Задания, связанные с причастными , деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 - выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б - 3)

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

- Послушайте текст и определите его тему.

- Назовите основную мысль текста.

- Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.

4. Слушание отрывка из музыкального произведения.

- Мы с вами поработали над текстом «Рождение музыки», поговорили о том, что музыка завораживает, увлекает нас за собой в удивительный мир чувств и грёз. Предлагаю Вам теперь послушать музыку.

- Предварительно задание: внимательно вслушивайтесь в музыку, так как вам нужно будет написать несколько предложений, используя в своей речи обособленные определения и обстоятельства.

(слушание)

- Ваши ощущения от прослушанной музыки?

- Чуткость к музыке - это огромная сила, облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для вас?

(устные ответы-рассуждения учащихся, учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных осложнённых конструкций)

  1. Информация о домашнем задании

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

3. Составление тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение».


  1. Подведение итогов урока

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?


  1. Рефлексия

- Возвращаемся снова к нашему первому слайду. Дверь. Посмотрите ещё раз. Какую дверь вы теперь выберете и почему?


Используемая литература:

  1. Малюшкин.А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. Под ред. Рыбченковой Л.М., Скляровой В.Л. - Дрофа, Москва. - 2005


© 2010-2022