Занятие по речевому этикету в 5 классе

Это урок-путешествие по сказкам. Он поможет учащимся не только вспомнить любимые сказки, но и пообщаться со сказочными героями, помочь им. Занятие развивает речь учащихся, их мышление, пополняет словарный запас. Полученные на уроке знания могут пригодится учащимся в общении как со сверстниками так и со взрослыми людьми.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по речевому этикету.

Цели: 1) формирование у учащихся понятия «речевой этикет», вырабатывать умения подбирать нужные слова и выражения при общении, самостоятельно мыслить;

2) развивать интеллектуальные способности учащихся, побуждающие самостоятельно думать;

3) воспитывать гуманизм, прививать эстетические ценности.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.

- Бывает так, что тебя о чем-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу, а иногда и не хочешь. Как отказать в просьбе? Представь себе, что ты Говорящая Волшебная палочка. Тебя потерял твой хозяин, никому другому ты служить не можешь. Тебя находят по очереди: Водяной, Иван-царевич, Дракон, Аленушка. Каждый из них к тебе обращается с просьбой и ты каждому отказываешь.

2. Выбери подходящую для каждого персонажа форму отказа (укажи ему номер)

Просьба Аленушки:

- Помоги мне, Палочка-выручалочка, в моей беде! Расколдуй мне братца Иванушку!

Просьба Водяного:

- Ты все можешь, Палочка-выручалочка! Построй для меня царские палаты под водой!

Просьба Ивана-царевича:

- Будь моей гостьей, Палочка-выручалочка! Возьму тебя в палаты царские, положу в ларец золоченый.

Просьба Дракона.

- Послужи мне, Палочка-выручалочка, помоги погубить врага заклятого.

ОТКАЗЫ.

  1. Не могу я просьбу твою выполнить без хозяина, да и сам ты мастер дворцы строить.

  2. Спасибо, друг, за приглашение лестное! Но у меня другой хозяин.

  3. Не могу и не хочу помочь в злом деле твоем.

  4. Рада бы помочь тебе, дружок, но не могу. Отнеси меня к моему хозяину, и мы все сделаем для тебя.

(Правильный порядок ответов: 4,1, 2, 3. Если ученик правильно ответил на 4-3 вопроса, то можно похвалить: «Ты хорошо вошел в роль Палочки-выручалочки и не обидишь добрых людей своим отказом». Если ученик ответил меньше, чем на 3 вопроса: «Боюсь, что своим отказом, ты можешь обидеть добрых людей».)

3.Представь себе, что ты Карлсон, который живет на крыше. И Малыш просит тебя взять его к себе в гости.

- Как бы ты мог отказать ему?

Надеюсь, что после твоего отказа Малыш не очень загрустит.

4.Вы, может быть, слышали сказку «Садко»? Представьте себе, что вы попали в подводное царство и Царь предлагает вам сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

- Какой вариант отказа ты выберешь?

1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

2. О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

3. Благодарю тебя, о, Великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, т. к. ждут меня друзья и невеста.

- Кто выбрал 1-ый ответ? Поднимите руки. Подводный царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай, как ответить царю в следующий раз.

- Кто выбрал 2-ой ответ? Подводный царь спрашивает тебя: «Почему ты все-таки не можешь остаться? Какова причина? Ответь.» Если подводный царь сочтет твой ответ убедительным, то отпустит тебя.

- Кто выбрал 3-ий ответ? Подводный царь говорит: «Ты убедил меня. Я отпускаю тебя домой. Возьми в подарок невесте жемчужное ожерелье»

5. Вы помните эти строки?

Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши!

Так Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить и обогретьеё «до вешних только дней»

- А как бы ты отказал Стрекозе?

ОТКАЗЫ

  1. К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но сейчас обогрейся и пообедай со мной.

  2. Я не смогу кормить тебя всю зиму. Но мой сосед Шмель ищет учительницу пения и танцев для своих шмелят. Наверное, он устроит тебя на зиму. А если не получится - заходи поесть и погреться.

  3. Ну, ладно, оставайся. Хотя ты и лентяйка, но несколько дней я смогу тебя прокормить. А там ищи себе другое место.

- Кто выбрал 1-ый или 2-ой отказ? Ты по-настоящему добрый Муравей, не только на словах, но и на деле.

Кто выбрал 3-ий ответ? Ты добрый Муравей, но не спеши назвать другого обидным словом. А вдруг Стрекоза - великая артистка!?

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТЫ)

  1. «Давайте говорить друг другу комплименты»

Вам приятно, когда вас за что-нибудь хвалят? А вы умеете говорить людям добрые, приветливые слова?

Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кащея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы Яги, Емели, Золушки.

Выбери подходящий для каждого члена жюри комплимент (укажи его номер)

Для Кащея Бессмертного

Для Сивки -Бурки

Для Бабы Яги

Для Емели

Для Золушки

КОМПЛИМЕНТЫ

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

  2. Ты так долго живешь на свете, и ты, наверняка, очень мудрый.

  3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.

  4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.

  5. Ты такой добрый, если бы еще не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

Правильный порядок ответов: 2, 4, 1, 5, 3.

- Если ученик ответил на 4-5 вопросов правильно: «Жюри объявляет тебя победителем конкурса»

- На 3 вопроса: «Жюри присуждает тебе 2-е место»

- Меньше, чем на три вопроса: «Жюри постановило, что ты не занял никакого места и предлагает тебе принять участие в конкурсу в следующий раз»

2.Выберите имя какого-нибудь сказочного персонажа. Запишите его и запишите слова, которыми вы бы хотели похвалить его.

- Надеюсь, вы поняли, как можно говорить людям приятные и правдивые слова. Задумайтесь и попробуйте сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым.

ВЕЖЛИВАЯ ОЦЕНКА

  1. Умеешь ли ты вежливо оценивать чью-нибудь работу, человека, его внешность и характер? Помнишь ли ты, как зеркальце отвечало на вопросы царицы из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?

… Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

- Не правда ли, зеркальце умело вежливо сказать правду?

2. Представь себе, что ты Хозяйка Медной горы и должна выбрать ответ, чтобы оценить работу Данилы-мастера.

- Выбери номер наиболее вежливой оценки:

А) Тебе еще надо много работать, Данила-мастер.

Б) Твои работы мне совсем не нравятся.

В) Видно, что ты много потрудился, Данила, и эти работы гораздо искуснее. Еще не все хорошо у тебя получается, но если ты постараешься, то каменный цветок оживет у тебя в руках.

- Кто из вас выбрал 1-ый или 2-ой ответ? Боюсь, что у такой Хозяйки, при такой оценке Данила не захочет, а, может быть, и не сможет работать. Не видать тогда Каменного цветка.

У кого ответ № 3? От такой оценки труда Данила поверит в свои силы и сделает всё, что позволит ему мастерство и вдохновение. Считайте, что Каменный цветок у вас в руках.

ВЕЖЛИВАЯ КРИТИКА

  1. Наверное, тебе иногда приходится высказывать свое мнение о человеке, его поступках, работе. И это мнение у тебя не совсем положительное.

  2. Представь себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как ходили друг к другу в гости.

А) Все хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумал хозяин о подходящей посуде.

Б) Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду.

- Кому принадлежит первое высказывание? Второе? Запишите.

- Если запись «журавль, лиса», вы угадали правильно, если наоборот - будь внимательней!

3. Как вы думаете, что мог сказать Ежик?

- Выберите и укажите номер наиболее вежливой критики.

А) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька. Он не обидел тебя ни одним словом.

Б) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты же первая пригласила Журавля к себе в гости.

В) Ну, ребята, вы оба не правы. И мирить я вас не буду.

Анализ ответов:

1-ый и 2-ой. - Ты - молодец, понял, критика должна быть доброжелательной.

3-ий ответ. - Ежик, наверное, слишком прямолинеен в своей оценке и в своих выводах. С такой критикой не надо спешить!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-Думаю, что-то полезное из этого урока вы поняли и взяли для себя. Надеюсь, это вам пригодится в жизни.

Большое спасибо всем.



© 2010-2022