Урок русского языка в 5 классе Рассуждение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеУрок русского языка в 5 классе РассуждениеМесто и роль урока в изучаемой теме: урок построения системы знаний

Тема: Развитие речи 18 Рассуждение.

Цели урока:

  • Образовательные: знать о таком типе речи, как рассуждении, особенности его построения.

  • Развивающие: развивать умения составлять высказывание-рассуждение; применять новые знания, работать в парах, в группах.

  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, внимание к ответу одноклассника.

Учебник. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. - М., Просвещение, 2013

Планируемые результаты:

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать нравственные качества, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Метапредметные:

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного; использовать ранее полученные знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

Уметь использовать теоретические сведения о типах речи, уметь выделять особенности каждого типа, уметь использовать знания о типах речи в общении с людьми.



Характеристика этапов урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Личностные: самоопределение, внутренняя позиция школьника; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Сегодня на уроке будем работать с текстом.

1.С чего мы должны начинать работу?

2.Вспомните дальнейший порядок работы с текстом.

-Заполните предложенные лакуны:

текст

1.Мы должны сначала прочитать внимательно предложенный текст.

2.Определить тему текста.

( О чём говорится ?)

3.Выделить основную мысль. (Что хочет сказать автор своему читателю?)

4.Определить стиль текста. (Художественный, разговорный, научный).

5.Указать тип речи. (Повествование, описание).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Работа в паре.

1.Что можете рассказать о повествовании как типе речи?



2.Расскажите об особенностях описания как типа речи.



3.Работа по тексту (на стр.159 учебника).

Подходит ли этот текст по типу речи к повествованию? Описанию? На какой вопрос в целом отвечает этот текст?

1.В таком тексте даётся описание событий, поступков героев последовательно, друг за другом: начинается рассказ с завязки, потом идёт развитие действия и кульминация, заканчивается повествование развязкой. В таком тексте много глаголов. В целом текст - повествование отвечает на вопрос: что делает предмет?

2.В таких текстах описываются предметы, чаще других частей речи используются имена прилагательные. Текст-описание в целом отвечает на вопрос :какой предмет?

3.Этот текст нельзя назвать ни описанием, ни повествованием. Это новый тип текста.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.Какова же цель нашей дальнейшей работы?

2.Прочитайте внимательно теоретический материал (стр.174. Русский язык. 5 класс.

Часть 2. Авторы А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская).

Вопросы:

1.В каких случаях мы используем рассуждение?

2.Что вы узнали о построении текстов-рассуждений?

3.На какой вопрос в целом отвечает текст-рассуждение?

4.Назовите части текста-рассуждения.

1.Нужно определить особенности нового типа текста.

Работа по вопросам проводится в группах: каждый отвечает на 1 вопрос, если есть необходимость, его ответ дополняют участники группы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление

Представьте себя вместе с мамой в магазине. Вы хотите, чтобы она купила вам шоколадку.

Обоснуйте необходимость этой покупки, приведите важные аргументы.

Работа в паре.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даётся три текста (По тексту упражнения 124 на стр.175 Русский язык. 5 класс. Часть2. Авторы А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская).

Нужно ознакомиться с содержанием, придумать заголовки, отражающие тип речи, обсудить их.

Определите тип речи в каждом тексте.

Работа в паре.

Обосновывают своё мнение, построив рассуждение по схеме:

Этот текст является … , (тезис) потому что… (аргументы)

Таким образом, (вывод).

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.Домашнее задание.

Задание сильной группе (на «5»):

Постройте текст-рассуждение по теме «Шиповник-имя существительное».

2 группе (на «4»):

Упр.402. Какую телевизионную передачу вы смотрите и почему?

3 группе (на «3»):

Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?

Записать выбранное задание

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

8.Рефлексия деятельности (итог работы)

-Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мне…

Сегодня на уроке я…

Сегодня я на уроке узнал…

На этом уроке я понял…

Мне на уроке понравилось…

Мне не понравилось…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование


© 2010-2022