Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Искусство владеть словом для обучающихся 11 класса

      Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» факультативного курса «Искусство владеть словом» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе  авторской программы «Русский язык. 10-11 классы: элективный курс  «Искусство владеть словом» /автор-составитель Н.В. Васильченко.- Волгоград: Учитель, 2008 в соответствии с Федеральными компонентом  государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой ОУ. Образовательная область–...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО

Заседание МО учителей

гуманитарных предметов

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № 1

от « 1 » сентября 2014 г.

Руководитель МО Молоцило Л.Н.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № 14

от « 3 »сентября 2014 г.

Зам. директора по УВР

Казакова Л.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 45

от «4»сентября 2014г.

Директор МКОУ «Боровская СОШ»

МО «Братский район»

Непомнящая Т.Е






Рабочая программа

факультативного курса «Искусство владеть словом»

для учащихся 11 класса

на 2014-2015 учебный год





Образовательная область: « филология»


Разработала:

Молоцило Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы второй

квалификационной категории.



п.Боровской

2014 г

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» факультативного курса «Искусство владеть словом» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Русский язык. 10-11 классы: элективный курс «Искусство владеть словом» /автор-составитель Н.В. Васильченко.- Волгоград: Учитель, 2008 в соответствии с Федеральными компонентом государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой ОУ.

Образовательная область- филология, предмет изучения-русский язык. Функции данного курса: формирование коммуникативных компетентностей: языковых, лингвистических, учебно-познавательных. Факультатив имеет практическую направленность.

Цель факультативного курса-раскрытие творческого потенциала обучающихся, уход от шаблонности высказывания, обретение определённого набора качеств, которыми должен владеть каждый выпускник, развитие личности обучающихся.

Задачи курса:

-освоить культуру устной и письменной речи;

-раскрыть особенности текста;

-расширить знания обучающихся о различных жанрах сочинений;

-научить старшеклассников понимать особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме;

-привить обучающимся авторское достоинство, воспитывать ответственность за творческую работу.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.

Рабочая программа для 11 класса составлена из расчета 1 час в неделю. Таким образом, за 34-недельный учебный год согласно рабочей программе- 34 часа. Школьный компонент части ОП ОУ. Срок реализации программы 1 учебный год



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы, темы

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

Формы контроля

По программе

По рабочей программе


1

Введение. Текст как речевое произведение

1

1

Урок-лекция

Комплексный анализ текста

2

Сочинение-это тоже текст

1

1


Урок-практическая работа

Письменная работа

3

Реферат как вид текста.

2

2

Урок-лекция,

урок-семинар


Реферат.

.

4

У каждого сочинения-свой жанр

1

1

Урок-лекция

Устное сообщение по плану

5

Репортаж

4

4

Урок-лекция

урок-консультация

урок-практическая работа

Сочинение-репортаж

6

Интервью

1

1

Лекция,беседа,

Сообщение по теме.

7

Портретный очерк

2

2

Лекция,практикум

Сочинение-очерк

8

Путевой очерк

3

3


Лекция, сочинение

Сочинение в жанре путевого очерка

9

Статья.

2

3


Лекция, урок-консультация, урок-практическая работа.

Сочинение в жанре литературно-критической сатьи

10

Эссе

4

5


Лекция, урок-семинар, урок- практическая работа.

Сочинение в жанре эссе.

11

Рецензия.

4

4


Лекция, урок-практическая работа, урок-консультация.

Сочинение по литературному произведению

12

Дневниковые записи

3

3


Урок-практикум, урок-консультация.

Сочинение-дневник

13

Сочинение -письмо

2

2


Урок-консультация, урок-практикум.

Сочинение-письмо

14

Итоговые занятия

2

2


Урок-практическая работа, урок-семинар.

Подбор материла к сочинению.

15

Резервные уроки

2


16

Итоговое сочинение

1


Урок-практическая работа,

Сочинение.

17

Итого

34

34










Содержание программы

Введение. Текст как речевое произведение .( Повторение).

Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.

Сочинение-это тоже текст.

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.

Реферат как вид текста.

Цель реферата. Требования к реферату.

У каждого сочинения-свой жанр(обзор).

Единство и содержание формы. Источник материала сочинений .Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Репортаж.

Репортаж-один из жанров публицистики.. содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».

Интервью.

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.

Портретный очерк.

Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

Путевой очерк ( путевые заметки).

Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.

Статья.

Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.

Эссе.

Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Рецензия.

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Дневниковые записи.

Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.

Сочинение-письмо.

Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.



Планируемы результаты обучения

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

- особенности текста;

-жанры сочинения;

-специфические особенности газетных жанров;

уметь:

-писать сочинения в газетных жанрах;

-отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;

-редактировать тексты сочинений;

-владеть навыками стилистической правки текста;

-активно владеть жанрами сочинений.











Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Текущий контроль: анализ текста, составление таблиц, написание сочинений разных жанров
Итоговый контроль: сочинения разных жанров.
Оценка: «зачтено», « не зачтено».

Оценка «зачтено» выставляется при условии выполнения всех итоговых работ, оценка «не зачтено» выставляется, если итоговые работы не выполнены













Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы:

1.Русский язык. 10-11 кл. Искусство владеть словом. Н.В. Васильченко .Волгоград:Учитель, 2008

2.Е.Полтавец «Обучение написанию сочинения», М.: Экзамен, 2005

3. Г.А.Обернихина. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие. М.: Аркти, 1999

Технические средства обучения (средства ИКТ)

-компьютеры

-принтеры

-сканеры

-мультимедиа











Календарно-тематическое планирование.

№ уроков

Разделы/Тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты (базовые понятия)

Вид

контроля

план

факт

1

Введение. Текст как речевое произведение( повторение)

1



Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.

Устное сочинение. Комплексный анализ текста.

2

Сочинение-это тоже текст

1



Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста).

Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений

Практикум.

3-4

Реферат как вид текста.


2



Цель реферата. Требования к реферату.


Написание реферата.

5

У каждого сочинения-свой жанр(обзор).


1



Единство и содержание формы. Источник материала сочинений Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?


Составление таблицы.

6-7

Репортаж.


2



Репортаж-один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».


Составление памятки. Анализ статьи из газеты.

8-9

Сочинение-репортаж.Подготовка и написание.

2



Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».


Сочинение- репортаж.

10

Интервью.


1



Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.


Конкурс на лучшее интервью.

11-12

Портретный очерк.


2



Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком

Сообщение по теме.Сочинение-очерк.

13

Путевой очерк ( путевые заметки).


1



Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.


Анализ текста.

14-15

Сочинение по картине. Подготовка и написание.

2



Составление плана. подбор изобразительно-выразительны средств.

Сочинение.

16-17

Статья.


2



Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.

Анализ статьи.

18

Сочинение-статья.

1



Формулировка темы и основной мысли. Подбор заголовка к статье.Определение задачи речи. Совершенствование написанного.


Сочинение в жанре литературно-критической статьи.

19-20

Эссе.


2



Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.


Конспект лекции.

21

Языковые средства, характерные для жанра эссе.

1



Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.


Устное высказывание.

22-23

Сочинение в жанре эссе. Подготовка и написание.

1



Составление плана. Подбор языковых средств.

Сочинение-эссе.

24-25

Рецензия.

2



Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.


Редактирование текста.

26-27

Сочинение-рецензия на литературное произведение.

2



Составление план рецензии, выделение композиционных частей и микротем сочинения.

Сочинение.

28

Дневниковые записи.




Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника

Практикум.

29-30

Сочинение-дневник. Подготовка и написание.

2



Подбор материала для сочинения, составление плана, написание черновика, редактирование.

Сочинение-дневник.

31-32

Сочинение-письмо.

2



Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.


Устное сочинение-раздумье о судьбе литературного героя. Сочинение-письмо.

33-34

Итоговые занятия.

2



Повторение видов текста, жанров сочинений.

Комплексный анализ текста, сочинение различных жанров.

35

Итоговое сочинение

1



Повторение видов текста, жанров сочинений.

Написание сочинения в одном из жанров


© 2010-2022