- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Искусство владеть словом для обучающихся 11 класса
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Искусство владеть словом для обучающихся 11 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Молоцило Л.Н. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
гуманитарных предметов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 1
от « 1 » сентября 2014 г.
Руководитель МО Молоцило Л.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 14
от « 3 »сентября 2014 г.
Зам. директора по УВР
Казакова Л.В.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 45
от «4»сентября 2014г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Непомнящая Т.Е
Рабочая программа
факультативного курса «Искусство владеть словом»
для учащихся 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: « филология»
Разработала:
Молоцило Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы второй
квалификационной категории.
п.Боровской
2014 г
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» факультативного курса «Искусство владеть словом» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Русский язык. 10-11 классы: элективный курс «Искусство владеть словом» /автор-составитель Н.В. Васильченко.- Волгоград: Учитель, 2008 в соответствии с Федеральными компонентом государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой ОУ.
Образовательная область- филология, предмет изучения-русский язык. Функции данного курса: формирование коммуникативных компетентностей: языковых, лингвистических, учебно-познавательных. Факультатив имеет практическую направленность.
Цель факультативного курса-раскрытие творческого потенциала обучающихся, уход от шаблонности высказывания, обретение определённого набора качеств, которыми должен владеть каждый выпускник, развитие личности обучающихся.
Задачи курса:
-освоить культуру устной и письменной речи;
-раскрыть особенности текста;
-расширить знания обучающихся о различных жанрах сочинений;
-научить старшеклассников понимать особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме;
-привить обучающимся авторское достоинство, воспитывать ответственность за творческую работу.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.
Рабочая программа для 11 класса составлена из расчета 1 час в неделю. Таким образом, за 34-недельный учебный год согласно рабочей программе- 34 часа. Школьный компонент части ОП ОУ. Срок реализации программы 1 учебный год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы, темы
Всего часов
Формы организации учебной деятельности
Формы контроля
По программе
По рабочей программе
1
Введение. Текст как речевое произведение
1
1
Урок-лекция
Комплексный анализ текста
2
Сочинение-это тоже текст
1
1
Урок-практическая работа
Письменная работа
3
Реферат как вид текста.
2
2
Урок-лекция,
урок-семинар
Реферат.
.
4
У каждого сочинения-свой жанр
1
1
Урок-лекция
Устное сообщение по плану
5
Репортаж
4
4
Урок-лекция
урок-консультация
урок-практическая работа
Сочинение-репортаж
6
Интервью
1
1
Лекция,беседа,
Сообщение по теме.
7
Портретный очерк
2
2
Лекция,практикум
Сочинение-очерк
8
Путевой очерк
3
3
Лекция, сочинение
Сочинение в жанре путевого очерка
9
Статья.
2
3
Лекция, урок-консультация, урок-практическая работа.
Сочинение в жанре литературно-критической сатьи
10
Эссе
4
5
Лекция, урок-семинар, урок- практическая работа.
Сочинение в жанре эссе.
11
Рецензия.
4
4
Лекция, урок-практическая работа, урок-консультация.
Сочинение по литературному произведению
12
Дневниковые записи
3
3
Урок-практикум, урок-консультация.
Сочинение-дневник
13
Сочинение -письмо
2
2
Урок-консультация, урок-практикум.
Сочинение-письмо
14
Итоговые занятия
2
2
Урок-практическая работа, урок-семинар.
Подбор материла к сочинению.
15
Резервные уроки
2
16
Итоговое сочинение
1
Урок-практическая работа,
Сочинение.
17
Итого
34
34
Содержание программы
Введение. Текст как речевое произведение .( Повторение).
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Сочинение-это тоже текст.
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.
Реферат как вид текста.
Цель реферата. Требования к реферату.
У каждого сочинения-свой жанр(обзор).
Единство и содержание формы. Источник материала сочинений .Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Репортаж.
Репортаж-один из жанров публицистики.. содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Интервью.
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Портретный очерк.
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Путевой очерк ( путевые заметки).
Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Статья.
Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.
Эссе.
Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Рецензия.
Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Дневниковые записи.
Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.
Сочинение-письмо.
Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Планируемы результаты обучения
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать:
- особенности текста;
-жанры сочинения;
-специфические особенности газетных жанров;
уметь:
-писать сочинения в газетных жанрах;
-отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
-редактировать тексты сочинений;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-активно владеть жанрами сочинений.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Текущий контроль: анализ текста, составление таблиц, написание сочинений разных жанров
Итоговый контроль: сочинения разных жанров.
Оценка: «зачтено», « не зачтено».
Оценка «зачтено» выставляется при условии выполнения всех итоговых работ, оценка «не зачтено» выставляется, если итоговые работы не выполнены
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
1.Русский язык. 10-11 кл. Искусство владеть словом. Н.В. Васильченко .Волгоград:Учитель, 2008
2.Е.Полтавец «Обучение написанию сочинения», М.: Экзамен, 2005
3. Г.А.Обернихина. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие. М.: Аркти, 1999
Технические средства обучения (средства ИКТ)
-компьютеры
-принтеры
-сканеры
-мультимедиа
Календарно-тематическое планирование.
№ уроков
Разделы/Тема
Кол-во часов
Календарные сроки
Планируемые результаты (базовые понятия)
Вид
контроля
план
факт
1
Введение. Текст как речевое произведение( повторение)
1
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.
Устное сочинение. Комплексный анализ текста.
2
Сочинение-это тоже текст
1
Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования( как сделать цитату частью текста).
Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений
Практикум.
3-4
Реферат как вид текста.
2
Цель реферата. Требования к реферату.
Написание реферата.
5
У каждого сочинения-свой жанр(обзор).
1
Единство и содержание формы. Источник материала сочинений Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Составление таблицы.
6-7
Репортаж.
2
Репортаж-один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Составление памятки. Анализ статьи из газеты.
8-9
Сочинение-репортаж.Подготовка и написание.
2
Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».
Сочинение- репортаж.
10
Интервью.
1
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. Своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Конкурс на лучшее интервью.
11-12
Портретный очерк.
2
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и конкретный. Сходство и их различие. Способы выражения авторской позиции. Портретный очерк- один из видов очерка публицистического стиля. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком
Сообщение по теме.Сочинение-очерк.
13
Путевой очерк ( путевые заметки).
1
Путевой очерк и путевые заметки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Анализ текста.
14-15
Сочинение по картине. Подготовка и написание.
2
Составление плана. подбор изобразительно-выразительны средств.
Сочинение.
16-17
Статья.
2
Статья- объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Языковые особенности статьи.
Анализ статьи.
18
Сочинение-статья.
1
Формулировка темы и основной мысли. Подбор заголовка к статье.Определение задачи речи. Совершенствование написанного.
Сочинение в жанре литературно-критической статьи.
19-20
Эссе.
2
Эссе как разновидность очерка научного исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Конспект лекции.
21
Языковые средства, характерные для жанра эссе.
1
Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Устное высказывание.
22-23
Сочинение в жанре эссе. Подготовка и написание.
1
Составление плана. Подбор языковых средств.
Сочинение-эссе.
24-25
Рецензия.
2
Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Редактирование текста.
26-27
Сочинение-рецензия на литературное произведение.
2
Составление план рецензии, выделение композиционных частей и микротем сочинения.
Сочинение.
28
Дневниковые записи.
Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника
Практикум.
29-30
Сочинение-дневник. Подготовка и написание.
2
Подбор материала для сочинения, составление плана, написание черновика, редактирование.
Сочинение-дневник.
31-32
Сочинение-письмо.
2
Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения- письма. письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Устное сочинение-раздумье о судьбе литературного героя. Сочинение-письмо.
33-34
Итоговые занятия.
2
Повторение видов текста, жанров сочинений.
Комплексный анализ текста, сочинение различных жанров.
35
Итоговое сочинение
1
Повторение видов текста, жанров сочинений.
Написание сочинения в одном из жанров