- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Имя существительное
Конспект урока по русскому языку по теме Имя существительное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кутерницкая М.П. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Имя существительное - хлеб языка.
Л. Успенский
Цели:
- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы (собственные, нарицательные, безударные гласные Е-И в окончаниях существительных, несклоняемые существительные);
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать навыки сотрудничества;
- прививать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Оборудование: карточки, домики.
Ход урока.
1.Организационный момент. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация знаний.
- Мы живём в Сургуте, и нас называют сургутянами, тех, кто живёт в Москве, москвичами. А всех, кто живёт в стране Речь, называют Части речи. И первого жителя этой страны зовут Имя Существительное. Это коренной житель Морфологии, не только древнейший, но и важнейший работник.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
(А.Фет)
- Ребята, что особенного в этом стихотворении?
- Хотя в тексте одни имена существительные ( их 22 ), понимаем ли мы его смысл? Теперь взгляните на эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, почему « Имя существительное - хлеб языка»?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в город имен существительных и побываем в гостях у некоторых его жителей.
- Давайте на время забудем, что сейчас холодная зима и представим, что сегодня летний день, прошел дождь, и появилась радуга, которая будет сопровождать наше путешествие. А в конце урока мы узнаем, что еще может обозначать радуга, кроме спектра цветов.
После каждого выполненного упражнения мы будем по очереди открывать полоску, начиная с верхней.
- А так как вы уже ответили на некоторые мои вопросы, то вы смело можете открыть по одной полоске радуги.
3. Закрепление изученного материала.
1.Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Домино». На каждой парте лежит конверт с карточками. Вам нужно из предложенных признаков частей речи выбрать те, которые есть у имени существительного.
- Проверим вашу работу. Какие признаки имени существительного вы нашли?
( склонение, несклоняемые, безударные гласные Е - И в окончаниях существительных, спряжение, признак предмета, указание на лицо).
- задание выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )
Продолжаем наше путешествие.
Вот и первый житель встретил нас. Смотрите, какой у него интересный дом.
- Какие существительные здесь живут? (Обратите внимание на правописание слов)
- Чтобы в дом попасть, нам нужно выполнить упражнение. У каждой команды - свое.
Карточки лежат перед вами. Работаем с 1-ой.
Карточка 1.
Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки. Над каждым существительным надпишите, какое оно собственное или нарицательное.
-
Город, птица, теплоход («Орел», Орел, орел).
-
Журнал, яркий (Огонек, «Огонек»)
-
Китобойная флотилия, громкая («Слава», слава)
-
Коренной, комфортабельный (москвич, «Москвич».)
-
Телевизор, спортивный («Рекорд», рекорд)
Карточка 2.
Запишите имена собственные, нарицательные, раскрывая скобки.
(З,з)евс, (Р,р) усалка, ( С,с )обака, (П,п) ушкин, (В,в) ишня, (М,м) ария, (Л,л)ондон, (Б,б)ельгия, (О,О)зеро, (Д,д)он, (У,у)лица, (С,с)имонова.
Карточка 3.
Рассмотрите, как пишутся на конверте адреса получателя и отправителя. Выпишите имена собственные.
Отправитель: Получатель:
165012 г.Москва, 482350 г.Самара,
Пр. Мира, д.10, кв.23 ул. Речная, д.5, кв. 17
Махаеву Сергею Юрьевичу Петрова Николая Михайловича
- А теперь давайте проверим задание. Прочитайте только нарицательные существительные(1 ряд).
- Почему их так называют?
- Назовите имена собственные?
- Почему они так называются?
- Упражнение выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )
3. - Ну что ж, продолжим наш путь. Чей же это дом виднеется. Кто в нем живет?
- От чего зависит выбор букв И - Е в окончаниях существительных?(От склонения и падежа).
- А что вы знаете о склонении?( Все сущ. Относятся к 1 или 2 или 3 скл. )
4. - Чтобы попасть внутрь дома, нам нужно выполнить упражнение.
Карточка 1.
Е или И?
Для дочер…, на сидень…, при варк…, по ветк.., по армии…, в дорог…, в коридор.., из-за книг….
Карточка 2.
Е или И?
По алле…, об аварии…, около пустын…, для матер…, в холодильник…, в пустын…, о геро…., в имен…., об имен…, для Сон…, к пап…, о солом….
Карточка 3.
Е или И?
На зеркальц…, в блокнот…, на здани…, при звучани…, в стремен.., для мышк.., по программ…, о жреби…, о трагеди…, о друг…, на крыш…, от стуж….
( проверка по одному у доски от каждой команды)
- Есть ли у вас замечания ? Всё ли выполнено верно?
(Если ошибёмся, то в домик не попадём. Проговаривание падежа и склонения).
- задание выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )
- Какие признаки мы должны знать, чтобы правильно написать гласную в окончании существительных?(Склонение, падеж)
5) А сейчас немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Вместе со мной просклоняем существительное КОТ, чётко проговаривая окончания. Я начинаю, а вы заканчиваете.
Чтение стихотворения «Кот».
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизиться к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
- Как вы думаете, для чего нужно знать , какую букву писать в окончании сущ?( Чтобы речь была благозвучной, чтобы не было речевых казусов).
- Отдохнули? Тогда продолжим работу.
- Ребята, вы знаете, совсем недавно нашла стихотворение.
- Послушайте его («Как нельзя говорить»)
Как - то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
А вернее, я и ты
Без кашна и пальты
.
- Все верно в этом стихотворении?
- Ничто вас не смущает?
-Что это за существительные?
- Что вы о них знаете?
-- Как правильно должны звучать слова? (Правильно написанные слова Метро, Кашне, Пальто, Кино, Кенгуру повесить на доску).
- Вместе поработали. Значит, можем открыть полоски.
- А хотите попасть внутрь домика?
6) Тогда нужно выполнить упражнение.
Карточка 1.
Отгадать слово и составить с ним предложение.
-
Напиток, который пьют по утрам родители.
-
Кушанье из размятых или протертых овощей.
-
Подземная железная дорога.
-
Животное с сумкой на животе.
Карточка 2.
Отгадать слово и подобрать подходящее по смыслу прилагательное.
-
Напиток, который дают вам в школьной столовой.
-
Аппарат, из которого слышна музыка.
-
Вид попугая.
-
К весне новая покупка мамы.
Карточка 3.
Отгадать слово.
-
Фильм по телевизору.
-
Мастерская по ремонту и пошиву одежды.
-
Учреждение, в котором наводим справки.
-
Дорога для автомобилей.
- Проверим, как вы выполнили упражнение: один читает лексическое значение, другой - слово, третий - предложение.
- один читает ЛЗ, другой -слово, третий - словосочетание.
- один читает ЛЗ, другой - слово.
- задание выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )
- Вот наше путешествие на сегодня и закончилось.
- Но мы ещё не раз побываем в гостях в городе имен существительных.
- Ребята, давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о существительном. ( что бывают собств. И нар., несклон.,)
- Посмотрите на радугу, что в ней изменилось?
- А как мы сегодня работали?
( Вместе, дружно, сообща)
И сейчас все вместе, дружно подведем итоги. Взгляните на доску, на которой написаны утверждения. Прочитайте их.
1. Имя существительное обозначает действие предмета?
Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
Слово «город» - собственное?
В слове «на площад…» - в окончании пишется буква И?
- Согласны или не согласны вы с данными утверждениями и почему?
Итог урока.
Спасибо, ребята. Мы сегодня плодотворно поработали. Вы все заслуживаете похвалы.
- ОЦЕНКИ.
Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание.
На ваш выбор выполняете любое предложенное из трех:
-
Напишите свои впечатления о путешествии, которое сегодня совершили . Понравилось оно вам или нет и почему?
-
Сочините стихотворение или юмористический рассказ, включающие в себя несклоняемые существительные .
-
Выпишите из художественной литературы небольшой отрывок, в котором есть собственные имена существительные.
РЕЗЕРВ.
1. Найдите в словах «Третий лишний».
- страна, Россия, Москва;
- дочер…, земл…, в город…;
- такси, метро, автомобиль.
Какое слово будет третьим лишним и почему?
2. « Я работаю волшебником».
Представьте, что вы - волшебник. Мы с вами будем превращать имена нарицательные в собственные, но трудность в том, что имена нарицательные - картинки. Например, изюм - город Изюм.
Картинки: птица орёл - город Орёл
цветок роза - девочка Роза
плодородная земля - планета Земля
воздушная шарик - собака Шарик.