Работа по литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

образ счастья в русских народных сказках

Название секции форума

русская и зарубежная литература


Тип работы

исследовательский реферат

Фамилия имя отчество

Субботин Иван Евгеньевич, 01.04.2004 год

Место учебы:

МБОУ СОШ № 5 г. Боготола

Класс

5 класс Б

Место выполнения работы


Руководитель

Жукович Татьяна Витальевна, МБОУ СОШ № 5 г. Боготола, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель


Ответственный за корректуру текста работы

Жукович Татьяна Витальевна, МБОУ СОШ № 5 г. Боготола, учитель русского языка и литературы

e-mail (обязательно) Контактный телефон

[email protected] ; 8-983-157-32-45

Субботин Иван г. Боготол, МБОУ СОШ № 5, 5 класс «Образ счастья в русских народных сказках» руководитель Жукович Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы. Цель работы исследование понимания и изображение счастья в устном народном творчестве (на примере сказок) Методы проведенных исследований: чтение и исследование литературы, теоретических сведений; сопоставление и наблюдение; обобщение и систематизация данных Основные результаты научного исследования (научные, практические): понятие счастья в своей сути остаётся практически неизменным.

  1. Введение

Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. Что такое счастье? Само оно в жизни приходит или надо добывать его? Какой путь к счастью ведёт, как отыскать его и как с него не сбиться? Как счастье с житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? «Счастье- вольная птица: где захотела, там и села» или «Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся»? Как русский народ представлял себе счастье? Мне захотелось это узнать после изучения русской народной сказки «Царевна-лягушка». Сказки - жанр устного народного творчества фантастического, волшебного и сатирического содержания. Сказки создаются народом и передаются из поколения в поколение в устной форме. В сказках нашли отражение быт, нравы, обычаи и верования русского народа.

Основная часть

Тема моего исследования - «Образ счастья в русской литературе». Эта тема, как видим, актуальна и относится к вечным темам.

Собирая материал, я понял, что его нужно исследовать по временным рамкам русской литературы, поэтому наметил для себя исследование изображение счастья в русском фольклоре (на примере сказок).

В данной работе я исследовал сказки "Царевна-лягушка", "Морозко", "Жадная старуха","Финист- ясный сокол".Таким образом, цель моей работы - исследование понимания и изображение счастья в устном народном творчестве (на примере сказок) .

Объект исследования- русские народные сказки.

Задачи:

  1. Изучить теоретические сведения по теме.

  2. Проанализировать произведения.

Методы: чтение и исследование литературы, теоретических сведений; сопоставление и наблюдение; обобщение и систематизация данных.

1. Происхождение и значение слова счастье

Определение слова СЧАСТЬЕ я прочитал в словарях Ожегова, Ушакова, Даля, Современном толковом словаре, Большой Советской энциклопедии и других научных источниках.

Проанализировав весь материал, я выделил следующее:

  1. Существительное счастье - древнее слово. Оно образовано при помощи приставки съ- и суффикса -uj- от слова часть. Его буквальное значение в прошлом "хорошая часть, доля".

  2. Слово счастье получило ряд основных значений:

  1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо (семейное счастье; народное счастье). - Человек создан для счастья (В. Короленко. «Парадокс»).

  2. Внешнее проявление этого чувства.- Самое полное счастье светится на лице его (Ф. Достоевский. «Подросток»).

  3. Успех, удача.- «Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затмевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, - и все удавалось ему.» (Л. Толстой. «Хаджи-Мурат»)

  4. Судьба, доля, участь (простор. ) - Всякому свое счастье.

Слово счастье и его производные вошли в ряд фразеологизмов: попытать счастья; родиться под счастливой звездой; счастливо оставаться; счастливые часов не наблюдают (из "Горя от ума" А. С. Грибоедова). Пословицы: Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит. В несчастье не унывай , а печаль одолевай. Было бы счастье, а дни впереди. Счастье не конь, не взнуздаешь. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Поговорки: Не в деньгах счастье. Не быть бы счастью, да несчастье помогло. За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Морфемный состав слов счастье такой: счаст-ье. Мы не чувствуем в этих словах былую приставку с-.

2. Образ счастья в русских народных сказках

Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.

Я прочитал такие русские народные сказки, как «Жадная старуха», «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Финист-Ясный Сокол» и другие. В результате анализа я отметил следующее:

В русских сказках есть много простых истин и наблюдений. В каждой из них непременно есть положительные и отрицательные герои. Любая построена так, что читатель отдает свою симпатию положительным героям, ведь именно они обладают такими качествами как: честность, доброта, верность, красота, опрятность, смелость, храбрость, желание помочь ближнему и идти к своей цели независимо от того, сколько препятствий будет на пути. Именно такие люди и становятся счастливыми, потому что у них, в отличии от отрицательных героев нет таких качеств как: зависть, ложь, предательство, трусость, неряшливость, лень. У героев с хорошими качествами нет времени, чтобы завидовать, злорадствовать и строить козни другим, поэтому они идут к своей цели, по пути делая добрые дела, и получают награды, а именно: счастье , хороших друзей, любящую семью, успех и богатство.

- Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка хозяйства, но это становится возможным, благодаря чудесной помощи герою в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее. В сказке "Жадная старуха" хорошо показано, что чего бы тебе не досталось легко, тебе захочется большего, потом еще и еще, то что получено без стараний, не приносит счастья. Ты и не счастлив вовсе никакому чину и никакому богатству, потому что это далось легко и соблазн получить большее велик.

- Счастье, которое окрыляет и возвышает над идеалом житейского благополучия. Оно побуждает героев отправляться в дорогу из родного дома, невзирая на серьёзные испытания и опасности. Этот путь зачастую наполнен страданием, терпением, мужеством и слезами, но именно он открывает высокую цену подлинного счастья , понимание смысла счастья.

Путь к обретению сказочным героем подлинного счастья всегда сопряжен с испытаниями, тяготами, соблазнами, которые необходимо преодолеть. Несколько пар железных сапог, которые нужно износить на этом пути, каменных хлебов, которые нужно изглодать, посохов, которые нужно источить, можно понимать также как свидетельство высокого статуса выстраданного счастья. В сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» младшая дочь просит отца купить ей в городе перышко Финиста Ясна Сокола, в то время как старшие дочери просят купить им платья. По смыслу это желание счастливого будущего с суженым. В итоге младшая дочь выходит замуж за царевича - Финиста Ясна Сокола, но, что важно, перед этим она долго его ищет, после того как сестры от зависти хитростью изгнали Финиста. Сверхтрудность достижения счастья так описывает жених девицы: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня добра молодца!» Марьюшка ради своей мечты и счастья отказалась от платьев, от туфелек, от всего. Она пошла искать свое счастье, то есть любовь, и путь ее был долог и труден, но ее старания были вознаграждены.

- Счастье-удача может быть относительно обусловлено добрыми наклонностями героев сказки, а может совершенно от них не зависеть. При этом удача выступает скорее лишь поводом к счастью истинному или ложному.

- Как понимается сказкой связь счастья с богатством? С одной стороны, достаток выступает как слагаемое счастья, которым сказка награждает своих любимых героев. Но в то же время сказка этих же героев отмечает презрением к золоту, "яствам царским и питью боярскому". Сказке глубоко присуще понимание того, что "не в деньгах счастье, а в добром согласье", что золото и каменья самоцветные не являются непременным условием счастья , но, напротив, могут выступать, как опасная ловушка на пути героя.

- Счастье в сказке может быть связано с добродетелями героя, хотя и не являться прямым их следствием.

В сказке «Морозко», проводится мысль воздаяния за терпение и нестяжательство. Мачеха приказывает мужу отвести его дочь, т.е. ее падчерицу, в зимний лес на погибель. Когда девушка осталась в лесу, Мороз Красный Нос оценил ее терпение и полюбил за слова, которые звучат в духе христианского учения: «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз одарил красную девушку шубой, платьями, «шитыми серебром и золотом». После возвращения падчерицы домой мачеха послала в лес свою родную дочь, но Мороз от нее «хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее морозом. В сказке "Морозко" добрая вежливая падчерица обрела то, о чем даже мечтать не могла, а грубая, ленивая девочка, родная дочь мачехи, осталась ни с чем

- Счастье - награда за смирение и терпение. Одна из самых мудрых русских сказок - «Царевна-Лягушка». Младшему сыну царя, Ивану-царевичу, выпало взять в невесты лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: "Как я стану жить с лягушей? Век жить - не реку перебрести или не поле перейти!" Поплакал-поплакал, да нечего делать - взял в жены лягушку». После этого Иван-царевич стал убеждаться в необыкновенных качествах своей жены и, наконец, понял, что она может сбрасывать «на время свою шкурку» и становиться девицей-красавицей. Иван-царевич от нетерпения сжигает лягушачью шкурку, нарушая тем самым ход событий, в результате которых она вскоре была бы расколдована. Лягушка так говорит своему супругу: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел, твоя бы я была, а теперь Бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». Только пройдя большой путь испытаний, Иван-царевич возвращает свое счастье, которое было так близко и возможно при смирении и терпении. Иван-царевич, пройдя через различные испытания, обрел красивую, хозяйственную жену, а его старшие братья, которые смеялись над тем, что его женой стала лягушка, потеряли расположение отца-царя, а их жен царь выгнал со двора. А ведь, если бы старшие невестки не были такими завистливыми и старались бы улучшить свои умения другими способами, все могло быть по-другому. Это говорит нам о том, что, совершенствуя свои навыки, мы можем стать лучше кого-либо, а зависть и подражание другим до добра никого не доводят...

3. Заключение

Итак, счастье в понимании народа, выраженное в сказках, заключается в следующем:

- счастье- житейский идеал достатка, дарованный за доброту сердца;

- счастье-удача;

- «Не в деньгах счастье, а в добром согласье», достаток лишь слагаемое счастья;

- счастье - это не власть и не стремление к власти;

- счастье - воздаяние за терпение и нестяжательство;

- счастье - это когда рядом близкие и родные люди;

- счастье-это когда делаешь добро близким;

- счастье - ухаживать за окружающей средой и любить животных;

- счастье - это успех от достижения цели;

- счастье возможно, но для его достижения нужно иметь надежду и волю пройти через многие испытания.

Сказки имели своей целью не только развлечь, позабавить слушателя, но и воспитать в нем лучшие человеческие качества (доброту, отзывчивость, милосердие, трудолюбие и т.д.)

Я думаю, что если мы будем чаще читать русские народные сказки, то будем больше знать, станем добрее умнее и честнее, нам передастся мудрость многих поколений, и мы приобретем те качества, которые помогают каждому человеку быть счастливым. Я полностью согласен с А. С. Пушкиным: "Сказка-ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.". Эта исследовательская работа поможет нам по-другому посмотреть на сказки, видеть в них житейскую мудрость, ценить и понимать, любить все то, что вокруг нас.

Мои умозаключения подтверждаются цитатами классиков русской литературы: "Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам." М.Ю. Лермонтов. "Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его." Л.Н. Толстой.

В сказках "Царевна-лягушка", "Морозко", "Жадная старуха","Финист- ясный сокол" очень ярко раскрыта тема счастья. За обычными неброскими названиями кроется глубокий смысл. Он заключается в том ,что вокруг нас много интересных людей, что если ты поможешь кому-либо, тебе тоже бескорыстно придут на помощь в нужный момент.

Проанализировав русские сказки, цитаты классиков, пословицы и поговорки, я начинаю понимать, что счастливым становится человек, который умеет любить, отдает свой талант людям, хорошо относится к окружающим его людям и животным, готов помочь просто так, без корыстных побуждений и не ради каких-то наград и призов. Счастье просто не достаётся, к нему нужно стремиться, быть порядочным человеком, добрым, помогать другим. Счастье есть не у всех.

ВЫВОД: понятие счастья в своей сути остаётся практически неизменным.

4. Литература

1. Словари и энциклопедии (Ожегова, Ушакова, Даля, Современный толковый словарь, Большая Советская энциклопедия и другие научные источники).

2. Народные русские сказки. Сборник А.И.Афанасьева.

3 .Статья А.Абрамовой «Сказочное счастье» (www mirwomne.ru)

4. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1.М.: Просвещение, 2015.-303 с. : ил.


© 2010-2022