- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная игра Умники и умники
Литературная игра Умники и умники
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курова Т.П. |
Дата | 19.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий игры «Умники и умницы»
Цели: 1) познакомиться со сведениями о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, выходящими за рамки школьной программы; 2) расширять кругозор обучающихся; 3) заинтересовать творчеством поэта.
Дата проведения - 15 октября 2014 года.
Место проведения - МБОУ СОШ № 3 с. Александров-Гай Саратовской обл.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня, в этот тёплый день золотой осени, вся наша страна и мы с вами отмечаем 200 лет со дня рождения великого поэта - М. Ю. Лермонтова. Он погиб очень рано, не дожив до 27 лет, но при этом оставил богатое наследие - удивительную, завораживающую лирику, интересную прозу, а также драматические произведения. Вот уже около двух столетий читатели поражаются: как ещё юный поэт мог писать такие глубокие стихи, поэмы, романы, драмы!?
Сегодня я не буду рассказывать вам о его жизни, о его творчестве, потому что об этом расскажете вы на нашей игре. Скажу одно: Лермонтов и его произведения вдохновляют поэтов и писателей на создание стихов о нём, его родине, его родных. У меня в руках сборник, который называется «Венок Лермонтову», перед началом игры мы послушаем стихи из этого сборника. Большую роль в жизни поэта сыграла бабушка, о ней Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется «Бабушка Лермонтова». Послушайте его в исполнении Кондрашовой Анастасии.
(Чтение стихотворений на фоне музыки Е. С. Шашиной «Выхожу один я на дорогу»).
- Пушкин и Лермонтов при жизни не были знакомы, но связь этих поэтов незримо существовала. Об этом стихотворение «Правнук Пушкина в Тарханах».
- А теперь переходим к игре.
II. Игра «Умники и умницы».
1.Представление ареопага
2.Знакомство с правилами игры.
Первый агон.
На дорожки вызываются обучающиеся 5- 6 классов: Шугайкина Полина, Ляляева Ангелина, Шугайкина Юлия. Для выбора дорожек проводится конкурс красноречия «Моё любимое произведение М. Ю. Лермонтова».
Вопросы для зелёной дорожки (по сказке «Ашик-Кериб»)
-
Вы дочь богатого турка, который жил в Тифлизе, Вы полюбили бедного певца. Представьтесь, кто Вы? (Магуль-Мегери).
-
Вы с Ашиком-Керибом любите друг друга, но он не соглашается просить Вашей руки у отца, как предлагали Вы. Какое решение принимает Ашик-Кериб?
-
До условленного срока, когда Ашик-Кериб должен был вернуться, оставалось меньше года, а он не подавал о себе знать. Как Вы, Магуль-Мегери решили напомнить ему о себе?
-
Как Вы узнали, что Ваш возлюбленный вернулся?
Вопросы для жёлтой дорожки.
-
Вы напросились вместе с Ашиком-Керибом пктешествовать, а когда тот первым переплыл реку, встретившуюся вам на пути, Вы забрали его одежду и ускакали. Представьтесь, кто Вы? (Куршуд-бек)
-
Что ВЫ рассказали об Ашик-Керибе, вернувшись в Тифлиз с его одеждой? Кто поверил Вашим словам, а кто - нет?
-
Куршуд-бек, вышла бы за Вас замуж Магуль-Мегери, если бы не вернулся Ашик-Кериб?
Вопросы для красной дорожки.
-
Вы живёте в Тифлизе, «пророк ничего не дал Вам, кроме высокого сердца и дара песен». Представьтесь, кто Вы? (Ашик-Кериб)
-
Ашик-Кериб, оставалось два дня до назначенного Вам любимой девушкой срока возвращения. Вы же в это время находились от неё на расстоянии, которое можно преодолеть лишь за два месяца. Как Вы смогли вернуться к назначенному сроку за столь короткое время?
Второй агон.
На дорожки вызываются обучающиеся 7-9 классов: Мирошников Владислав, Поликарпова Алина, Радченко Оксана. Для выбора дорожек проводится конкурс красноречия «Мой Лермонтов».
Вопросы для зелёной дорожки
(по поэме «Песня про купца Калашникова»).
-
О каком герое поэмы сказал В. Г. Белинский: «Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не простят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых - всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…» (Калашников).
-
Итак, Вы - купец Калашников. Что рассказала Вам Алёна Дмитриевна, вернувшись из церкви домой? Почему просит у Вас защиты?
-
Вы вышли на кулачный бой. Зачем? Что и кому говорите?
-
Степан Парамонович, если бы Вы не одолели Кирибеевича в бою, кто должен был вместо Вас постоять за честь семьи?
Вопросы для жёлтой дорожки.
-
О каком герое поэмы сказал В. Г. Белинский: «Какая сильная, могучая натура! Её страсть - лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей… Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич).
-
Итак, Вы - опричник Кирибеевич. На пиру у царя Вы рассказываете про свою печаль. Что Вы говорите и что скрываете от царя?
-
Вы вышли на кулачный бой. Зачем? Что и кому говорили?
Вопросы для красной дорожки.
-
О каком герое поэмы сказал В. Г. Белинский: «Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» (Иван Грозный).
-
Итак, Вы - разгневанный царь Иван Васильевич. Виновник Вашего гнева - любимый опричник Кирибеевич. Чем он Вас прогневил? Ваши слова и действия?
Третий агон.
На дорожки вызываются обучающиеся 10 класса: Вологина Анастасия, Смольская Анастасия, Бекежанова Алина. Для выбора дорожек проводится конкурс красноречия «Недаром помнит вся Россия…».
Вопросы для зелёной дорожки
(по роману «Герой нашего времени»)
-
Угадайте, кто вы:
«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении можно заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза?» (Печорин).
-
«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба, бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости». Итак, господин Печорин, кто Ваш противник, превосходящий Вас в ловкости? (Девушка-контрабандистка).
-
Какие главы романа «Герой нашего времени» автор обнаружил в вашем журнале «Журнале Печорина»? («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»)
-
Вы утверждали, что к дружбе не способны. Почему?
(«Из двух друзей всегда один раб другому, хотя ни один из них в этом себе не признается; рабом - я быть не могу, а повелевать - труд утомительный, потому что у меня. есть и лакеи и деньги».)
Вопросы для жёлтой дорожки.
-
Отгадайте, кто вы: «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его, колени его дрожали». (Максим Максимыч).
-
Какие странности вы отметили в Печорине?
("В дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет; он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; по целым часам, слова не добьешься, зато как начнет рассказывать животики со смеху надорвешь»).
-
Когда умерла Бэла, вы на месте Печорина умерли бы от горя. Вы стали утешать Печорина, начали говорить утешительные слова. Как отреагировал на это Печорин? (Он поднял голову и засмеялся).
Вопросы для красной дорожки.
-
Угадайте, кто Вы: «Был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок, одна нога у него была короче другой; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». (Вернер)
-
Какое прозвище имели Вы, доктор? (Мефистофель)
Вопросы для финала.
5-6 классы
1. Где родился М. Ю. Лермонтов?
2. Где прошло его детство?
3. Кто занимался его воспитанием?
4. Откуда эти строки:
А) Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Б) Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали питомцы столетий!
В) И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
7-9 классы
1.Назовите учебные заведения, где учился Лермонтов.
2.Были ли лично знакомы Пушкин и Лермонтов?
3.Что послужило поводом для отправки поэта в первую ссылку? Куда?
4.Какое стихотворение М. Лермонтова посвящено войне 1812 года?
5.Откуда эти строки:
А) Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей,
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит.
Б) …Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
В) И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул…
10 класс
1.Назовите адресатов любовной лирики М. Лермонтова.
2.Что послужило поводом для последней дуэли Лермонтова? С кем он стрелялся?
3.Где погиб Лермонтов и где похоронен?
4.Откуда эти строки:
А) Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый
На что он руку поднимал.
Б) Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!
В) Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
Г) Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Д) Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
III. Подведение итогов, вручение сувениров всем, кто присутствовал на игре: агонистам, теоретикам, гостям.