Урок «Правописание ы, и после ц»

Представляю вашему вниманию разработку открытого урока по теме«Правописание ы,и после ц» 5 класс по учебному комплексу В.В.Бабайцевой.      На изучение данной темы отведено 2 часа,представленное занятие   является  уроком изучения нового материала. На уроке используется презентация на интерактивной доске,сигнальные карточки,тест в конце урока. Очень заинтересовали детей слайды,подобранные в соответствии с темой.     Очень нравится детям физкультминутка,которая позволяет и отдохнуть,и повторить и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока

Тема урока

«Буквы И-Ы после Ц»


Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

образовательные: помочь учащимся усвоить правило «Гласные И-Ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы И или Ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц.

развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать память, внимание, логическое мышление; расширить словарный запас учащихся.

воспитательные: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать навыки самостоятельной деятельности.

Задачи урока:

обеспечение формирования у учащихся целостной системы основных знаний по теме «Буквы И-Ы после Ц»

формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы организацию учебного занятия

Оборудование: презентация, сигнальные карточки.

Ход урока



  1. Организационный момент.


  1. Изучение нового материала



  1. Создание проблемной ситуации.

На доске запись: цирк, станция, улицы, цыган

- Какие звуки слышатся в словах, цирк, станция, улицы, цыган? ([цы])

- А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и)

Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда - и.

- Сформулируйте тему нашего урока. («Правописание ы-и после ц»).

Запись темы урока (учитель записывает тему на доске, дети - в тетрадях).

Чтобы узнать, когда после ц пишется «ы», а когда «и», выделим морфемы, в которых встречается данная орфограмма. Выделяю на доске.

Давайте попытаемся сформулировать правило (Слушаю ответы учащихся)

Итак, в именах существительных после ц пишется И в корне слова и в словах, заканчивающихся на - ция, например цирк, цитрус, акция, революция

После Ц пишется Ы в окончаниях и в словах исключениях( приводим примеры).

Запомнить слова исключения вам поможет слайд (слайд № 4).

Чтобы подтвердить правильность наших гипотез обратимся к учебнику

2.3 Работа с учебником

Т 43,стр.54 читаем правило

2.4. Обобщение теоретического материала

Составление опорной схемы на доске и в тетради

Работа с опорным конспектом

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

Отвечают 1-2 ученика.

Обобщающее слово учителя.

3.Формирование практических навыков.

Закрепление материала

Задание (записать слово, объяснить выбор орфограммы) (ученик выходит к доске)

Рац..я, цариц..но зеркальце, ц..клон, ц..ганский, дикция, цилиндр, у ящериц.., лисиц..н хвост.

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

Физкультминутка.

А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы», нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

И - тянемся вверх.

Ы - подпрыгнуть.

Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.

4.Тренировочные упражнения

1. Давайте совершим путешествие, не выходя из кабинета?

Я читаю предложение, а вы выписываете слова на изученную орфограмму и графически ее объясняете. Напомните, на какое сочетание звуков вы будете обращать внимание.

1. В Москве возле цирка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину. (Слайд 5)

2. Эйфелева башня - символ Франции - названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля. (Слайд 6)

3. Неаполитанский цикламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. (Слайд 7)

4. Индейцы-коренные жители Америки - строили жилище из шкур животных. (Слайд 8)

5. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта. (Слайд 9)

6. Несколько столетий назад цыгане перекочевали к нам из Индии. (Слайд 10)

7. Циферблат часов Биг Бена в Англии самый большой в мире. (Слайд 11)

8. Царицын, Сталинград - прежние названия города Волгограда. (Слайд 12)

9. Птицы, живущие в джунглях, например тукан, имеют яркое оперение. (Слайд 13)

2.Лексический диктант «Пишу на 5» (записать одним словом).

Учащиеся выходят к доске, записывают слово с изучаемой орфограммой, объясняют правописание слова.

Артист цирка - (циркач), апельсины, мандарины, лимоны - (цитрусовые), отрывок из какого-либо произведения - (цитата), знак, обозначающий количество - (цифра), систематизированное собрание каких-либо предметов - (коллекция), устаревшее обозначение парикмахера - (цирюльник), стриженный и крашенный мех овцы - (цигейка)

3. Задание: Услышать в тексте слова на изученную орфограмму. Показать сигнальными карточками написание нужной буквы в слове.

По двору бегали цыплята. Особенно выделялся один весёлый пушистый непоседливый. Он был темнее остальных и получил прозвище "Цыганёнок". Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев зовёт: "Цып-цып-цып". Все гурьбой несутся к ней. Только "Цыганёнок" - нет. Он как будто ждёт, что к нему подкрадутся на цыпочках и на руках отнесут в курятник



  1. Тестовый контроль

Слайд № 14

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть; Б) ц..новка;

В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

Взаимопроверка слайд №15

  1. Подведение итогов.

Какое правило мы сегодня изучили?

Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.

Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

6.Обобщаюшее слово учителя

Выставление и комментирование оценок, домашнее задание.

Урок закончен, до свидания!

© 2010-2022