Открытый урок: «Грех. Его осознание и раскаяние. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»» и презентация «Всеобщее спасение»

"Выдержка из материала: "I. "Вступительное "слово."Откуда "в "человеке "берётся "злоба, "заносчивость, "желание "обидеть "и "унизить "другое "живое "существо, "причём "более "слабое "и "беззащитное? "Почему "мы "часто "не "задумываемся "о "последствиях "того "или "иного "своего "поступка, "творим "зло, "даже "не "считая "его "таковым? "Как "научиться "управлять "самим "собой, "соразмерять "свои "действия "с "их "влиянием "на "окружающих? "Ответы "на "эти "вопросы "мы "сможем "найти "в "сказке-"п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Всеобщее спасение». Грех. Его осознание и раскаяние.

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».


Цели

Обучающие

помочь увидеть учащимся глубину содержания сказки-притчи, ее народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, отработкой навыка выразительного чтения

Развивающие

развитие аналитического мышления учащихся (анализ, сравнение, сопоставление; синтез, обобщение)

Воспитательные

духовно-нравственное воспитание; углубление понятия греха, искупления, покаяния в православном учении, познание законов всеобщего спасения; воспитание чувства любви и человеческого отношения к окружающему нас миру.

Задачи:

  • совершенствовать навыки выразительного чтения,

  • развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения,

  • развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор

  • в ходе анализа текста заставить учащихся задуматься над происходящим в тексте и связать события в деревне Бережки с христианскими заповедями и учением Иисуса Христа о грехе: что есть грех, как его осознать и искупить, таким образом заставляя учеников задумываться над своими поступками, оценивать их.

Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.

Ход урока

Эпиграфы:

Молюсь и каюсь,
И плачу снова,
И отрекаюсь
От дела злого…
А.К.Толстой

Уклонися от зла и сотвори благо.

36 псалом Давида

Умел ошибиться - умей и поправиться (пословица).

I. Вступительное слово.

Откуда в человеке берётся злоба, заносчивость, желание обидеть и унизить другое живое существо, причём более слабое и беззащитное? Почему мы часто не задумываемся о последствиях того или иного своего поступка, творим зло, даже не считая его таковым? Как научиться управлять самим собой, соразмерять свои действия с их влиянием на окружающих? Ответы на эти вопросы мы сможем найти в сказке-притче К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб», которую вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку.

- Итак, запишем тему урока и эпиграфы

(Пока дети пишут, учитель объясняет цель урока:

В ходе урока мы должны рассмотреть, как построена сказка и какие образы помогают раскрыть ее содержание. Также мы должны доказать, что наши эпиграфы соответствуют главной мысли произведения Паустовского.)

  1. Проверка дом. зад.

Кроссворд на знание текста. (презентация)

Вопросы:

  1. Как Филька назвал коня в злобе? (Христарадник)

- Как вы понимаете слово "Христарадник"? (Человек, который просит подаяние Христа ради)

  1. Какой масти был раненый конь? Вороной

  2. Как называется деревня, в которой происходили удивительные события? (Бережки)

  3. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока

  4. Сколько лет назад был такой же мороз? Сто

  5. Что случилось в природе после того как Филька обидел раненого коня? Метель и сильный мороз

  6. Кто взял себе коня? Мельник

  7. Почему Филька жил с бабушкой? (Сирота)

  8. Какое прозвище имел Филька? Ну тебя

  9. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату


  1. Работа с текстом.

Сл. Учит.

- Кто главный герой? ( Филька )
Найдите в тексте и прочитайте, каким нам его представляет автор.
-Нравится вам главный герой? Почему?
Давайте посмотрим, что было дальше. Зачитайте момент встречи Фильки с конем.

- Ребята, какой поступок совершил Филька? «Злой поступок»)

-Как называют православные люди злой, плохой поступок? ГРЕХ

Как вы понимаете значение слова «грех». Что такое грех?
(Грех - это не преступление, а скорее болезнь, болезнь души, а болезни можно и надо лечить. Как?)

Вот он ГРЕХ . Злое, жестокое дело. Обидеть раненого коня, который только и жив-то был милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок. И какие черные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки! Злая энергия этих слов может много бед натворить!
А мы читаем дальше ( Слеза скатилась у коня из глаз….)
Дадим заглавие этой части произведения. ( «Беда»)
Вот видите, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого поступка одного мальчишки.
А за что наказывать всех? Пусть бы одному Фильке было наказание за его грех.

Но тут есть о чём подумать: ведь Господь все так устроил, чтобы люди несли ответственность, т. е. отвечали, но не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Вы наверное замечали, что ваши хорошие поступки радуют близких, И наоборот- злое дело огорчает всех окружающих. Мы все отвечаем друг за друга, за всё, что совершается вокруг нас.
И главное: в жизни всё время происходят очень схожие события, и расплата за них всегда бывает похожая. Но, как, ни странно, люди, зная это, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а предпочитают повторять те же ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.
А о каком уроке жизни поведала Фильке бабушка?
( на доске появляется табличка «Рассказ бабушки.»)

(чтение детьми указанного отрывка)
Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз-, говорила бабка …-Отчего же он помер?-хрипло спросил Филька.
- от охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила:-Знать и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз…

- Как вы понимаете выражение « охлаждение сердца». (высказывания детей).
Чего же теперь делать, бабка?- спросил Филька из-под тулупа?- Неужто помирать?

  • А теперь давайте разбираться, что происходит в душе маленького грешника. Дело-то ведь не шуточное - гибелью пахнет! Сначала зададимся вопросом,

  • ? зачем рассказала бабушка внуку эту историю со стариком и солдатом? Догадалась ли она? Ведь она не видела, как Филька обидел коня. Кстати, история, произошедшая сто лет назад со стариком и солдатом, очень похожа на историю, которая произошла с Филькой и конём.
    (высказывания детей ).

  • Ну а что Филька? Воспринял ли он бабушкин урок? Осознал ли он свой грех?

  • Понял ли , что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять?

  • Как вы думаете, что в бабкиной притче на него произвело наибольшее впечатление? (высказывания детей ).

    Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления. Вспомните, что сделали Адам и Ева, когда ими впервые овладел страх и стыд?
    (высказывания детей ).
    Да, они так же, как наш маленький грешник, спрятались от Бога.

  • А вспомните себя: когда что-нибудь натворишь, совершишь дурное, тебе хочется, чтобы этого не заметили. Но ведь Бог всевидящ и вездесущ, т. е. он незримо присутствует рядом в виде совести, которую Он в тебя вселил. И чем дольше скрываешь свой грех, тем горше потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.

  • Теперь понятно, что происходило в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке?

  • И что же происходит дальше? Какое решение принимает Филька?
    (исправить свою вину, попросить прощения у коня, сделать так, чтобы мороз ушёл, а мельница вновь работала. )

  • Как мы назовем эту часть рассказа?(«Раскаяние .»)

  • Легко ли было Фильке это сделать? ( найдите подтверждение в тексте, как описывает автор природу, чувства мальчика?)
    Ночью он слез с печи…( чтение детей, затем выбор образных средств, которые использовал автор).
    воздух синий, страшный; воздух замёрз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шёл, заржал и забил копытом раненый конь.- ЭПИТЕТЫ

  • Вот, что пережил мальчишка, пока бежал от дома до мельницы. Сколько страхов он натерпелся на своем пути к покаянию.

  • А теперь давайте будем особенно внимательны. Как вы считаете: Филька чистосердечно устыдился содеянного им зла и покаялся перед Панкратом? (высказывания детей ).

  • Да, Филька совершил грех, но он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде.
    Давайте дадим заглавие следующей части сказки.

(« Искупление вины .»)

У. На этом мы прервем чтение и анализ рассказа и посмотрим, какой путь совершает душа человека на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступенька очищает совесть, освобождает её от гнёта вины. Давайте попробуем нарисовать эту лестницу покаяния.

- Какова будет первая ступенька? Это ОСОЗНАНИЕ. своего греха, стыд за неправедное ,дело, мысль или намерение .Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, какую заповедь Божью ты нарушил, а значит сотворил зло.

- Какова будет вторая ступенька? Это ПРЕОДОЛЕНИЕ На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания

- Какова будет третья ступенька? Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАССКАЯНИЕ и ПОКАЯНИЕ перед теми, кого ты обидел и перед Богом. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что ты себя этим унижаешь. На самом же деле, ты только возвышаешься в глазах людей, и прежде всего перед своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения и тебе становится легко и весело.

- Какова будет четвертая ступенька? ИСКУПЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ГРЕХА. Однако не всем и не всегда удаётся подняться на четвёртую ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

Но у лестницы покаяния есть ещё одна, самая высокая ступень БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА УРОК.

Кто же и кого должен благодарить? Каким образом? (высказывания детей ).

Я надеюсь, что вы станете благодарить своих родных, близких за уроки, пусть и строгие, но помогающие вам исправляться и стать лучше.

- А как называется в православной культуре время покаяния? (Пост)

-Какое время по церковному календарю сейчас идет? Как оно называется ?

( Великий Пост)

- Значит, в православной культуре время покаяния называется ПОСТ, т. е. специально отведенное время, когда люди особенно вспоминают о своем предательстве Христа и стараются очистить свою душу.

-Что главное во время поста?
-самое важное - это духовное очищение. Не делать зла, не обижать людей. Подумать, что вы можете сделать хорошего для своих близких, может быть исправить какие-то свои недостатки, помочь бескорыстно кому-то, попросить прощения за что-то и т. д.

Слово учителя

«Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского излучает свет Вечной истины. Это можно увидеть духовным зрением и почувствовать добрым сердцем, если рассмотреть их в контексте христианских заповедей блаженства, в которых, как известно, определяется путь человека к настоящему, непреходящему, наивысшему счастью. Вспомним...

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Нищие духом - те люди, в которых нет ни гордыни, хвастовства, зазнайства. В начале произведения мы видим в Фильке противоположные качества, что и приводит к страшной беде.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

«Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал».

Это те самые слёзы раскаяния, осознания своей вины, сопровождающиеся делами христианского милосердия и любви, о которых говорится в евангельской заповеди, Эти слёзы окончательно растопили в сердце Фильки лёд заносчивости и бездумной жестокости, открыв для него благость мира с ребятами, конём и всеми живыми существами.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

В христианских традициях совершать материальные и духовные дела милости, а именно:

- голодного накормить;

- жаждущего напоить;

- нагого или имеющего недостаток в одежде - одеть;

- помочь выздоровлению больного;

- словом и примером «обратить грешника с ложного пути» (Иак. 5,20);

- несведущего (не знающего) научить истине и добру;

- подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении и опасности;

- утешить печального;

- от всего сердца прощать обиды и т.д.

Филька под мудрым наставничеством бабушки и деда Панкрата учится совершать дела милости и познаёт в финале произведения вместе с односельчанами вкус Евангельского блаженства.

«Блаженны миротворцы, ибо они наречены будут сынами Божьими».

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - Не только человеку извинение требуется. Сейчас коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпусти коня. <...>

- Не пужайся, Мальчик! Филька - не злой человек. <...> Бери хлеб, мирись. <…>.Все улыбались, радовались».

Итак, от каждого произнесённого нами слова или совершённого действия зависит очень многое, они подобны брошенному в воду камню, от которого далеко расходятся круги.

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести »

-Чему учит сказка "Теплый хлеб" ? (Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки - Филька

- Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)

- Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ - образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

© 2010-2022