Рабочая программа по чтению для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______Т.Ф.Калужина

Приказ № _______ от _________2015г.


Рабочая программа

по чтению

8 класс

для учащихся VIII вида


на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы специальных (Коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

5-9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб. 1






Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория








Тюменцево 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской СОШ на 2015-2016 учебный год с учетом Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Положения о промежуточной и итоговой аттестации в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету «Чтение», разработана на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», 2012 г.)

Актуальность. Учебная программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельнос­ти умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее раз­витие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержит материал, помогаю­щий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цель - создать условия для развития умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности, коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников, формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Задачи:

  • Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

  • Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по­ступков, подтверждение своего заключения словами текста. Состав­ление характеристики героя с помощью учителя.

  • Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

  • Выделение в тексте метких выражений, художественных опре­делений и сравнений.

  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изме­нением лица рассказчика.

  • Заучивание наизусть стихотворений.

Специфика. Рабочая программа по чтению составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного вида и класса. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. Содержание и специфика программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащегося и его мышлению. Учащийся учится отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного текста. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Приемы: сравнение, обобщение, объяснение.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, словесный, наблюдение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная работа, написание сочинений и выполнение практических работ.

Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии; технология дифференцированного обучения.

Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное ком­ментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе во­просов учебника, пересказ, словесное рисование, составле­ние плана, чтение по ролям, проведение конкурса рисунков, анализ эпизодов, наблюдение над осо­бенностями речи пер­сонажей, беседа по вопросам, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, письменная и устная ха­рактеристика героя, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Формы контроля: выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ, задания и вопросы по текстам, создание иллюстрации по эпизоду произведения.

Планируемые результаты образования по предмету «Чтение» определяются основными требованиями к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  • пересказывать содержание прочитанного.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год.

Уроков внеклассного чтения - 9 часов, учить наизусть 10 стихотворений


Учебно-тематический план

урока

Наименование раздела программы, тем уроков, количество часов на раздел, тему

Элементы содержания урока

Планируемые результаты урока

Домашнее задание

Устное народное творчество (7 ч.+ 1 Вн.ч)


1

Пословицы и поговорки.

Жанры устного народного творчества: пословицы и поговорки. Тематика пословиц. Пословицы «Одно дело делаешь, другого не порть», «Шей да пори, не будет пустой поры», «Коня в гости зовут не мед пить, а воду возить».

Знать: жанр пословицы и загадки, их особенности и заложенный смысл

Уметь: находить прямой и переносный смысл пословиц, отгадывать загадки, работать с рисунками и иллюстрациями, выразительно читать и объяснять смысл.

С. 4- 6, выразительное чтение

2

Пословицы и поговорки.

С. 7 - 8, вопросы и задания

3

Загадки.

Тематика загадок. Загадки: о явлениях природы, о домашних животных.

С. 9-10, отгадать загадки

4.

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын».

Особенности и характеристика сказки. Главные герои. Смысл сказки. Анализ поступков героев. Работа с иллюстрацией. Содержание сказки. Главная мысль сказки. Поступки главных героев.

Знать: элементы и части сказки, их особенности

Уметь: выразительно читать сказки, пересказывать их содержание, находить героев и анализировать их поступки.

С. 13- 16, пересказ текста

5

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын».

С.16-19, составление характеристики персонажа.

6

Былины.

«Илья Муромец и Соловей - разбойник».

Особенности и язык былины. Смысл названия. Образ Ильи Муромца и Соловья- разбойника. Характеристика главного героя.

Знать: жанр былины как отражение исторического прошлого русского народа, основных героев былин.

Уметь: выразительно, напевно читать былины, уметь отличать былину от других жанров; анализировать поступки былинных богатырей, отвечать на вопросы и анализировать текст.

С. 22- 24, выучить фрагмент былины наизусть

7

Былины.

«Илья Муромец и Соловей - разбойник».

С. 24- 26, нарисовать иллюстрацию к эпизоду

8 ВН.ч

В.П. Астафьев

«Конь с розовой гривой»

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

пересказ текста

Русская литература Х1Х века. (31ч +4 Вн.ч)


9

А.С. Пушкин. Биографический очерк. Стихотворения «Осень», «Цветок»

Слово о поэте. Детство поэта. Учеба в Лицее. Выбор жизненного пути.

Выразительное чтение стихотворений. Природа в стихотворении. Языковые средства.

Знать: краткие сведения из биографии А. Пушкина, его произведения; содержание стихотворений.

Уметь: работать с текстом, выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы; выразительно читать и анализировать стихотворение, учить наизусть

С. 54-58, выразительное чтение

10

А.С. Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

С. 58-59, выучить стихотворение наизусть

11

Поэма «Руслан и Людмила»

Анализ содержания и план поэмы. Характеристика главных героев. Анализ их поступков. Выразительное чтение.

Знать: содержание поэмы

Уметь: находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героям и анализировать их поступки, делить текст на части.

С. 61- 64, ответы на вопросы

12

Поэма «Руслан и Людмила»

С. 64- 72, выучить фрагмент поэмы наизусть

13

Проза Пушкина. «Метель»

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

С. 73- 79, пересказ текста

14

Проза Пушкина. «Метель»

С. 79 - 82, ответы на вопросы

15

ВН.ч

А. Р. Беляев «Золотая гора»

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

Нарисовать иллюстрацию к произведению

16

М.Ю. Лермонтов. Трагическая судьба.

Детство поэта. Годы учебы. Творчество. Смерть поэта. Природа в стихотворениях. Языковые средства. Выразительное чтение стихотворений.

Знать: краткие сведения из биографии Лермонтова, его произведения; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, учить наизусть

С. 83 - 85, вопросы и задания

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

С. 86, выучить наизусть

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Кавказ».

С.87, выразительное чтение

19

И.А.Крылов. Своеобразие творчества.

Детство поэта. Творчество. Тематика произведений.

Знать: краткие сведения о И.А. Крылове, его произведения.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст.

С. 97- 98, вопросы и задания

20

Басня «Лебедь, щука и рак».

Черты характера главных героев. Анализ басен. Главные герои. Смысл басен. Основная мысль. Лексическая работа. Работа с иллюстрациями.

Знать: содержание басен.

Уметь: читать басни, находить крылатые выражения, выделять и объяснять мораль басен, находить героев басен и анализировать их действия и поступки.

С. 99, выучить басню наизусть

21

Басня «Свинья под дубом».

С. 100, выразительное чтение

22

Н.В.Гоголь «Чичиков» (отрывки из поэмы «Мертвые души»)

Выразительное чтение. Анализ содержания и план поэмы. Характеристика главного героя. Анализ его поступков.

Знать: содержание поэмы

Уметь: находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героям и анализировать их поступки, делить текст на части.

С.103 - 107, ответы на вопросы

23

Н.В.Гоголь «Чичиков» (отрывки из поэмы «Мертвые души»)

С. 107 - 109, пересказ текста

24

ВН.ч

А. П. Гайдар «Школа».

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

Заполнение тематической таблицы

25

Н.А. Некрасов. Детство поэта.

Детство поэта. Годы учебы. Творчество. Тематика произведений.

Знать: краткие сведения о Н. Некрасове, его произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, находить определения, учить наизусть, отвечать на вопросы, выполнять задания, объяснять значение некоторых слов и выражений

С. 110, вопросы и задания

26

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

Работа с текстом. Чтение и пересказ. Характеристика героя. Смысл названия стихотворения

С. 111-113, выучить фрагмент стихотворения наизусть

27

Н.А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос».

Выразительное чтение и анализ поэмы. Основная мысль. Художественные определения. Лексическая работа.

С. 114 - 116, выразительное чтение

28

А.В. Кольцов. Биография. Стихотворения о судьбах крестьян.

Детство поэта. Годы учебы. Творчество. Смерть поэта. Выразительное чтение стихотворения. Смысл названия произведений. Языковые средства.

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: краткие сведения из биографии Кольцова, его произведения; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения

С. 117, пересказ текста

29

А.В. Кольцов «Раздумье селянина»

С. 118, выучить стихотворение наизусть

30

А.В. Кольцов «Горькая доля».

С. 119, ответы на вопросы

31

И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»

Слово о поэте. Биографические сведения. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Основная мысль. Художественные определения. Лексическая работа.

Знать: краткие сведения о Н. Некрасове, его произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, находить определения, отвечать на вопросы, выполнять задания, объяснять значение некоторых слов и выражений

С. 120- 122, пересказ текста

32

И.С. Никитин «Деревенский бедняк».

С. 123-124, выразительное чтение

33

Л.Н.Толстой Истоки творчества.

Библиографические сведения о писателе. Детство писателя. Творчество. Тематика произведений. Черты характера писателя.

Тема патриотизма русского народа.

Знать: биографию Л. Толстого, фрагменты его произведения «Севастопольские рассказы»

Уметь: характеризовать главных героев, находить главную мысль произведения, работать с текстом, перестывать отдельные эпизоды, делить прочитанное на части, составлять план произведения.

С. 125 - 126, вопросы и задания

34

Л.Н.Толстой Севастополь в декабре месяце (в сокращении)

С. 127 - 132, пересказ

35

Л.Н.Толстой. Севастополь в августе 1855 года (в сокращении)

С. 132 - 134, письменный ответ на вопрос

36

Повесть «Детство».

Основная мысль произведения. Главные герои. Характеристика главных героев. Анализ содержания произведения. Составление плана.

Знать: содержание повести

Уметь: находить главную мысль произведения, его смысл, характеризовать главных героев, анализировать произведение, читать и пересказывать текст.

С. 135 - 137, выразительное чтение

37

Повесть «Детство».

С. 138 - 142, вопросы и задания.

38

ВН.ч

В. А. Каверин «Два капитана».

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

Заполнить тематическую таблицу

39

А.Н. Майков. Стихотворения «Осень», «Пейзаж»

Слово о поэте. Биография А.Н.Майкова. Русские поэты о родной природе. Анализ стихотворений. Работа с поэтическими образами.

Знать: содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, учить наизусть.

С. 143-145, выучить стихотворение наизусть на выбор.

40

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…»

Слово о поэте. Биография Ф.И. Тютчева. Русские поэты о родной природе. Анализ стихотворений. Работа с поэтическими образами.

Знать: содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, рисовать иллюстрации к тексту.

С. 147- 149, нарисовать иллюстрацию к стихотворению

41

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Юмористические рассказы. Смысл произведений. Описание фрагментов текста. Анализ рассказов Характеристика главных героев.

Знать: содержание произведений

Уметь: находить главную мысль произведений, характеризовать главных героев, находить меткие выражения, анализировать произведения, читать и пересказывать текст.

С. 152- 155, чтение, пересказ текста

42

А.П. Чехов «Пересолил».

С.156- 159, вопросы и задания по тексту

43

ВН.ч

А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

пересказ текста

Русская литература ХХ века. (21ч++4 Вн.ч )


44

М. Горький «Сказки об Италии»

Анализ содержания произведения. Главные герои, их характеристика. Черты характера главного героя. Сравнение поступков главных героев. Составление плана. Характеристика главных героев. Поступки героев.

Знать: краткие сведения о биографии писателя, содержание произведения.

Уметь: разбирать содержание прозаического произведения, непонятные слова, характеры героев и их поступки, анализировать, работать с иллюстрациями и текстом, выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы

С. 164-167, пересказ текста

45

М. Горький «Сказки об Италии»

С. 168, вопросы и задания, работа с пословицами

46

В.В.Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса»

Детство писателя. Творчество. Анализ стихотворения, Работа с образами.

Знать: краткие сведения о поэте, о его творчестве

Уметь: выразительно читать, пересказывать, отвечать на вопросы, работать с текстами, анализировать стихотворение.

С. 171-174, ответы на вопросы

47

С.А. Есенин. Стихотворения «Задремали звезды золотые», «Топи да болота….»

Стихотворения о родной природе. Настроение стихотворения. Описание природы в стихотворении. Главная мысль стихотворения. Прямое переносное значение слов. Анализ стихотворения.

Знать: краткие сведения о поэте, о его творчестве; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать, пересказывать, отвечать на вопросы, учить стихотворения наизусть, работать с текстами, проводить лексическую работу, анализировать стихотворения.

С. 175- 176, выучить стихотворение наизусть

48

С.А. Есенин. Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

С. 177- 178, выразительное чтение

49 ВН.ч

В. М. Шукшин «Сильные идут дальше»

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

Письменное описание героя по плану

50

М.А. Шолохов. Дед Щукаря (отрывки из романа «Поднятая целина», в сокращении)

Слово о писателе. Юмористические сцены в романе. Образ деда Щукаря. Анализ текста. Характеристика главного героя и его поступков. Деление текста на части. Составление плана. Характеристика главного героя, описание внешности. Выделение главной мысли текста.

Знать: краткие сведения о биографии писателя, его произведения.

Уметь: находить главную мысль произведения, его смысл, характеризовать главных героев, читать, анализировать и пересказывать текст, отвечать на вопросы, делить текст на части, озаглавливать.

С. 179 - 181, пересказ текста

51

М.А. Шолохов. Дед Щукаря (отрывки из романа «Поднятая целина», в сокращении)

С. 181 - 185, составление характеристики персонажа.

52

М.А. Шолохов. Дед Щукаря (отрывки из романа «Поднятая целина», в сокращении)

С. 186, вопросы и задания

53

М.А. Шолохов. Дед Щукаря (отрывки из романа «Поднятая целина», в сокращении)

Озаглавить части произведения, нарисовать иллюстрацию к эпизоду

54 ВН.ч

А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

пересказ текста

55

А.А. Фадеев «Молодая гвардия» (отрывки, в сокращении)

Биография А.А.Фадеева. Анализ произведения. Характеристика поступков главных героя. Деление на части. Составление плана. Пересказ по плану. Лексическая работа.

Знать: краткие сведения о биографии писателя, содержание его произведения

Уметь: разбирать содержание прозаического произведения, анализировать характеры героев и их поступки, находить главную мысль произведения, его смысл, читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы.

С. 187 - 191, выразительное чтение

56

А.А. Фадеев «Молодая гвардия» (отрывки, в сокращении)

С. 191-194, пересказ текста по плану

57

В.П. Катаев

«Сын полка»

Война в жизни и творчестве писателя. Главные герои, их характеристика. Действия, поступки. Выразительное чтение. Анализ текста. Лексическая работа.

Знать: краткие сведения о биографии писателя, его повесть

Уметь: находить главную мысль произведения, его смысл, характеризовать главных героев, читать, анализировать и пересказывать текст, отвечать на вопросы.

С. 195- 200, чтение, пересказ

58

В.П. Катаев

«Сын полка»

С. 200-205, вопросы и задания

59

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Жизнь и творчество писателя. Анализ текста. Характеристика героя по плану. Деление текста на части. Составление плана. Выделение главной мысли текста.

Знать: краткие сведения о биографии писателя, его произведения

Уметь: разбирать содержание прозаического произведения, непонятные слова, анализировать характеры героев и их поступки, читать и пересказывать текст.

С. 206 - 212, чтение, озаглавливание частей

60

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

С. 212 - 216, пересказ текста от лица главного героя

61

А.А. Сурков «День торжества»

Тема Великой отечественной войны в произведениях русских писателей. Анализ и настроение стихотворений.

Знать: краткие сведения о поэте, его произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, находить определения, учить наизусть, отвечать на вопросы, выполнять задания, объяснять значение некоторых слов и выражений.

С. 218-219, выразительное чтение

62

А.А. Сурков «В землянке»

С. 219- 220, выучить стихотворение наизусть

63

ВН.ч

Ю. В. Бондарев «Батальон просит огня».

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

Заполнение тематической таблицы

64

Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».

Рассказы о детях - твоих ровесниках.

Ответы на вопросы по тексту. Характеристика героя. Описание внешнего вида героев.

Знать: о писателе и его произведениях, о качествах характера главных героев.

Уметь: разбирать содержание прозаического произведения, читать, пересказывать и анализировать текст произведения, отвечать на вопросы, рисовать иллюстрации к эпизодам произведения

С. 221- 224, вопросы и задания

65

Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».

С. 224 -228, нарисовать иллюстрацию к эпизоду

66

А.Г. Алексин «Самый счастливый день».

Творчество писателя. Человечность, доброта, правдивость - главные качества героев в произведениях писателя.

Чтение по ролям. Анализ произведения.

Знать: краткие сведения о биографии писателя, его произведения

Уметь: разбирать содержание прозаического произведения, анализировать характеры героев и их поступки, находить главную мысль произведения, его смысл, читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы.

С. 229- 233, выразительное чтение

67

А.Г. Алексин «Самый счастливый день».

С. 234, вопросы и задания

68

ВН.ч

Ф. А. Искандер «Пиры Валтасара»

Работа с текстом. Тема произведения. Характеристика героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

Пересказ текста по плану

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. В мире русской литературы. Г.П.Веселов.М. 2000

  2. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО, 2008г.

  3. Книга для внеклассного чтения. К.М.Нартов, Т.Д.Полозова. С-П. 1995

  4. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ - Волгоград: Учитель, 2008

  5. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 и 8 классах: Библиотека учителя-словесника. /Турьянская Б.И./ - М.: «Русское слово», 1996 Методическое руководство к учебнику - хрестоматии «Родная литература» для 8 класса: Пособие для учителя. / Зепалова Т.С./ - М.: 2005

  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 - 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2008

  7. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М. «Русское слово», 2008

  8. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ авт.-сост. В.В.Воронкова.- М.: ВЛАДОС, 2005 Морозова И.А., Пушкарева М.А. Занятия по развитию речи. - М.: ВЛАДОС 2006.

9


© 2010-2022