- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малина Е.В. |
Дата | 12.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Из выступления учителя
русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 г.Медногорска»
Малиной Елены Викторовны
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.).
Цели и задачи.
-
·Цель - создание условий для оптимального развития детей.
-
·Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Принципы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся - высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
Применение дифференцированного подхода в обучении позволяет мне организовать системную индивидуальную работу с учащимися. Организуя частую смену деятельности, я стараюсь создать ситуации успеха для каждого ученика, подбирая такие задания, чтобы каждый ребёнок мог с ними справиться. Особое внимание уделяю организации индивидуальной работы с учащимися в рамках программы «Одарённые дети». Мною разработана индивидуальная программа по работе с учащимися данного профиля, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию ученика, позволяющую ему реализовать творческие способности. Совместно с учеником я стараюсь спроектировать возможную направленность его урочной и внеурочной деятельности. Вот пример одной из форм такой работы
План индивидуальной работы с А.Диканевой
Предмет: литература
Цель: подготовка доклада на областную конференцию исследовательских работ «Молодежь и наука - шаг в будущее»
Класс: 10 «А» класс
Тема
Содержание
Срок
«Я расскажу тебе о городе родном..» (тема Родины в творчестве медногорской поэтессы Л.М.Яниной
Определение темы, цели, предмета, методов, задач исследования, выдвижение гипотезы
1 неделя февраля
Деятельность литературного клуба медногорских поэтов
Изучение литературы
1-15 февраля
Очерк жизни Л.М.Яниной
Сбор материалов, опрос, анкетирование
15февраля - 22марта
Основные темы творчества Л.М.Яниной.
Изучение поэтического наследия Л.М.Яниной,
Классификация тем
22 марта - 29марта
Место и значение темы Родины в творчестве Л.М.Яниной
Изучение и систематизация материала
30 марта -
5 апреля
Требования к докладу
Оформление доклада
5-10 апреля
Подготовка презентации к докладу
10-15 апреля
Подготовка к выступлению
15-20 апреля
Приведённый пример свидетельствует о подготовке ученицы к исследовательской деятельности. Данная работа была представлена ею на городской научно-практической конференции «Восхождение» (1 место). областной научно-практической конференции молодых исследователей «Молодежь и наука - шаг в будущее» (1 место), областной научно-практической конференции студентов и школьников «История России -сокровище мое» (3 место). Как видим, у данной формы работы есть перспективы: мне, как учителю, эта форма деятельности даёт возможность проектировать работу ученика, контролировать её, направлять; ученику - формировать информационную, лингвистическую, исследовательскую компетенции, представлять результаты своего труда и получать положительную оценку. Индивидуальные планы урочной и внеурочной деятельности разработаны совместно с несколькими учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению. Разумеется, в процессе работы в план вносятся коррективы, меняются сроки, но главное - ученик чувствует заинтересованность и ответственность, к тому же, такая работа дисциплинирует ученика.