Открытый урок по литературе В гостях у дедушки Крылова (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цель:

прививать учащимся интерес к личности и творчеству И.А.Крылова;

- научить обучающихся понимать аллегорический смысл басен;

- изучить жанр басни; работая с текстами, освоить фразеологизмы, пословицы, поговорки;

развивающие:

- развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного;

- способствовать эмоциональному восприятию басен;

- развивать речевые навыки;

воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство юмора;

- воспитывать любовь к русской литературе

.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер.(презентация)

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

Психологический настрой.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись , улыбнулись мне ,гостям и расселись по местам.

2.Сообщение темы урока.

-Разделиться на группы нам помогут карточки. (дети берут карточки, соединяют и называют тему урока). Итак, тема нашего урока…

3. Вступительное слово учителя.

И.А.Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около 200 басен, но не все знают, что Крылов, кроме басен, увлечённо создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Один из знакомых Ивана Андреевича писал, что «в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств».

Крылов мог стать замечательным актёром, выдающимся художником или музыкантом (он был музыкален, прекрасно играл на скрипке).

Поэтому сегодня, подводя итог изучения творчества Крылова, вы попробуете себя в роли актёров (в конкурсе инсценированной басни). Мы постараемся приблизиться к творческому таланту Крылова.

Самым любимым жанром в литературе для Ивана Андреевича была басня. И все сегодняшние задания будут связаны с баснями Крылова. А вы должны показать знание и понимание басен.

4.А теперь послушаем небольшое выступление , которое нам подготовил…..

Какие басни И. Крылова вы изучали в начальных классах?

5. Одну из басен наизусть нам подготовила…..(«Лебедь, Щука, Рак.»)

6. Опрос домашнего задания.(Слайд)

А теперь посмотрим на экран и вспомним, из каких басен данные эпизоды? (по группам) (Слайды).

А теперь послушайте…

-Стреко́зы - отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком.

Муравьи длиной около 7-14 мм, красно-бурого цвета, имеют крупную голову, половину брюшка занимает кислая ядовитая железа, окружённая мощным мускулистым мешком. При сокращении мышц яд выбрасывается на расстояние до нескольких десятков сантиметров.

О какой басне идет речь?

Инсценировка басни.

- Жалко ли вам было Стрекозу или нет? Почему?

1 задание.

- Дайте характеристику Стрекозе (1 группа) и Муравью (2 группа), составляя кластер.

Проверка. Учащиеся озвучивают свои ответы.

Работа в группах.

-Каких людей он подразумевал под Стрекозой и Муравьем?

Проверка.

Работа с текстом.

- Как говорит Крылов о наступлении зимы? Какие образные выражения использует в басне?

- Расскажите о действиях Стрекозы летом?

- Как автор относится к Стрекозе?

(Автор смеется над Стрекозой, над ее ленью, легкомысленностью, называет ее «попрыгуньей», «оглянуться не успела», «Стрекоза уж не поет: и кому же в ум пойдет на желудок петь голодный»

- Стрекозе противопоставлен трудолюбивый, работящий муравей. Чем Муравей занимался летом? Что делал?

-Как понимаете выражение «злой тоской удручена , к Муравью ползет она».

- Почему не идет, а ползет?

-Почему Муравей остался равнодушным к судьбе Стрекозы?

Работа в группах «Комната находок».

Сыр - «Ворона и Лисица».

Очки - «Мартышка и Очки».

Виноград - «Лисица и Виноград».

Зеркало - «Зеркало и Обезьяна»

Поклажа - «Лебедь, Щука и Рак»

Желудь - «свинья под дубом»

Следущее задание«Загадочные животные»

даются буквы, из которых они должны составить названия животных - героев басен.
асли, оранво, райвеум, акр, маркатыш, сретзаок, ведьмед, ковл, снол.

И последнее задание: составление японского стихотворения - синквейн из 5 строчек

Синквейн.

1 группа Муравей 2 группа Стрекоза

2 прилагательных

3 глагола

Фраза из 4-5 слов

Синоним

Пример: « Ворона и лисица»

Ворона Лисица

Глупая, доверчивая хитрая,коварная

Верит, слушает,каркает обманывает, льстит,лукавит

Вороне нравятся льстивые слова Лисица всегда добивается своего

Зачитывают пятистишья.

Задание: слайд Верные/неверные утверждения

1 И. крылов родился 2 февраля 1769 г +

2. он родился в г. Самара -

3. его семья жила бедно+

4. И. крылов начал работать в Петербурге +

5. Он работал продавцом -

6. Крылов знал несколько языков+

7. Крылатые фразы из басен Крылова стали поговорками +

8. В первой книге И. Крылова были рассказы?-

.

5.Итог урока, Рефлексия.

-Что особенно было интересно на уроке. ?

Если бы Вы были баснописцем, какие бы использовали прилагательные, чтобы охарактеризовать своих героев?

6.Выставление оценок.

7.Домашнее задание. Составить синквейн

-

.

».






© 2010-2022