Урок литературы Русские народные сказки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиУрок литературы Русские народные сказкиТема урока: Русские народные сказки

Цель:

1.Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок ( волшебные, о животных, социально-бытовые), особенности сказок и характеры героев.

2. Развивать речь, творческие способности учащихся. 3. Прививать интерес учащихся к изучению устного народного творчества.

Оборудование: иллюстрации по сказкам, презентации учащихся, опорная схема

Предварительное задание :

1.Волшебные сказки

2.Герои волшебных сказок.

3.Социально-бытовые сказки

Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие. Деление класса на группы.

II. Запись числа и темы урока. Постановка цели урока.

1.Опрос:

-Что такое «Фольклор»?

-Чем отличаются пословицы от поговорок?

-Как вы понимаете пословицы подобранные к уроку?

III. Новая тема

-Ребята, любите ли вы сказки?

-Почему же мы все их любим?

-А что такое сказка?

Вот какое толкование дается этому слову в словаре В.И.Даля:

Сказка - вымышленный рассказ небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

Писатель Аксаков: «Сказка-складка (вымысел), а песня - быль».

Сказку народ всегда любил, передавал ее из поколения в поколение, из уст в уста. Сказки мы любим с детства, они будят наше воображение, так как наполнены фантастическими сюжетами, приключениями. Животные, птицы в сказках рассуждают, думают, разговаривают и поступают как люди.

На какие виды делятся сказки, что же характерно для героев каждого вида сказки, мы постараемся разобрать в течение нашего урока.

Выступления учащихся:

1) Презентация «Волшебные сказки»

2) Презентация «Герои волшебных сказок».

3) Презентация «Социально-бытовые сказки»

IV. Работа по «Сказке».

Опорная схема:

Сказка

Учит нас утверждает

Добру, справедливости честность,

Противостоять злу смелость,

Презирать хитрецов преданность

Льстецов, врагов

В сказке сочетается вымысел и реальность


Сказки делятся на:

А) Волшебные

Б) О животных

В) Социально-бытовые



Элементы сказки

Присказка - подготовит к восприятию

Зачин - начало сказки

Концовка - итог развития сказочного сюжета

Сюжет сказки: (фр.слово) ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий.

V.Работа с учебником.

1.Задание каждой группе: 1 гр - волшебные сказки, 2 гр - о животных, 3 гр- социально-бытовые

  1. Выписать в тетрадь основные признаки сказок.

  2. Ответить на вопросы:

-Олицетворением каких человеческих пороков обычно выступают в сказках животные (лиса, волк, медведь, козел)?

-Какие житейские ситуации легли в основу социально-бытовых сказок?

-Какие пороки в них обличаются?

-Какие человеческие качества торжествуют?

2. Заполнить таблицу.Задание по группам.

Каждая группа заполняет таблицу: 1 гр - волшебные сказки, 2 гр - о животных, 3 гр- социально-бытовые

сказка

вид сказки

привести доказательство (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

VI.Выразительное чтение сказки «Василиса Прекрасная»

VII.Домашнее задание: Прочитать сказку «Царевна-лягушка», ответить устно на 4 вопрос, выполнить рисунок.

Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

VIII. Рефлексия. Выставление оценок за урок.



© 2010-2022