Конкурс Знатоки русского языка

Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" выполняет следующие Цели и задачи: формировать интерес к родному языку, через мотивации вернуть интерес к изучению родного языка. Материал для мероприятия прост для использования и реализации в условиях любой образовательной среды. Занятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, а также для разновозрастных групп. Конспект занятия апробирован на учащихся 6 класса МОУ Василёвской СОШ - результаты замечательные; школьники очень эмоционально отвечали на в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5

Тема: Конкурс знатоков русского языка

Задачи:

  • Формировать интерес к русскому языку;

  • Расширить кругозор учащихся;

  • Развивать смекалку и сообразительность;

  • Развивать внимание учащихся;

  • Выявить у детей знания, имеющиеся по фонетике, орфографии, лексике, словообразованию

Оборудование: доска, жетоны, экран, проектор

Литература: А.Т.Асирий «Занимательный материал». - М.: Просвещение.

План мероприятия:

Этапы

Название

Методы и приёмы

Время

1

Орг. момент

Слово учителя

3

2

Вступление

Слово учителя, беседа

5

3

Проведение конкурса:

  • Загадки-шутки

  • Задания по фонетике

  • Занимательная орфография

  • Наша лексика

  • Словообразование

  • Продолжите пословицу

34

4

Подведение итогов занятия

3

Сценарий мероприятия:

Этапы

Содержание

время

1

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас конкурс знатоков русского языка. Для этого мы разобьёмся на 2 команды путём жеребьёвки. Команда, которая наберёт наибольшее количество баллов, получит титул знатоков русского языка. Ваши ответы будет оценивать серьёзное жюри …

3

2

Начать наш конкурс я хочу стихотворением Вл. Шефнера «Слово». Внимательно послушайте и определите главную мысль этого стихотворения.

У: Слово играет в нашей жизни важную роль. Ведь словом можно убить, можно спасти. Автор стихотворения призывает всех бережно относиться к слову и «хранить его изначальную чистоту».

П: Слово необходимо нам для того, чтобы строить нашу речь, чтобы сочинять великолепные произведения литературы. И, конечно, мы должны безошибочно писать слова.

5

3

  1. Разминка.

Вам нужно ответить на вопросы-шутки. Я читаю вопрос, кто знает ответ, поднимает руку - каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Какое слово состоит из 7 одинаковых букв? (семья)

  2. Какие 100 букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

  3. В каком слове 40 гласных? (сорока)

  4. Что мы слышим в конце перемены, в начале урока? (звонок)

  5. В каком слове три «о»? (трио)

  6. Есть ли твёрдые согласные в скороговорке : «Летят лебеди с лебедятками»? (т, с)

Первый шаг в страну русского языка мы сделали. Двигаемся дальше.

  1. Фонетика.

Сейчас мы с вами выясним, кто является лучшим знатоком фонетики. От каждой команды выходит 1 участник и получает лист с ребусами - за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда: 100ляр, ви3на, 3буна, 05, по2л;

2 команда: пи100лет, па3от, 100янка, смор1а, 100л.

Пока ваши товарищи работают, вам нужно составить ребусы. (оценивание)

У каждого из вас есть лист с заданием №2, на нём вы должны сделать фонетическую запись слова, которого я вам назову.

Лён, люк, код.

Яр, дог, лоб. (оценивание)

А сейчас я вам прочитаю строки, вам же нужно узнать их автора, вспомнить название и найти звуки о в этом предложении.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром. С.Есенин. 4

Во 2-м предложении - ц.

Наша ученица Куницына собирается в Братск. 5

  1. Следующий раздел - орфография. Узнаем, кто же из вас лучше всех знает правила правописания?

Итак, 1-е задание: перед вами кроссворд, состоящий из 10 слов. Я называю по очереди для каждой команды слова, а вы должны найти безударные гласные в этом слове и подобрать проверочное, чтобы это слово совпадало с числом клеточек в кроссворде. За каждое правильное слово 1 балл.

1 команда: одобрять (добрый), резвиться (резвый), ободрять (бодрый), угрожать (угроза), высота (высокий).

2 команда: укрепить (крепкий), рубежи (рубеж), сократить (краткий), обновлять (новый), ослепить (ослепнуть).

  1. Следующий тур проверит ваши знания по лексике.

А) Я читаю вам стихотворение В.Берестова, а вы должны найти в нём синонимы.

1 команда:

Бураны, вьюги и метели -

Как много с ними канители.

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они.

Так проворчал Мороз угрюмый,

И речку льдом сковал без шума.

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

2 команда:

Простое слово «промежуток».

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все антракт.

А теперь найдём антонимы.

1 к.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (прохлада).

2 к.

Я антоним к слову «лето» -

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я (зима).

1 к.

Я антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это (плач)

2 к.

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь (тишина). (оценивание)

  1. А теперь заглянем в словообразование. Каждой команде даны схемы, по которым нужно составить слово. Как можно больше нужно составить слов.

  2. А теперь наше последнее задание: продолжить пословицу (по очереди):

  1. 7 раз отмерь (1 раз отрежь).

  2. Горькая правда (лучше сладкой лжи).

  3. Береги платье снову, а честь (смолоду).

  4. Труд кормит, (а лень портит).

  5. Мал золотник, (да дорог).

  6. Слово не воробей, (вылетит - не поймаешь).

  7. Что написано пером, (того не вырубишь топором).

  8. Скучен день до вечера, (коли делать нечего).

  9. Хочешь есть калачи, (не сиди на печи).

  10. Волков бояться - (в лес не ходить).

(оценивание)

34

4

Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется члену жюри … Титул знатоков русского языка присваивается команде … Всем спасибо! До свидание.

3


© 2010-2022