- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конкурс Знатоки русского языка
Конкурс Знатоки русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Любезнова Н.В. |
Дата | 08.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 5
Тема: Конкурс знатоков русского языка
Задачи:
-
Формировать интерес к русскому языку;
-
Расширить кругозор учащихся;
-
Развивать смекалку и сообразительность;
-
Развивать внимание учащихся;
-
Выявить у детей знания, имеющиеся по фонетике, орфографии, лексике, словообразованию
Оборудование: доска, жетоны, экран, проектор
Литература: А.Т.Асирий «Занимательный материал». - М.: Просвещение.
План мероприятия:
Этапы
Название
Методы и приёмы
Время
1
Орг. момент
Слово учителя
3
2
Вступление
Слово учителя, беседа
5
3
Проведение конкурса:
-
Загадки-шутки
-
Задания по фонетике
-
Занимательная орфография
-
Наша лексика
-
Словообразование
-
Продолжите пословицу
34
4
Подведение итогов занятия
3
Сценарий мероприятия:
Этапы
Содержание
время
1
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас конкурс знатоков русского языка. Для этого мы разобьёмся на 2 команды путём жеребьёвки. Команда, которая наберёт наибольшее количество баллов, получит титул знатоков русского языка. Ваши ответы будет оценивать серьёзное жюри …
3
2
Начать наш конкурс я хочу стихотворением Вл. Шефнера «Слово». Внимательно послушайте и определите главную мысль этого стихотворения.
У: Слово играет в нашей жизни важную роль. Ведь словом можно убить, можно спасти. Автор стихотворения призывает всех бережно относиться к слову и «хранить его изначальную чистоту».
П: Слово необходимо нам для того, чтобы строить нашу речь, чтобы сочинять великолепные произведения литературы. И, конечно, мы должны безошибочно писать слова.
5
3
-
Разминка.
Вам нужно ответить на вопросы-шутки. Я читаю вопрос, кто знает ответ, поднимает руку - каждый правильный ответ 1 балл.
-
Какое слово состоит из 7 одинаковых букв? (семья)
-
Какие 100 букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
-
В каком слове 40 гласных? (сорока)
-
Что мы слышим в конце перемены, в начале урока? (звонок)
-
В каком слове три «о»? (трио)
-
Есть ли твёрдые согласные в скороговорке : «Летят лебеди с лебедятками»? (т, с)
Первый шаг в страну русского языка мы сделали. Двигаемся дальше.
-
Фонетика.
Сейчас мы с вами выясним, кто является лучшим знатоком фонетики. От каждой команды выходит 1 участник и получает лист с ребусами - за каждый правильный ответ 1 балл.
1 команда: 100ляр, ви3на, 3буна, 05, по2л;
2 команда: пи100лет, па3от, 100янка, смор1а, 100л.
Пока ваши товарищи работают, вам нужно составить ребусы. (оценивание)
У каждого из вас есть лист с заданием №2, на нём вы должны сделать фонетическую запись слова, которого я вам назову.
Лён, люк, код.
Яр, дог, лоб. (оценивание)
А сейчас я вам прочитаю строки, вам же нужно узнать их автора, вспомнить название и найти звуки о в этом предложении.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром. С.Есенин. 4
Во 2-м предложении - ц.
Наша ученица Куницына собирается в Братск. 5
-
Следующий раздел - орфография. Узнаем, кто же из вас лучше всех знает правила правописания?
Итак, 1-е задание: перед вами кроссворд, состоящий из 10 слов. Я называю по очереди для каждой команды слова, а вы должны найти безударные гласные в этом слове и подобрать проверочное, чтобы это слово совпадало с числом клеточек в кроссворде. За каждое правильное слово 1 балл.
1 команда: одобрять (добрый), резвиться (резвый), ободрять (бодрый), угрожать (угроза), высота (высокий).
2 команда: укрепить (крепкий), рубежи (рубеж), сократить (краткий), обновлять (новый), ослепить (ослепнуть).
-
Следующий тур проверит ваши знания по лексике.
А) Я читаю вам стихотворение В.Берестова, а вы должны найти в нём синонимы.
1 команда:
Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители.
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они.
Так проворчал Мороз угрюмый,
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
2 команда:
Простое слово «промежуток».
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все антракт.
А теперь найдём антонимы.
1 к.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (прохлада).
2 к.
Я антоним к слову «лето» -
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима).
1 к.
Я антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это (плач)
2 к.
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь (тишина). (оценивание)
-
А теперь заглянем в словообразование. Каждой команде даны схемы, по которым нужно составить слово. Как можно больше нужно составить слов.
-
А теперь наше последнее задание: продолжить пословицу (по очереди):
-
7 раз отмерь (1 раз отрежь).
-
Горькая правда (лучше сладкой лжи).
-
Береги платье снову, а честь (смолоду).
-
Труд кормит, (а лень портит).
-
Мал золотник, (да дорог).
-
Слово не воробей, (вылетит - не поймаешь).
-
Что написано пером, (того не вырубишь топором).
-
Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
-
Хочешь есть калачи, (не сиди на печи).
-
Волков бояться - (в лес не ходить).
(оценивание)
34
4
Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется члену жюри … Титул знатоков русского языка присваивается команде … Всем спасибо! До свидание.
3